Великие мистики в реалиях: Джордано Бруно (13 фото)
Большинство наших современников помнят имя Джордано Бруно из учебника истории для средней школы. Там коротко сказано: этого ученого в Средние века признали еретиком и сожгли на костре,
поскольку он, вопреки тогдашним церковным догмам, вслед за Коперником утверждал, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Но более близкое знакомство с биографией великого итальянца позволяет сделать вывод: его казнили совсем не за научные убеждения.
Джордано Бруно своеобразно представили при советской власти, сделав его гением атеизма, хотя в философских трудах ученого присутствуют религиозные и мистические размышления. Как обычно, говоря о «науке» и «фактах», коммунисты писали историю по своему усмотрению, отбрасывая невыгодные сведения.
Хотя коллеги-ученые, наоборот, критиковали Бруно за излишний мистицизм.
«Картина мира у Бруно виталистична, магична; его планеты – одушевленные существа, свободно перемещающиеся в пространстве по собственной воле, как светила у Платона или Патрици. Бруно никоим образом не может быть назван современным мыслителем»
Основные научные утверждения Бруно:
Солнце не является центром вселенной,
Во вселенной множество звезд подобных Солнцу,
Вселенная бесконечна,
Земля движется.
Помимо сторонников у Джордано Бруно было немало врагов:
«...я измеряю поле природы, стараюсь пасти души, мечтаю обработать ум и исследую навыки интеллекта — вот почему кто на меня смотрит, тот угрожает мне,— кто наблюдает за мной, нападает на меня,— кто догоняет меня, кусает меня, кто меня хватает, пожирает меня» - писал ученый.
Из мистико-философских рассуждений наиболее известно его утверждение о том, что существует множество обитаемых миров.
«Бруно считал все бесчисленные миры божественными центрами безграничной вселенной» - писала Фрэнсис Йейтс, биограф ученого.
О множестве миров Джордано Бруно писал:
«Необходимо, чтобы существовало бесконечное подобие недоступного божественного лика, в каковом подобии находились бы, как бесконечные члены, бесчисленные миры..»
По воспоминаниям современников:
«Он (Бруно)... утверждал, что вселенная бесконечна и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством и лоном, в котором имеется много звезд...; равным образом луна, солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля; и что не нужно верить в другой небосвод, в другую базу, в другое основание, на которые опирались бы эти великие животные, участвующие в составе мира, который является истинным субъектом и бесконечной материей, бесконечной божественной, действующей силой».
Одиозная фигура эпохи Возрождения и всей мировой истории.
Поэт, выдающийся мыслитель, эзотерист и философ.
Он во многом превзошел представления своего времени об устройстве Вселенной, что сильно противоречило социально-религиозным принципам, за что и был казнен.
В трудах Джордано Бруно есть много отсылок и обращений к Гермесу Трисмегисту, что роднит его с большинство других известных деятелей эзотерики, философии и науки. Бруно являл собой удивительное сочетание естественнонаучной и мистической жажды познания.
Биографы итальянца утверждают, что он стал приверженцем гелиоцентризма, потому что видел в этом божественный, магический смысл, стремление ко вселенской упорядоченности и гармонии.
В 17 лет Джованни Бруно был пострижен в монахи и получил имя Джордано. Однако его религиозные суждения не нашли понимания, и Джордано бежал во Францию, где зарабатывал на жизнь преподаванием. Король Франции Генрих III, заинтересовавшись новыми учениями, пригласил Бруно ко двору, и ученый получил возможность работать над своими исследованиями.
В 1583 году 35-летний Джордано Бруно отправился в Англию, где его труды вызвали резкую критику британских ученых, уверенных, что «солнце вращается вокруг земли». Только физик Уильям Гильберт согласился с доводами Бруно.
Джордано Бруно пришлось покинуть Англию, в 1585 году ученый отправился в Германию, где ему вскоре запретили читать лекции. Научные взгляды ученого о движении земли и бесконечности вселенной не находили понимания местных властей.
Джордано Бруно писал о движении Земли:
«Причиной такого движения (Земли) является обновление и возрождение этого тела, которое, согласно этому основанию, не может быть постоянным, подобно тому как вещи, которые не могут быть постоянными количественно... делаются постоянными соответственно виду; субстанции, которые не могут быть постоянными под одним обликом, существуют, меняя облики.
Ибо материя и субстанция вещей не подвержены порче, вследствие чего материя принимает соответственно всеми частями все формы... Эта масса в целом, из которой состоит наш шар, эта звезда не подвержена смерти и разложению, так как для всей природы уничтожение невозможно; поэтому время от времени в некотором порядке она обновляется, переделывая, перестраивая и изменяя все свои части...
