Карпатские мольфары, кто они? (8 фото + 1 видео)
Из-за высоких, поросших густым лесом гор, неба почти не видать. Время от времени Карпаты умело преобразовывают свой внешний облик, очаровательная неповторимость которых надолго запоминается, и пленяет сердца.
Известно, что гуцульский край заполняет волна несметного количества мифов, сказок, легенд, былин и преданий. И неудивительно, что именно в этой местности водятся различные фантастические человекоподобные существа вроде мавки, русалки, водяного, лесного, полевого, кладника, перелесника, змея, мары, криксы, упыря, вурдалака, вия, вихря, богини, чугайстера, домового, черта, волшебника. Вся территория Карпатских гор принадлежит гуцульскому краю. Гуцульщина, очаровательный карпатский край, и очень богатая на фольклор местность. Вы в этом легко убедитесь, хоть раз посетив его.
В сказочной стране, легендами дышит каждая тропа, и любой камень. Какой местный житель не знает здесь множества интересных рассказов и былин, их вы не найдетe ни в одной книге. Цивилизация ничуть не затронула основные традиции здешнего народа, и не повлияла на их образ жизни и творчество. Психология этнической культуры населения Карпатских гор во многом зависит от окружающей природы. Разнообразие и колоритность воплощается также в гуцульском творчестве, философии, верованиях.
Религия гуцул своеобразна, приукрашена местными обрядами, народными приметами, и основана на сверхъестественных, и потусторонних силах. Эти одаренные, темпераментные, жизнерадостные горцы, научились сочетать христианскую религию, с древними атрибутами религиозных верований, культ которых имеет глубокие исторические корни.
Мольфарами в Карпатах называют тех, кто по своим необычным, магическим возможностям значительно превосходит и ворожек, и колдунов («чаклунив» на местном языке). На русский слово «мольфар» наиболее близко переводится как «волшебник», потому что «маг» - слово английского происхождения и в данном случае не очень подходит. Мольфар происходит от «мольфа», что означает «завороженный, волшебный предмет».
В эпоху Древней Руси их функция была значительно шире. Они владели силой влияния слова, и гипнотическими способностями, могли предвидеть будущее, и укрощать стихию. Мольфары ведут свое начало от древних волхвов, служителей древнеславянского культа, которые жили в дохристианский период. Кстати, относительно отведенной им роли в общественной жизни, некоторые этнографы свидетельствуют, что отчасти их власть была значительнее, чем у князей. Во времена язычества, в 9–10 ст. на Руси действительно существовали могущественные вещуны, способные поднять руку на местную знать (старую челядь), и даже на киевского боярина с дружиной. Эти деятели, сфера влияния которых захватывала дела гражданской и общественной жизни, обеспечивались огромной поддержкой простого народа. Сохранившиеся до наших дней летописи повествуют о магических обрядах вещунов, их пророчествах, и способах врачевания.
Среди карпатского населения, мольфары пользовались уважением, их часто побаивались, но никогда не пренебрегали. На ступенях общества мольфaры до сих пор занимают почетное место. Теперешние мольфары утверждают, что ремесло их существовало по всей Древней Руси, но со времен развития христианства, они откочевывали, и поселились в Карпатских горах, где их не гнали, и не преследовали.
основная сила карпатских шаманов заключается в заговорах, особых наборах слов, а говоря проще – в самом слове. А во-вторых, эта традиция очень практическая. Очень немного мольфаров, уходивших куда-то в горы и леса и занимавшихся только личными магическими практиками и самопознанием. В основном, они жили среди людей, имели дома и семьи и оказывали реальную помощь в реальной жизни…
Мольфарский дар передается от мольфара – и целителя, и ведуньи. Разглядев магические способности, они берут ученика в горы, в леса, на полонины. Учият распознавать травы, передают свои знания и умения. Когда исполнется ученику двенадцать лет, производится над ним обряд посвящения. Обряд заключается в окуривании посвящаемого особыми травами – при этом открывается шаманское «видение», человек входит в мир духов, чтобы те признали его своим. В этот момент будущий мольфар обретает личного духовного проводника, который помогает ему ориентироваться в потусторонних мирах.
