Hetzer (18 фото)
В 1943 году, после разработки целого ряда импровизированных и не всегда удачных легких истребителей танков, немецким конструкторам удалось разработать весьма удачную машину, которая сочетала в себе низкий силуэт и небольшой вес, достаточно сильное бронирование и эффективное вооружение. Новый истребитель танков, получивший имя Hetzer (нем. егерь), был создан компанией «Хеншель». Машина была разработана на базе легкого чешского танка ТNНР, известного как Pz.Kpfw.38(t) или «Прага».
Боевая практика диктовала немцам необходимость разработки единой противотанковой машины вместо накопившихся различных САУ с бесконечным числом модификаций. Разнообразие парка самоходок все чаще выходило немцам боком: возникала путаница в тактическом применении разнообразных машин, которая усугублялась постоянными трудностями со снабжением запчастями и обучением танкистов. Назревала необходимость унифицировать имеющиеся САУ.
Первым такую идею в марте 1943 года выдвинул Гейнц Гудериан. После этого была запущена к реализации программа Panzerjager. Новый истребитель танков должен был стать максимально простым в производстве, дешевым, подвижным, эффективным и пригодным для массового выпуска. В это время танкостроение Германии хронически не справлялось с выпуском бронетехники для нужд вермахта. Именно поэтому, для того чтобы не снижать темпов производства немецких танков, было решено производить САУ на базе легкого чешского танка PzKpfw 38(t).
Смелая идея о создании достаточно мощной ПТ-САУ на базе танка Pzkpfw 38 (t) не вызывала у разработчиков особого энтузиазма. Возможно, данная идея и дальше бы оставалась пылиться на полках, если б в дело не вмешалась авиация союзников. 26 ноября союзная авиация сбросила на Берлин 1 424 тонны бомб. Данный авианалет серьезно повредил цеха фирмы Alket, которая занималась производством штурмовых орудий. Вместе с этим авианлет стряхнул пыль с проекта новой САУ, а немецкое командование занялось поиском альтернативных производственных мощностей, способных восполнить пошатнувшийся выпуск StuG III. 6 декабря 1943 ОКН доложило Гитлеру о том, что чешское предприятие ВММ не сможет выпускать 24-тонный StuG, но в состоянии осилить выпуск легкого истребителя танков.
Новая САУ создавалась с потрясающей скоростью. Уже 17 декабря 1943 года Гитлеру были продемонстрированы чертежи, которые он одобрил. На фоне расцветшей гигантомании в немецком танкостроении, фюрер с большей охотой предпочел бы более тяжелую машину, но выбора у него не было.
24 января 1944 года был изготовлен деревянный макет САУ, а 26 января он был продемонстрирован Отделу Вооружений Сухопутных Войск. Проект военным понравился, и уже к марту 3 машины должны были быть произведены в металле для проведения войсковых испытаний. 28 января 1944 года Гитлер указал на важность скорейшего запуска в серию САУ Hetzer, как самой важной машины для вермахта в 1944 году.
Hetzer был готов к выпуску менее чем через четыре месяца. Ряд предсерийных испытаний машины был просто проигнорирован, так как с одной стороны создателей сильно поджимало время, с другой база самоходки – танк Pzkpfw 38 (t) уже был отлично знаком военным. К 18 января 1944 года было определено, что уже к марту 1945 года производство САУ должно достигнуть 1000 штук в месяц. По немецким меркам это были очень внушительные цифры, за выпуск Хетцеров должны были отвечать 2 предприятия: BMM и Skoda.
Новый истребитель танков имел низкий корпус с рациональными наклонами лобовых и верхних бортовых бронелистов. Машина получила 75-мм орудие с длиной ствола 48 калибров. Орудие было прикрыто литой бронемаской известной как «свиное рыло». На крыше корпуса был расположен 7,92-мм пулемет, имеющий щитовое прикрытие. Двигатель размещался в задней части машины, ведущие колеса и трансмиссия находились в передней части. Ходовая часть состояла из 4 катков. Часть машин была изготовлена в виде самоходных огнеметов, в этом случае огнемет устанавливался вместо орудия. Всего с 1944 года до конца войны было изготовлено примерно 2 600 САУ Hetzer, которые применялись в истребительно-противотанковых дивизионах моторизованных и пехотных дивизий вермахта.
В САУ было реализовано много принципиально новых технических и конструктивных решений, хотя проектировщики и пытались добиться максимальной унификации с легким истребителем танков Marder III и танком «Прага». Корпус из бронелистов достаточно большой толщины был изготовлен при помощи сварки, а не болтов. Такая технология применялась в Чехословакии впервые.