В выводах ученого присутствует мистико-философские размышления, рассуждения о душе вселенной:
«Все происходит от достаточного внутреннего начала, благодаря чему, естественно, находится в самодвижении...
Таким образом, земля и другие звезды движутся согласно собственным местным отличительным свойствам внутреннего начала, которое есть своеобразная душа...»
во взглядах Джордано Бруно присутствовала веротерпимость, что также не одобрялось религиозными властями.
«Я хорошо вижу, что все мы рождаемся невеждами, легко доверяем, будучи невежественными, растем и воспитываемся в послушании и привычках нашего дома и слышим, что наши порицают законы, обряды, верования и нравы наших противников и чужих не меньше, чем противники порицают нас и наши дела.
В нас вырастают в силу определенного естественного питания корни рвения к нашим делам не меньше, чем у многих других – к их делам. Затем легко может стать привычкой, что наши начнут считать жертвоприношением богам то, что подавляются, завоевываются и убиваются враги нашей веры; это встречается в не меньшей мере и у всех других, когда они действуют подобно нам.
И с не меньшим жаром уверенности и убежденности они благодарят бога за обладание тем светочем, за который обещана вечная жизнь, как и мы воздаем благодарность, что не находимся в той слепоте и тьме, как они»
главный миф о Джордано Бруно: его казнили за передовые научные идеи - в частности, за учение о бесконечности миров и гелиоцентрическую теорию строения нашей планетной системы. Но в конце XVI столетия подобные взгляды высказывались многими. Последователей учения Коперника инквизиция еще не приговаривала к смертной казни. Лишь спустя 16 лет после того, как Бруно был сожжен на костре, папа римский Павел V объявил, что теория Коперника противоречит Священному Писанию, и только в 1633 году Галилея заставили отречься от мнения, что Земля вращается вокруг Солнца.
Парадоксально, но факт: все труды Джордано Бруно были объявлены еретическими только спустя три года после его смерти. Тогда за что же его отправили на костер?
Документы суда в Риме говорят о том, что Бруно лишили жизни за отрицание основополагающих догматов христианства. Великий ученый, по сути, создавал собственное учение, которое грозило подорвать влияние Ватикана. Он призывал всех усомниться в святости церковных книг и утверждал, что надо полностью пересмотреть многие положения католицизма и создать другую религию.
Более семи лет инквизиторы старались пытками и уговорами склонить Бруно к отречению от этих взглядов - но не смогли сломить волю убежденного еретика. А выпускать столь авторитетного человека на свободу означало подвергнуть Католическую церковь испытаниям в борьбе с новым религиозным учением.
9 февраля 1600 года трибунал святой инквизиции признал Джордано Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Его лишили сана священника и отлучили от церкви. После чего власти Ватикана сделали вид, что устранились: грешник был передан на суд губернатора Рима с лицемерной просьбой назначить «милосердное» наказание, не проливающее кровь. На деле это означало мучительную казнь - сожжение живым на костре.
Полный текст приговора светского суда не сохранился. Из дошедших до наших дней отрывков известно, что речь в нем шла о восьми еретических утверждениях - но более-менее конкретно можно говорить только об одном: отрицание того, что хлеб может превратиться в тело Христово, то есть церковного догмата о святом причастии.
По преданию, Джордано, выслушав приговор, сказал: - Сжечь - не значит опровергнуть!
Казнь состоялась 17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме. По свидетельствам, приговор намеренно зачитали настолько невнятно, что народ так и не понял, кого и за что предают огню.
Еще один миф о великом еретике -будто бы Римско-католическая церковь в наши дни простила его и осудила тогдашние действия инквизиции. Но, в отличие от Галилея, которого папа римский Иоанн Павел II в 1992 году полностью реабилитировал, Джордано Бруно до сих пор так и не был оправдан. Более того - в 2000 году, когда отмечалось 400-летие казни ученого, кардинал Анджело Содано, выступавший в качестве официального представителя Ватикана, хотя и назвал действия инквизиторов «печальным эпизодом», но подчеркнул, что эти люди сделали все, чтобы сохранить еретику жизнь. Ни о каком прощении речь не заходила - так что для Бруно смертный приговор Церковь до сих пор считает оправданным.
И несмотря на то что еще в 1889 году на площади Цветов установили памятник Джордано Бруно, уже упомянутый Иоанн Павел II, славившийся своими прогрессивными взглядами, встречаясь с группой ученых, на вопрос, почему до сих пор не реабилитирован Бруно, резко ответил:
- Вот когда найдете инопланетян, тогда и поговорим.