Каждый мольфар имеет собственное «письмо», свой стиль. Мольфары могут быть врожденные и наученные. Каждый из них – маг в прямом смысле этого слова. Причем владеет и белым, и черным аспектами магии. Власть мольфарского магического искусства распространяется даже на стихии. Мольфаров, умеющих разогнать грозовые тучи, отвести град, гуцулы называют «громовниками». Для того чтобы получит власть над стихией, проводится определенный ритуал. Инструментом громовнику служит сделанный из лезвия косы особый нож, которым мольфар «разрезает» грозовые тучи.
Вообще, в мольфарской традиции многие обряды, ритуалы и священные предметы связаны с громом, грозой, молнией. У карпатских магов есть универсальное слово – «громовица». Это и название самой грозы, и дерево, пораженное молнией (из него делают лучшие музыкальные инструменты, а щепки такого дерева мольфары используют для окуривания людей, страдающих нервными расстройствами). «Громовица» – это и священный предмет, изготовленный из такого «громового дерева», с помощью него мольфар лишает злых колдунов и ведьм силы. А в дохристианские времена в карпатском и южнославянском регионе «громовицами» называли небесных дев – покровительниц отважных воинов. Можно вспомнить и Громовицу – женскую ипостась бога-громовника в южнославянской мифологии… Особое значение в шаманской традиции Карпат имеют «громовые камни», упавшие во время грозы с неба, а также «камни-молнии» – округлые черные камешки неизвестного происхождения. Их находят обычно возле деревьев, пораженных молнией, и мольфары утверждают, что это ядра шаровых молний. Во всяком случае, ни на одну минеральную породу, известную в Карпатах, они не похожи. Мольфар использует эти камни при исполнении особых магических обрядов.
Интересно, что у инков тоже был культ грозы, молнии. И в своих магических ритуалах они тоже использовали «громовые камни». Эти камни метеоритного происхождения, упавшие на землю во время грозы, считались у инков священными. А своего главного культурного героя Виракочу инки называли «грозовым посланником».
на фото гуцульская дрымба.
Целительство является важной частью этой традиции. Лечит мольфар заговорами, освященной водой, минералами и, естественно, травами и зельями, которые сам и собирает в строго определенный дни и часы. Коренья – во второй половине дня, наземную часть растений – в первой. Есть травы, которые собираются только на рассвете, а иные требуют ночной поры. Ведь каждая трава имеет собственное биополе, и от этого зависит, когда ее собирать.
О некоторых из трав в Карпатах созданы легенды. О «золотом корне» (родиоле розовой), о мандрагоре – королеве любовной магии, о «джынджуре» – горечавке желтой, которую называют карпатским женьшенем, и перед чудодейственной силой которой гуцулы преклоняются по сей день…
И еще одним мольфарским методом лечения является музыка. А точнее – игра на дрымбе, старинном гуцульском инструменте. Играют на нем с помощью губ, зубов, языка и дыхания одновременно. А само звучание напоминает буддистские мантры. Кстати, в Тибете существует аналог дрымбы. Похожий инструмент (варган) используют в магических ритуалах шаманы северных народов. В Карпатах же дрымба известна с незапамятных времен. Интересно, что традиционно она считается женским инструментом. И по сей день каждая вторая гуцулка «умие в дрымбу».
Этот инструмент обладает необыкновенной силой – это магия в звуках, заговор в музыке. Звуками дрымбы, говорит шаман, можно излечить болезнь, эти звуки пробуждают энергию дерева, камня, металла, они дают мольфару особую силу, тем более что и дрымбы делает он сам. С помощью этих звуков можно очаровать любимого человека, привлечь дикого зверя, врага превратить в друга…
Если у Вас на пальце серебряное кольцо, то мольфар скажет: «Если вы постоянно будете носить серебряное кольцо на правой руке, – станете неуязвимы для злых влияний». И снова подносит дрымбу к губам, и льются звуки, передающие и журчание горных потоков, и звон звезд над вершинами Карпат, звуки, полные Силы, которая берет начало где-то там, в глубине тысячелетий, в самом духе наших предков, чувствовавших неразделенность всего сущего…
Воздействие мольфара - это могучая сила, которую нельзя назвать и описать словами, подхватит вас. Земля бешено вращается под ногами в одну сторону, весь мир перед глазами медленно плывет в другую, звезды пляшут перед глазами. А вихрь совершаемой магии, которая окутала все пространство вокруг, уносит все дальше и дальше. И когда уже кажется, что уже можно прикоснуться рукой к огромной, медово-золотистой луне, магия вдруг уходит. И именно тогда начинаешь медленно приходить в себя.