Сварной корпус Хетцера, кроме крыши моторного и боевого отделений, был герметичным и монолитным. После освоения сварочных работ, трудоемкость его изготовления в сравнении с клепаным методом сократилась практически в 2 раза. Носовая часть самоходки состояла из 2-х бронелистов толщиной 60 мм., которые были установлены под большими углами наклона – 40 градусов нижний и 60 градусов верхний. Борта Хетцера имели бронирование 20 мм. и также устанавливались под достаточно большими углами наклона, хорошо защищая экипаж от крупных осколков, пуль противотанковых ружей и малокалиберной артиллерии (до 45-мм).
Для посадки и выхода экипажа было предусмотрено 2 люка. При этом левый предназначался для посадки/высадки заряжающего, наводчика и механика-водителя, а правый предназначался для командира. Для того чтобы удешевить конструкцию серийные САУ первоначально оснащались очень малым набором средств наблюдения. Два перископа (часто ставили лишь один) имел для обзора дороги водитель САУ, наводчик мог следить за местностью только при помощи перископического прицела «Sfl. Zfla», обладающего малым полем зрения. Заряжающий мог следить за местностью только при помощи прицела оборонительного пулемета, который имел возможность поворота вокруг вертикальной оси.
75-мм противотанковая пушка РаК39/2 с длиной ствола 48 калибров монтировалась в узкую амбразуру лобового листа корпуса чуть правее продольной оси САУ. Углы наведения орудия вправо-влево не совпадали (11 градусов вправо и 5 градусов влево). Это было обусловлено большим казенником орудия при малых размерах боевого отделения, а также несимметричностью установки орудия. Настолько крупное орудие вписать в столь скромное боевое отделение удалось впервые в истории чехословацкого и немецкого танкостроения. Этого удалось добиться за счет использования специальной карданной рамки, которая использовалась вместо традиционного орудийного станка.
Hetzer оснащался двигателем Praga АЕ, который являлся дальнейшим развитием шведского двигателя Scania-Vabis 1664, который производился в Чехословакии по лицензии. Двигатель состоял из 6 цилиндров, был неприхотлив и обладал хорошими эксплуатационными характеристиками. Данная модификация двигателя имела 2-й карбюратор, с помощью которого обороты удалось поднять с 2100 до 2500, а мощность с 130 до 160 л.с. (позднее его удалось форсировать до 176 л.с.). На шоссе и хорошем грунте истребитель танков мог развить скорость до 40 км/ч. Емкость двух топливных баков составляла 320 литров, этих запасов топлива хватало на преодоление 185-195 км.
В Германии слишком поздно поняли, что для борьбы с танками союзников им необходимы не «всесокрушающие» капризные и дорогие в производстве монстры, а небольшие и надежные ПТ-САУ. Истребитель танков Hetzer стал в своем роде шедевром немецкого танкостроения. Малозаметная, а что самое главное, дешевая в производстве машина, успела нанести ощутимый урон бронетанковым частям Красной Армии и союзников.
ПТ-САУ Hetzer активно использовались во время боев за Восточную Пруссию и в Померании и Силезии, также они применялись немцами во время Арденского наступления. Благодаря рациональным углам наклона брони, очень низкому силуэту, который был заимствован у советских САУ, этот маленький истребитель танков отлично выполнял свою роль, действуя из засад и после атаки быстро меняя позицию. При этом его орудие уступало пушкам советских танков ИС-2 и Т-34-85, что исключало дуэли с ними на дальних дистанциях. Hetzer был идеальной самоходкой, но только в ближнем бою, нападая из засады.
При этом сами танкисты отмечали ряд серьезных недостатков машины. Бывший командир Хетцера Армин Зонс, вовсе не считает Hetzer выдающимся истребителем танков прошедшей войны. По его словам, главным достоинством САУ было то, что с ее появлением пехотные подразделения вермахта стали чувствовать себя более уверенно. Хорошее орудие и всю конструкцию самоходки портило его расположение. Орудие имело самые минимальные углы горизонтальной наводки (16 градусов) среди всех немецких самоходок. Это было одним из главных недостатков машины. Смещение орудия вправо привело к неудачному размещению экипажа. Командир САУ сидел особняком, что также негативно сказывалось на взаимодействии экипажа во время боя. Помимо всего прочего обзор поля боя у командира был весьма ограниченным, а дым выстрелов пушки, расположенной прямо перед ним, еще более ухудшал обзор.
5 градусов для наведения орудия влево явно не хватало и механик-водитель часто вынужден был поворачивать ПТ-САУ подставляя врагу слабо защищенный 20-мм борт. Бортовая броня Хетцера была самой слабой среди всех немецких истребителей танков. При этом любой поворот орудия вправо оттеснял заряжающего от главного источника снарядов, который находился на стенке напротив заряжающего ниже пушки.
Не смотря на недостатки, Хетцер активно использовался на всех фронтах Второй мировой войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях войск СС и вермахта находилось 915 ПТ-САУ Hetzer, из них на Восточном фронте 726, на Западном фронте 101. Также на базе Хетцера было произведено 30 САУ с 150-мм пехотным орудием sIG.33, 20 огнеметных танков и 170 БРЭМ.