Атака с запахом яблонь: как тоталитарная секта попыталась устроить конец света в метро (24 фото)
По их замыслу нападение на подземку должно было стать лишь одним из этапов подготовки к началу Третьей мировой войны и неизбежному Апокалипсису. Далее рассказ о истории тоталитарной секты, задумавшей приблизить конец света.
Вечером 27 июня 1994 года жители одного из кварталов в японском городе Мацумото, префектура Нагано, почувствовали нечто странное. Все началось с головных болей и миоза (сужения зрачков). Затем у них развились ринорея (обильные выделения из носа) и диарея, сотни людей стали задыхаться и терять сознание, многие впали в кому, из которой семеро уже так и не вышли. Врачи диагностировали у пострадавших отравление зарином — нервно-паралитическим веществом, использовавшимся в том числе и как химическое оружие. Впоследствии в инциденте обвинили Ёсиуки Коно, также жившего в этом районе и хранившего в доме большое количество пестицидов. Полицию и прессу не смутило ни то, что жена Коно оказалась в числе жертв атаки, оставшись на всю жизнь инвалидом, ни тот факт, что зарин из пестицидов в домашних условиях получить невозможно. Лишь через год выяснилось, что трагедия в Мацумото была спланированным террористическим актом, за которым стояла организация, только на первый взгляд казавшаяся безобидной.
Этим теплым летним вечером в несчастном районе Каити припарковались два автомобиля: минивэн с людьми в салоне и грузовик, в кузове которого находился термостат с 12 литрами зарина. Зарин, бесцветная жидкость с легким запахом цветущих яблонь, очень быстро испаряется, теряя при этом аромат, но оставаясь все тем же смертельно опасным ядом, даже капля которого способна убить человека. Главной целью преступников был трехэтажный дом в Каити, где проживало много судей местного окружного суда. Совсем скоро в Мацумото планировался процесс, в результате которого, как ожидалось всеми, юристы должны были одобрить конфискацию земельного участка у корпорации, носившей название «Аум синрикё».
К 1994 году «Аум синрикё» превратилась во влиятельную и состоятельную религиозную организацию, возглавлял которую некий Сёко Асахара. В 1987-м она возникла как кружок по изучению йоги и китайской традиционной медицины, но за семь лет претерпела впечатляющую эволюцию. Идеи Асахары, представлявшие собой густую солянку из элементов самых разных учений (от той же йоги и буддизма до христианства) неожиданно (скорее всего, и для него самого) нашли живой отклик в сердцах и душах тысяч человек, большинство из которых составляла образованная молодежь, выпускники японских вузов.
Со временем взгляды Асахары неоднократно видоизменялись. В конце концов он провозгласил себя Христом и объявил, что грядет Судный день, Третья мировая война и ядерный Армагеддон, к которому надо готовиться — и душевно, и телесно. Впереди был зловещий 2000 год, и даже во вполне просвещенном XX веке эсхатологические настроения широко распространились среди людей с неуравновешенной психикой. Асахара был тут как тут со своей безумной смесью оздоровительных практик, теорий заговора и предсказаний конца света.
Самопровозглашенный Христос, руководствуясь концепциями, почерпнутыми в научно-фантастических романах Айзека Азимова, собирался организовать тайное общество из ученых, которые должны были пережить Апокалипсис и затем заняться восстановлением человеческой цивилизации. Именно поэтому в организацию в первую очередь вербовались молодые и талантливые студенты лучших японских университетов. Молодые люди, возбужденные признанием собственной элитарности и избранности, не понимали одного: оказавшись внутри «Аум синрикё», пути назад у них не было.
Из безобидного эзотерического кружка «Аум» стремительно превратилась в тоталитарную законспирированную секту с жесткой (и жестокой) организацией. Ее структура фактически дублировала схему японского правительства: в ней тоже были свои «министерства» с четкой зоной ответственности от финансов до науки и техники. Все было организовано таким образом, чтобы после грядущего Судного дня без промедления взять власть в стране и мире в свои руки. Прозелитизм активно поощрялся, адептов вынуждали делиться своим имуществом с сектой, выход из нее был практически невозможен и карался в том числе расправой. В конечном итоге это позволило Асахаре создать гигантскую организацию с десятками тысяч членов, целиком и полностью подчиненную его воле и обладающую значительными финансовыми и интеллектуальными ресурсами.
Согласно воспаленному воображению Асахары, ядерная война (причем между Японией и США) должна была начаться в 1999 году и в 2000-м привести к концу света. Так как страны — участники будущего конфликта в общем-то являлись союзниками, было совершенно непонятно, как за короткий период отношения между ними могли испортиться до степени стирания друг друга и остальной планеты в порошок. В этой связи Асахара и его ближайшие сподвижники решили стимулировать Армагеддон. «Аум» сперва начала интересоваться военными технологиями и боевой техникой, а потом и вкладывать в них средства общества. В частности, по свидетельствам арестованных впоследствии высокопоставленных адептов секты, технология производства зарина была получена из России в начале 1990-х и впоследствии освоена химиками организации.
У «Аум синрикё» появился даже собственный завод по производству этого отравляющего вещества, заработавший в конце 1993 года. Атака в Мацумото должна была не только решить имущественный спор и отомстить местным жителям, препятствовавшим появлению секты в их городе, но и стать испытанием в полевых условиях зарина, которому предстояло быть ключевым элементом в агрессивной стратегии корпорации.
