Сорок бочек вранья: рок-легенды раскритиковали новый фильм Серебренникова о Викторе Цое
Ложь — от начала до конца". Такова рецензия Бориса Гребенщикова на сценарий фильма о Викторе Цое. Без нецензурной брани оценить идею новой картины режиссера Кирилла Серебренникова у музыканта не получилось.
Первые кадры со съемок появились в сети несколько недель назад, реакцию вызвали неоднозначную. Смутил подбор актеров. В роли лидера группы "Кино" — родившийся в Германии кореец Тео Ю. А вот друга Цоя, еще одну рок-легенду Майка Науменко играет певец Рома Зверь. Есть и третья героиня — его супруга. О сюжете пока известно мало.
Серебренников анонсировал вроде как фильм о любви. Вернее, о любовном треугольнике. На фоне Ленинграда, лета и 80-х. Но тот же Гребенщиков заявляет — режиссер явно смошенничал. Он как раз сценарий прочитал, и сходства с реальными персонажами не нашел. Говорит — это не знаменитые ленинградские рокеры, это "московские хипстеры". И умеют они лишь "совокупляться за чужой счет". Сказано было резче, но — не для эфира. Словом, фильм о Викторе Цое сняли люди, будто с другой планеты.
В начале 1980-х тогда уже известный БГ услышал незнакомого молодого человека, который пел под гитару. То ли это произошло в рок-клубе на улице Рубинштейна, то ли в пригородной электричке. Гуру русского рока заметил – "Это будущая звезда". Молодой человек с гитарой был Виктор Цой. Первоначальный вариант сценария фильма "Лето" продюсер Илья Стюарт отправил БГ. Тот попросил, чтобы его имя не упоминалось, и не звучала его музыка. Видимо, ему сразу не понравился этот литературный продукт. Сценарий доработали. Но БГ его все равно не принял.
"Я читал сценарий, который они мне прислали. И я им сразу написал, что сценарий — ложь от начала до конца. Мы жили совсем по-другому, у нас была совсем другая мотивация. Ни к Майку, ни к Цою, ни к Наташе, ни к кому-либо из нас, этот сценарий не имеет никакого отношения. Человек, который писал этот сценарий, даже не был на этой планете, у него совсем другое в голове. Он не понимает, как люди могут жить так", — отметил Борис Гребенщиков, рок-музыкант.
Еще летом, когда режиссер Кирилл Серебренников только приступал к съемкам картины, в рок-н-рольных кругах Петербурга ругали сценарий. А продюсер Андрей Тропилло в неофициальной студии которого записывали свои песни и "Аквариум", "Зоопарк", "Кино", "Алиса", выложил в сеть вот такое обращение к Серебренникову. Он тоже не дал разрешения упоминать его имя.
"Я перемолвился парой словечек с Серебренниковым. Этого было достаточно, чтобы понять одно. Это человек абсолютно чуждый рок-культуре, ничего о ней не знающий, серый. Товарищ Серебренников взялся за тему, которую не знает. Цой у него педераст. Майк непонятно кто", — не сдержался Андрей Тропилло, рок-музыкант, продюсер.
В центре повествования — Цой, Майк Науменко и его жена Наташа. Название фильма — это известнейшая романтическая песня Майка Науменко, так же рано ушедшего, как и Цой. Сценарий написал Михаил Идов. У создателей фильма было достаточно времени для работы, никто не торопил. Но вот почему-то с отцом легендарного музыканта решили не консультироваться, сценарий ему даже не присылали.
Мы все знаем, что писать книги и снимать фильмы о реально существовавших людях, когда они еще живы их близкие, всегда — опасность. Люди не могут воспринимать фильм, как художественный, ищут ошибки и не точности. Но тут речь о другом. Гребенщиков говорит не о деталях, а о том, что все не то, атмосфера, мотивации героев. Нет чувства эпохи. Это было удивительное время в Ленинграде. Квартирники, на которых нынешние великие с шапкой собирали деньги на дешевый портвейн, концерты в рок-клубе, когда улица Рубинштейна была заполнена фанатами рока, крепкий кофе в кафе "Сайгон", романтика, нищета. С БГ согласен и музыкант Алексей Рыбин, основавший вместе с Цоем группу "Кино".
Алексей Рыбин сейчас снимает фильм о Викторе Цое. А этим летом режиссер Алексей Учитель приступит к съемкам фильма, не удивляйтесь, тоже о фронтмене "Кино". Сценарий был опубликован пять лет назад. Это, конечно, курьезно. В одном городе практически одновременно снимают три фильма об одном и том же герое. По идее, Учитель и Рыбин должны снять тоньше и точнее. Но среднестатистический зритель обычно предпочитает тот фильм, где больше жареного.