В какое точное время началась Великая Отечественная война (17 фото)
А в 4:00 советский посол Деканозов В.Г., находившийся в Берлине, получил от Риббентропа – министра иностранных дел, пакет официальных документов о начале войны, который включал ноту и несколько приложений к ней.
Начало военных действий
22 июня ранним утром, тщательно подготовив авиационные и артиллерийские силы, немецкие войска пересекли границы Советского Союза. Спустя 2 часа, В.М. Молотов уже принимал у себя посла Германии В. Шуленберга. Этот визит состоялся ровно в 05:30, о чем свидетельствуют записи в книге посетителей. Немецкий посол предоставил официальное заявление, в котором содержалась информация о диверсионных действиях СССР в отношении Германии. Также в документах говорилось и политических манипуляциях Советского Союза, направленных против Германии. Суть этого заявления заключалась в том, что военные действия Германия предпринимает, чтобы противостоять угрозе и защитить свою территорию.
Официально заявил о начале войны Молотов. И этот факт вызывает множество вопросов. Во-первых, объявление было сделано гораздо позже. Выступление по радио население страны услышало только в 12:15. С момента начала военных действий прошло уже более 9 часов, в течение которых немцы вовсю бомбили нашу территорию. С немецкой стороны обращение было зафиксировано в 6:30 (по времени Берлина). Также загадкой стало то, что о начале военных действий сообщал Молотов, а не Сталин. Современные историки выдвигают не одну версию. Некоторые утверждают, что глава СССР в то время находился в отпуске. Согласно версии зарубежных историков Бракман и Пейн в этот период Сталин отдыхал в Сочи. Также есть предположение, что он был на месте и попросту отказался, переложив всю ответственность на Молотова. Такое утверждение основывается на записях в журнале о посетителях – в этот день Сталин вел прием и даже принимал английского посла.
Существуют и разногласия относительно авторства по тексту, который составлялся для официального выступления. Как утверждает Г. Н. Пескова, которая трудилась над восстановлением хронологии событий, текст сообщения был написан от руки Молотовым. Но по стилю изложения и исправлениям, сделанным позже в этом тексте, пришли к заключению, что содержание текста редактировалось Сталиным. Впоследствии Молотов выступил по радио с упоминанием, что действует по поручению Иосифа Виссарионовича. Позже, сравнивая содержание написанного текста и произнесенной речи, историки обнаружили некоторые отличия, которые в основном касались масштабов территорий, подвергшихся нападению. Были и другие несоответствия, но они не имели важного стратегического значения. Во всяком случае, факт о том, что война началась раньше указанного в официальных источниках времени, исследователями подтвержден документально.
Немецкие солдаты и офицеры в ожидании приказа о начале атаки 22 июня 1941 года.
Советские пограничники в дозоре на берегу Дуная. Фотография интересна тем, что она была сделана для газеты на одной из застав на западной границе СССР 20 июня 1941 года, то есть за два дня до войны.
22 июня 1941 года возле моста через реку Сан в районе города Ярослав. В то время по реке Сан проходила граница между оккупированной Германией Польшей и СССР.
Подбитый и сгоревший в районе Магерова советский средний танк Т-34 образца 1940 года раздавивший во время боя немецкую 50-мм противотанковую пушку Pak-38.
25 июня 1941 года данная машина в составе полка участвовала в бою с 97-й легкопехотной дивизией вермахта под населенным пунктом Магеров (22 км восточнее города Немиров). Также в бою экипажем этого танка был уничтожен тягач Infanterischlepper UE 630(f) – трофейный французский многоцелевой транспортер Renault UE
Расчет немецкой противотанковой 37-мм пушки PaK 35/36 на улице белорусского города Гродно, захваченного в ночь с 22 на 23 июня 1941 г.
Советский тяжелый танк Т-35, застрявший в придорожном кювете и брошенный 28-29 июня 1941 года на трассе Птичье — Верба, на северо-восточной окраине села Верба Дубновского района Ровенской области во время боя с немецкой 16-й танковой дивизией.
Немцами на борт танка нанесена надпись: «Bitte alles aussteigen» («Пожалуйста все выходите» – объявление на конечной стан
Обоз 308-го пехотного полка вермахта у подбитых советских танков Т-34 и ХТ-130 (огнеметный танк на базе Т-26). Подбитые машины из состава 6-го механизированного корпуса. Подбиты у поселка Озерницы, севернее трассы Зельва — Слоним 29-30 июня 1941 года во время боя с частями немецкой 29-й пехотной дивизии.
Группа красноармейцев, погибших 29-30 июня 1941 года во время боя с частями немецкой 29-й пехотной дивизии у поселка Озерница, севернее трассы Зельва – Слоним.
На втором плане виден подбитый танк Т-34 из состава 6-го механизированного корпуса. В данном бою в засаду попало управление штаба 6-го механизированного корпуса.
Очень похоже, что оставшихся в живых расстреляли сразу после боя.
С одной стороны, вряд ли бы их ставили на расстрел поперек дороги. С другой стороны, большинство лежит или на животе с руками возле головы (поза, характерная для пленного), либо на спине с разбросанными руками (поза, характерная для застреленного спереди).
Жители Львова приветствуют немецких солдат 99-го полка 1-й горно-пехотной дивизии на улице города. 10 часов утра 30 июня 1941 года.
Солдаты вермахта у горящего пулеметного танка БТ-2 из 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Красной Армии в районе Дубно. Юго-Западный фронт, июнь 1941 года. На дальнем плане еще две горящих машины.
Бой на улицах города Немиров (Львовская область, украина) 24 июня 1941 года, на заднем плане видны уничтоженные немецкие орудия SIG 33 1и советский танк БТ-7.
Советский аэродром в городе Бобруйск, захваченный немцами 29 июня 1941 года. На переднем плане — остатки Ар-2 (поздних серий, с турелью кругового вращения), на заднем плане — СБ, два Су-2, И-15бис и У-2.
22 июня 1941 года на аэродроме Бобруйск находилось 140 советских боевых самолетов (58 СБ, 50 Су-2, 28 Пе-2 и 4 Ил-2), 6 учебно-тренировочных самолетов (УСБ) и 8 самолетов связи (У-2) — всего 156 машин. К чести командира 13 БАД генерал-майора Полынина и начальника штаба полковникака Тельнова, они верно оценили обстановку и уже к полудню первого дня войны рассредоточили всю матчасть по полевым аэродромам. В результате этих действий немцам не удалось достичь, сколь ни будь значительных успехов при атаках бобруйского аэродрома — были потеряны единичные самолеты. На аэродроме остались только неисправные самолеты, которые достались немцам и представлены на этой фотографии.
Бойцы и командиры Красной Армии осматривают захваченный огнеметный танк Flammpanzer II на Западном направлении.