Патриот на все времена (5 фото + 1 видео)
Михаил Ножкин — герой на все времена. Зрители постарше прекрасно помнят его в роли разведчика Бекаса в фильме «Ошибка резидента» и лейтенанта Ярцева в киноэпопее «Освобождение». Молодому же поколению больше знакомы его бессмертные музыкальные хиты: «Я люблю тебя, Россия!», «Последний бой», «Последняя электричка».
Творческая жизнь великого артиста была яркой, но непростой: его выгоняли из театра, называли «музыкальным диссидентом»... Но всё равно он оставался верен своей стране и сцене.
Военное детство.
Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто не до отдыха с тобой,
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.
Кажется, что автор этих строк — настоящий фронтовик, который вот-вот отправится в решающее сражение. На самом же деле песню написал Ножкин спустя десятилетия после окончания войны.
Ножкин говорил, что «военная тема была у него в крови»: артист встретил Великую Отечественную войну в Москве совсем мальчишкой. Его отца забрали на фронт, а мать и тётя были операционными сёстрами, которые, как вспоминал актёр, «носили ржавые от крови халаты».
Маленького Мишу должны были эвакуировать на Урал вместе со старшим братом, но каким-то чудом они остались жить в Москве во дворе Яузской больницы, где находился военный госпиталь. Поэтому первыми игрушками Ножкина были настоящие пистолеты, а среди самых ярких детских воспоминаний – вой сирены и искалеченные фронтовики.
В шестилетнем возрасте мальчишка решил, что будет доставлять раненым хоть какую-то радость, и вышел на свою первую «сцену». Он давал в больничных палатах самые настоящие концерты: забираясь на табурет, пел, читал стихи. Ножкин вспоминал, что тогда даже не думал о том, что хочет стать артистом: «Я просто понимал, что делаю что-то нужное, смешное, людям с фронта, которым плохо, которые лежат тут перевязанные, перебитые».
«Музыкальный диссидент»
После окончания школы Ножкин решил, что хочет стать профессиональным актёром, однако родители не поддержали сына. Семья нашла компромисс: сперва юноша получает «нормальную» профессию, а потом пробует себя в чём угодно. За «нормальной» профессией Ножкин отправился в строительный техникум Моссовета, а по вечерам занимался в театральной студии. В 1961 году его взяли в труппу Театра эстрады: на этом карьера строителя благополучно завершилась.
За короткое время Ножкин стал одним из самых популярных артистов эстрады. Он работал в Москонцерте, писал сатирические новеллы, баллады, куплеты, стихи, сам выступал с ними на сцене. Уже в 1967 году вышла первая сольная авторская программа Ножкина, которая называлась «Шут с тобой». Она же на этой сцене стала для него последней: артиста уволили.
Известно, что Ножкин постоянно подвергался цензурному давлению, но никогда не шёл на уступки. Даже после увольнения из Театра эстрады он не прекратил свою концертную деятельность. Наоборот, стал писать ещё больше, не только для себя, но и для других. Его репертуар исполняли звёзды советской эстрады: Миронова и Менакер, Миров и Новицкий, Шуров и Рыкунин...
«Русский Рэмбо»
Поразительный факт: фильмография юбиляра, который до сих пор выступает на сцене, собирая полные залы, обрывается в 1985 году. И дело не в том, что про любимого артиста забыли (режиссёры регулярно предлагают ему работу), он сам отказывается от участия в современных фильмах и сериалах. Говорит, что не видит интересных ролей, а сниматься ради денег ему не позволяет совесть.
Не всем известно, что даже в Америке помнят и высоко ценят киноработы Ножкина: за роль в фильме «Одиночное плавание», вышедшем на экран ещё в 1985 году, журнал Playboy назвал его «русским Рэмбо».