Эксперимент, по всей видимости, был признан удачным. Опять же, согласно рассказам бывших участников организации, на лето — осень 1995 года «Аум синрикё» задумала крупномасштабное нападение на Токио. Для этой цели вновь-таки в России был закуплен вертолет Ми-17, в дальнейшем обнаруженный на территории одной из ее баз. С борта вертолета над столицей страны планировали распылить около 300 тонн зарина, что должно было привести к массовым жертвам. Однако в начале весны информаторы в полиции сообщили Асахаре, что силовые структуры готовят масштабные обыски в зданиях секты. Понимая, что существование промышленного производства боевых отравляющих веществ скрыть не удастся, Асахара отдал приказ подготовить и осуществить отвлекающую акцию.
В узком кругу руководителей секты и их ближайших доверенных лиц были сформированы пять боевых групп. Каждая из них состояла из водителя и непосредственного исполнителя теракта, причем среди последних были и «министры», и их «заместители», и главный химик организации. У каждой пары с собой было два (в одном случае три) полиэтиленовых пакета с зарином общей емкостью 1—1,3 литра. Утром 20 марта 1995 года, в самый час пик, когда токийская подземка была буквально переполнена спешащими на работу людьми, пять человек с пакетами и зонтами зашли на разные станции метро трех его линий и сели в вагоны.
У всех исполнителей были четкие инструкции, на какой станции садиться и на какой выходить. Далее события развивались примерно одинаковым образом. Подъезжая к цели, террористы роняли обернутые в газеты пакеты с зарином на пол, протыкали их специально заточенным кончиком зонта, выходили из вагона и поднимались на поверхность, где их на автомобиле уже ждал второй участник пары. Оставшийся в вагоне зарин начинал испаряться.
Дальнейшие события разворачивались в прямой зависимости от старательности исполнителей. В одном случае террорист проткнул лишь один из двух пакетов и поезд успел проехать целых четыре остановки, прежде чем резкое ухудшение самочувствия пассажиров заставило работников метро остановить движение. В другом — паникующий адепт «Аум» и вовсе лишь слегка надорвал пакет, и состав с ядовитой жидкостью, пахнущей яблонями, продолжал движение еще в течение целого часа и сорока минут. Но были и другие примеры.
Третий террорист, желая засвидетельствовать свою преданность перед Асахарой, буквально изрешетил зонтиком свои пакеты. Один из пассажиров, почувствовав себя плохо и увидев истекающий жидкостью сверток, выбросил его ногой на платформу станции, в толпу народа. В результате этого впоследствии на станции умерло сразу четыре человека.
В общей сложности непосредственно в результате зариновой атаки погибло 12 человек, инвалидами стали 50 пассажиров метро, а еще 5000 обратились за медицинской помощью. Однако на самом деле точное количество жертв установить сложно: скорее всего, вдыхание газа еще в течение долгого времени оказывало негативное влияние на организм пострадавших, приводя к необратимым последствиям.
Асахара, надеявшийся, что этот теракт отвлечет внимание полиции от «Аум синрикё», просчитался. Уже 22—23 марта, через пару дней после трагедии, по всей Японии на объектах секты прошли обыски. Их результаты обескуражили правоохранителей. Оказалось, что под носом у них организация, называющая себе религиозной, вела масштабные разработки химического и биологического оружия. В ее зданиях и на фабриках были обнаружены огромные запасы компонентов зарина и газа VX, культуры сибирской язвы и лихорадки Эбола. Нашли и лаборатории по производству наркотиков (ЛСД и метамфетаминов) и «сыворотки правды».
Кроме этого, выяснилось, что «Аум» в своих сейфах держала миллионы долларов наличными, а в подвалах ее баз содержались заключенные в основном из числа адептов, решивших покинуть секту. В течение следующих шести недель арестовали около 150 ее членов, а 16 мая в секретной комнате замурованным в стену был найден и сам Сёко Асахара.
Судебный «процесс века», в ходе которого вскрылись многочисленные факты деструктивной деятельности «Аум синрикё», продолжался десять лет и завершился только в 2004-м. Асахара и 12 его ближайших сподвижников, включая практически всех непосредственных исполнителей теракта в токийском метро, были приговорены к казни через повешение, пять адептов получили пожизненное заключение, еще 80 — сроки различной длительности. История «Аум» на этом, впрочем, не закончилась. Последних из причастных к трагедии в подземке, в том числе одного из водителей, арестовали только в 2012 году.
«Аум синрикё» была признана террористической экстремистской организацией, а деятельность ее запретили в большинстве развитых стран мира, включая Беларусь, Евросоюз, Россию и США. Однако на руинах разгромленной секты выросли ее наследники под другими названиями, официально отмежевавшиеся от прежних лидеров и их преступлений, но сохранившие основы учения Асахары. «Аум» продолжает появляться в новостных сводках и спустя два десятилетия после своей формальной гибели. Весной 2016 года в России, некогда бывшей одной из основных баз деятельности секты, произошли массовые аресты ее сторонников.
Зариновая атака в токийском метро стала крупнейшей трагедией в истории Японии за 50 лет, минувших со времен атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Страна, восставшая из руин, избавившаяся от агрессивного милитаристского прошлого, построившая экономическое чудо и добившаяся впечатляющих, практически беспрецедентных успехов в улучшении уровня и качества жизни своих граждан, неожиданно столкнулась с террором, выросшим внутри, а не занесенным извне. Японскому обществу был преподнесен очень жестокий урок, последствия которого до сих пор оказывают влияние на местное общество. Тем временем 61-летний Сёко Асахара все еще жив, дожидаясь своей участи в одиночной камере висельников Токийского исправительного центра.