…Каждой весной, как только сойдет снег, мольфар исполняет древний шаманский обряд «обретения силы». Он уходит в горы, находит по одному ему ведомым признакам пещеру и замуровывается там без пищи и воды. Обкладывается дерном и мхом, закрывает вход камнями, чтобы ни один луч света, ни один звук извне не проникал в это убежище. Там, погрузившись в глубочайшую медитацию, мольфар пребывает двенадцать дней. Так он очищается от всей нечисти и скверны, которая могла пристать к нему на протяжении года во время лечебных сеансов. Так он получает новый заряд духовной силы…
Мы ищем духовные откровения в пустынях Мексики, в мистических доктринах или еще где-то. А ведь у нас есть собственные тайные традиции, никем не изученные и тщательно оберегаемые. И, наверное, не даром. Мольфар рассказывает, что его традиция, кроме магическо-целительской школы, имеет еще путь некой «высшей магии». Но этот путь, равно как и его цели, не могут быть открыты непосвященным.
Мольфарская традиция – не экзотика. Это реальная сила, требующая серьезного отношения. Шаман рассказывает, что приходят к нему, особенно в последние годы, доморощенные «маги», требующие чуда в подтверждение его магических способностей, желающие проверить шамана «на силу». Но ответ на подобные требования у него один: пустые эксперименты вредят и людям, и природе, и силам, с которыми мольфар общается. И эти силы могут отомстить за небрежное отношение к тайне. Магия, которую несет мольфарская традиция, - это живой огонь, молния над вершинами гор. И, забавляясь с ней, можно обжечься навсегда. Тем же, кто все-таки стремиться пойти по этой стезе, мольфар говорит: «Мольфарство – это тяжелый крест, это сама судьба, которую человек несет до самой смерти. Это жизнь для других. Это ответственность за каждый день своей жизни, за каждый совершенный поступок, за каждое произнесенное слово, за каждую мысль…»
На прощание мольфар дает маленький подарок – защиту, чтобы сила, получения от общения с ним, не ушла. И, пристально глядя в глаза, произносит слова: «Пуля может пролететь мимо цели. Слово же – никогда, ибо слово есть величайшая сила во Вселенной…»
Мольфара уважают и побаиваются. К мольфару идут на поклон, когда есть потребность. Его задабривают и вознаграждают, когда он помогает. Мольфар, если и назначает плату за работу, то только после видимого результата. При выполнении договоренностей - все в порядке. Если заказчик пытается перехитрить мольфара - расплата наступает быстро. В такой форме, что человеку станет все понятно раз и навсегда.
Мольфары - носители крупиц Ведического знания. Известны их "Кармические заповеди":
1.Человек безрассуден, нелогичен и эгоцентричен. Неважно, люби его.
2. Если делаешь добро, скажут, что поступаешь так из личной выгоды. Неважно, делай.
3. Если выполняешь свои цели, найдёшь лживых друзей и настоящих врагов. Неважно, воплощай.
4. Добро, которое ты делаешь, завтра забудут. Неважно, будь стойким и честным.
5. Честность и искренность делают тебя уязвимым. Неважно, будь честным и искренним.
6. Величайшие люди с величайшими идеями могут быть убиты самыми ничтожными людьми с самыми ничтожными мыслями. Неважно, мысли грандиозно.
7. То, что ты строил годами, может быть разрушено в один миг. Неважно, строй.
8. Люди покровительствуют неудачникам, но следуют только за победителями. Неважно, стой за неудачников.
9. Людям действительно нужна помощь, но они могут наброситься на тебя, если ты будешь помогать им. Неважно, помогай.
10. Если отдаёшь миру всё лучшее, тебе ответят неблагодарностью. Неважно, отдавай.