Конкистадоры (6 фото + 2 видео)
Фернандо Кортес де Монрй и Писарро Альтамирано, более известный как Эрнан Кортес (1485—1547) — испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков. Благодаря ему в Европе с 1520-х годов стали использовать ваниль и шоколад. Происходил из семьи небогатых, но знатных идальго, два года обучался в университете Саламанки на юриста, даже работал в нотариальной конторе, когда из-за перелома ноги при бегстве с чьей-то жены не попал в экспедицию конкистадоров. В конце 1503 года Кортес уговорил родителей оплатить его переезд в Новый Свет, там губернатор де Овандо, тепло принял родственника и зарегистрировал его как vecino — полноправного колониста, бесплатно получавшего земли с обрабатывающими их индейцами (репартимьенто) и право на постройку дома в городе; взамен Кортес обязывался прослужить на Эспаньоле не менее 5 лет.
В марте 1519 года Кортес формально присоединил Юкатан к испанским владениям (фактически это произошло только в 1535 году). Далее экспедиция пошла вдоль побережья, 14 марта было достигнуто устье реки Табаско, которую испанцы называли Грихальвой. В Табаско 19 марта Кортес получил от местных правителей подарки: много золота и 20 женщин, среди которых была Малинче, ставшая официальной переводчицей и наложницей Кортеса, она сразу же была крещена, испанцы называли её «донья Марина». Через два дня к Кортесу прибыло посольство тотонаков из Семпоалы, предложившее союз против ацтеков, для защиты тылов Кортес основал порт Вилья-Рика-де-ла-Веракрус, в Семпоалу Кортес вошёл без боя, на собрании вождей народа была объявлена война ацтекам. Большую часть армии Кортеса теперь составили союзные племена тотонаков, Касик преподнёс испанцам много золота и подарил восьмерых девушек — все они были родственницами вождей тотонаков, в их числе была и племянница правителя, которую Кортес взял себе.
Прибыло посольство Монтесумы, встревоженного альянсом Кортеса с мятежными княжествами. Испанцам предписывалось идти в Чолулу — второй по величине город-государство Центральной Мексики, 12 октября Кортес вошёл в Чолулу с десятитысячным туземным войском, причём жители устроили большой праздник с жертвоприношениями. 18 октября Кортес провёл большую резню, продолжавшуюся около пяти часов, причём был дан приказ сжечь общественные здания и храмы, поскольку носильщики были переодетыми воинами, по свидетельствам перебили около 6000 человек. В Теночтитлан испанцы вошли 8 ноября 1519 года и были любезно встречены правителями вассальных городов Истапалапана и Кулуакана. Первая неделя в Теночтитлане прошла спокойно; испанцы восторгались красотами и удобствами мексиканской столицы, однако Кортес отдал распоряжение солдатам и офицерам ходить вооружёнными и днём и ночью. Из Веракруса пришло письмо о нападении ацтекского гарнизона, в ходе которого были убиты комендант и старший альгвасил, а также множество союзных тотонаков, тогда Кортес захватил в заложники правителя ацтеков Монтесуму, отправив его под домашний арест. 24 июня 1520 года испанцы во второй раз вошли в Теночтитлан, индейцы активно готовились к войне и избрали нового тлатоани — Куитлауака; Монтесума как заложник потерял всякую ценность, при попытки усмирить толпу с крыши дворца его забили камнями (по официальной версии). Теночтитлан XVI века располагался на острове, соединённом дамбами с материком, причём ацтеки убрали мосты, соединявшие протоки и каналы; Кортес избрал для движения Тлакопанскую дамбу, имевшую длину около 3 км, отступление испанцев в ночь на 1 июля получило название «Ночь печали» была потеряна вся артиллерия, всё золото, награбленное в Теночтитлане; не раненых не осталось вообще. В результате эпидемии оспы скончался император ацтеков Куитлауак, правивший всего 80 дней, и новым тлатоани был избран Куаутемок. Кортес решил организовать штурм Мехико-Теночтитлана с воды и начал постройку флота в Тласкале, тласкаланцы дали 10000-ю армию, войска Кортеса заняли почти всю восточную часть долины Мехико, однако за города Аскапоцалько и Тлакопан шли исключительно ожесточённые бои. Штурм города начался 30 мая 1521 года, за месяц боёв войскам Кортеса трижды удавалось ворваться в Теночтитлан и дойти до центральной площади, но будучи отбитым, Кортес решил взять Мехико измором, Куаутемок попытался бежать на пироге, но был перехвачен и запытан. К письму королю прилагалась королевская пятина и богатые дары монастырям Кастилии, 15 октября 1522 года Карл V подписал указ о назначении Эрнана Кортеса «губернатором, генерал-капитаном и верховным судебным исполнителем по гражданским и уголовным делам на всей территории и во всех провинциях Новой Испании».
