Как готовились к материнству на Руси в XIX веке (6 фото)
Алексей Гаврилович Венецианов «Сенокос»
Интимная жизнь супругов подчинялась ряду правил, которые должны были соблюдаться ими неукоснительно. В некоторые дни недели, а также во время постов близость была под строгим запретом. Если ребенок рождался в воскресенье или день поста, это означало греховное зачатие (якобы супруги нарушили запрет и предались любовным утехам в дни, когда нужно было молиться и думать о душе).
«Хоть до света не допущен, а в утробе-то живет, пока мать жива» (Рязанская губерния). Считалось, что ребенок одушевлен с момента зачатия, поэтому супруги старались не «осквернять» будущее дитя, избегая близости (особенно во второй половине беременности).
Венецианов Алексей Гаврилович «Кормилица с ребенком»
Потребности беременной женщины должны были стоять на первом месте
Уже тогда желания беременной женщины считались первоочередными, но такое трепетное отношение могли себе позволить только люди с определенным достатком. Не обязательно дворяне, часто - зажиточные крестьяне. Но большинству женщин приходилось заниматься тяжелым физическим трудом вплоть до дня родов, особенно если муж уезжал на заработки.
Венецианов Алексей Гаврилович «На жатве. Лето»
Запреты и приметы, которые не могла игнорировать будущая мать
Беременная женщина должна была много времени уделять молитвам и причащаться. Горячая баня призвана была снять боль в спине и облегчить приближающийся процесс.
Кроме того, запрещалось сидеть на камне, это сулило тяжелые роды. Перешагнуть через коромысло означало, что младенец родится с искривленным позвоночником. А если женщина перешагнет через веревку, ее младенец запутается в пуповине. Беременной нельзя было смотреть на мертвых животных, обмывать умерших – такие действия могли навредить здоровью ребенка.
Сергей Милорадович «У исповедника»
Первое шевеление ребенка
Считалось, что, если младенец впервые пошевелится, когда мать будет стоять у реки – значит он станет успешным рыбаком. Если во время дойки коровы или кормления другой скотины – станет скотоводом. Ну а, если мать ощутит, как ее ребенок пошевелился впервые, когда она была на базаре – быть успешному торговцу.
Венецианов Алексей Гаврилович «На пашне»
Пол ребенка можно было "заказывать"
Если родители мечтали о сыне, женщина после зачатия должна была лежать на левом боку, а если дочь, то на правом. На пол ребенка указывал и внешний вид матери, так худое лицо и острый живот предвещали рождение мальчика. Широкие лицо и живот, наоборот «намекали» на девочку. При первом шевелении женщина должна была посмотреть на мужчину (или подумать о нем), чтобы у нее родился сын.