ДЖОРДАНО БРУНО О:
О Вселенной
В своей концепции Вселенной Джордано Бруно не ограничивается выступлениями в защиту учения Коперника о гелиоцентрической системе, считая, что эта теория интересна не только с математической точки зрения, а прежде всего завораживает своим метафизическим и мистическим смыслом.
Если Коперник на гелиоцентрическую систему смотрит глазами астронома и математика, то для Бруно она является только одним «иероглифом» среди многочисленных священных знаков, отражающих Божественные Мистерии Вселенной. Воображение Бруно рисует те дали, существование которых с математической точки зрения подтверждает, причем не полностью, только наука ХХ века. О нашей Солнечной системе он образно говорит как о маленьком атоме, развивающемся и продвигающемся среди бесконечного числа ему подобных, внутри великого живого организма — нашей Вселенной, не имеющей ни начала, ни конца. Наша Вселенная бесконечна. Она состоит не только из клеток — галактик, но также из множества параллельных миров, постоянно трансформирующихся; в них проявляется бесконечное количество форм жизни и принципов эволюции.
О Едином
Понятия Бога и Единого (Единства) отождествляются. Бог есть везде и во всем, но Он также находится и за пределами проявленного Космоса, и за пределами любого вида сознания. Он одновременно «везде» и «во всем» и за пределами этого «везде» и этого «всего». Он отождествляется со Вселенной, проистекающей из Него, но в то же время Он от нее существенно отличается. Высший Разум, Душа и Субстанция-Материя — вот три лица Бога.
О магии
Принимая за основу герметическую традицию, Бруно понимает Магию как совокупность священных действий, отражающих божественные законы Вселенной. Вселенная — это единое целое, оживленное Anima Mundi, всепроникающей Космической Душой.
Таким образом, во Вселенной все связано между собой вибрациями взаимной симпатии, по принципу сообщающихся сосудов. Как вверху, так и внизу. Если воздействовать на какую-нибудь точку Вселенной, то это воздействие и его последствия будут отражаться и на всех остальных по принципу резонанса, словно волны, расходящиеся по поверхности воды после того, как в нее брошен камень.
Все есть Музыка Сфер, и все является частью мистической души и тела Вселенной. Все связано между собой невидимыми нитями симпатий и антипатий, сочетания и несочетания.
Искусство мага состоит в том, чтобы подключиться к этой Музыке Сфер, стать частью этой бесконечной «сети» симпатий, пронизывающих всю Вселенную, понимать суть космического принципа аналогии и уметь владеть им и таким образом стать проводником гармонии Неба на Земле.
Бруно говорит о трех видах магии, о священных действиях, соответствующих законам и познанию трех миров: метафизическая магия, или теургия, математическая магия и натуральная магия, или магия Природы.
Для Бруно магия в таком понимании является не отдельной специальностью и не отдельным видом познания, а образом жизни, универсальной философией, путем Ученичества. Истинный маг должен сочетать в себе достоинства ученого, философа (мудреца), мистика и героя, «этот человек способен дойти до такого уровня совершенства внутри себя, чтобы трансформироваться, превратить себя в Образ — отражение Вселенной и завоевать таким способом мощь, которую несет сама Природа».
О душе
Бруно считал, что души бессмертны и являются самостоятельными сущностями. Его рассуждения были такими:
«Поскольку душа может обладать бытием без тела и небытием в теле, она может таким же образом, как она находилась в одном теле, находиться и в другом, переходя из одного тела в другое».
«Я полагаю, что душа, подобно тому, как она находится в одном теле и является самостоятельной сущностью вне этого тела… может находиться и в другом теле, и придать другому телу, имеющему пассивные свойства, бессмертную природу».
Цитаты
«В наше время благородные умы, вооруженные истиной и освещенные божественнной мыслью, должны быть в высокой мере бдительны, чтобы взяться за оружие против темного невежества, поднимаясь на высокую скалу и возвышенную башню сознания. Нужно принимать и всякие другие меры против низкого и пустого.»
«Бог есть бесконечное в бесконечном: он находится во всем и повсюду, не вне и не над, но в качестве присутствующего, подобно тому как нет сущности вне и над сущим, нет природы вне природных вещей, блага — вне благого.»
«Важно, чтобы стремились все, чтобы всякий делал в меру своих возможностей, потому что героический дух довольствуется скорее достойным падением или честной неудачей в том высоком предприятии, в котором выражается благородство его духа, чем успехом и совершенством в делах менее благородных и низких. Нет сомнения, что лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф.»