Сразу после завоевания Мексики Кортес стал вести себя как независимый правитель, только формально подчиняясь далёкой испанской короне, будучи свидетелем демографической катастрофы на Эспаньоле и на Кубе, он полностью сохранял туземные социальные структуры, заменив ацтекских кальпишки на испанцев, верных лично ему. Местные жители как бы «поручались» энкомендеро (поручителю) и обязаны были платить налог и выполнять повинность (работа на рудниках, в частности богатейших серебряных и полях). Для урегулирования разногласий, Кортес отправился в Испанию, долго ждал аудиенции и 1 апреля 1529 года Кортесу были дарованы титул маркиза и право собственности на всё захваченное в ходе завоевания недвижимое имущество, ему также обещан титул губернатора, Кортес женился на местной красавице и получил от папы признание 3 незаконнорожденных от индейских наложниц детей. Вернувшись и не получив губернаторство, Кортес, невзирая на бесчинства второй ауденсии (комиссии испанцев, сместившей Кортеса и приступивших к массовым казням и инквизиции как самих испанцев, включая священников, так индейцев), вёл себя как крупный плантатор и открывал Калифорнию, посылая туда экспедиции. Снова вернувшись в Европу и не преуспев во вторжении в Алжир, поиздержавшись в судах, в ночь на пятницу 2 декабря 1547 года Кортес спокойно скончался в возрасте приблизительно 62 лет.
Открытия Эрнандеса де Кордобы полуострова Юкатан возбудили золотую лихорадку среди испанцев. Завоевание Юкатана началось в 1528 г., но индейцы майя, населявшие восточное побережье, особенно в Тулуме и Четумале, оказывали ожесточённое сопротивление. Монтехо применял самые варварские казни, вырезал целые селения и бросал женщин и детей боевым псам на растерзание. В 1531—1535 гг. Монтехо вторично пытался покорить Юкатан, на этот раз с запада. В 1540 г. Монтехо возвращает себе захваченный конкурирующими испанцами Гондурас и организует новое наступление на Юкатан, на этот раз завершившееся завоеванием полуострова. В 1546 г. Монтехо вновь вступает в полномочия генерал-капитана и аделантадо Юкатана, но из-за многочисленных конфликтов с духовенством, в 1550 г. отозван в Испанию, где и скончался после продолжительной и тяжкой болезни.
Франсиско Писарро-и-Гонсалес родился в городе Трухильо в Эстремадуре, не знал грамоты, юность свою он провёл среди крестьян, работая свинопасом, имел прозвище «El Ropero» — «сын кастелянши». Семнадцатилетним Франсиско отправился солдатом в Италию, где сражался в Калабрии и Сицилии, затем завербовался в свиту своего земляка, рыцаря ордена Алькантара Николаса де Овандо, отправлявшегося в Вест-Индию. Сведения о жизни Писарро отрывочны, но согласно докладу 1525 года Хуана де Самано, секретаря Карла V, первая Южная экспедиция Франсиско Писарро и Диего де Альмагро была предпринята в 1524 году и открыла конкистадорам Перу. Правитель инков Атауальпа лично познакомился с европейцами в 1527 году, когда к нему привели двух людей Писарро — Родриго Санчеса и Хуана Мартина, высаженных возле Тумбеса для разведки территории. Их приказано было доставить в Кито в течение 4 дней, после чего принесли в жертву богу Виракоче в долине Ломас. Возможно, факт принесения в жертву данному богу стал причиной наименования испанцев — «виракоча».
В начале 1531 года Писарро отправился в свою третью экспедицию по завоеванию империи инков, пленение вождя инков Атауальпы вождя империи, насчитывающей более 1 млн. подданных, произошло 16 ноября 1532 года близ города Кахамарка. По отчётам отряд Писарро в 168 человек разгромил существенно превосходящее по количеству войско инков, в результате резни погибло около 7000 воинов Атауальпы, Писсаро в этом сражении не потерял убитым ни одного из своих солдат. Конкистадор Франсиско де Чавес в письме от 5 августа 1533 года утверждал, что Франсиско Писарро осуществил пленение Атауальпы, споив сначала его и его полководцев вином, отравленным сандараком (моносульфидом мышьяка), отчего потерь и не было. После пленения Атауальпы испанцам за его освобождение был предложен знаменитый «Выкуп Атауальпы», состоявший из золота и серебра (переплавленных затем в слитки). Сокровища заполнили комнату до отметки на высоте поднятой руки. Несмотря на выкуп, Атауальпа судом под председательством Ф. Писарро был приговорён к смертной казни и повешен, затем была устроена бойня родственников Инки, военачальников и других индейцев. В 1537 году между Писарро и его сподвижником Альмагро возник конфликт по поводу распределения полномочий, переросший в ряд военных столкновений. В конце концов Писарро одержал верх над соперником в битве при Салинасе 26 апреля 1538 года, после чего казнил Альмагро. Большинство «альмагристов» поплатилось за верность своему вождю имуществом, переданным сторонникам победителя, а пожалованные казнённому земли были перераспределены в пользу братьев Писарро. Группа оставшихся на свободе «альмагристов» во главе с сыном казнённого Альмагро организовала заговор, в воскресенье 26 июня 1541 год Писарро принимал в своём дворце гостей, когда в дом ворвалось 12 вооружённых заговорщиков, Писарро защищался в спальне мечом и кинжалом, зарубил одного из нападавших, но вскоре был убит, получив множество ранений.
Так закончили жизнь самые известные конкистадоры, так они завоевали Америку, хотя покорение городов майя продлилось более ста лет, а южные земли до сих пор в центральных районах даже не исследованы. В итоге военных действий конкистадоров к владениям испанской короны были присоединены огромные пространства: в Северной Америке часть материка южнее 36 с. ш., включая Мексику, а также значительные регионы Южной Америки без Бразилии, где утвердилась власть Португалии, и Гвианы, попавшей под контроль Англии, Франции и Нидерландов. Кроме того, испанцы «прибрали к рукам» почти всю Вест-Индию и Филиппинские острова. Суммарная площадь захваченных конкистадорами земель составила не менее 10,8 млн. км2, что почти в 22 раза превышает территорию самой Испании.