Калининград, часть 6 — Музей Мирового океана, СРТ-129 (20 фото)
Суда такого типа были построены в Германии в 40-х годах прошлого века и переданы Советскому Союзу в счет репараций. Впрочем, и в 50-е годы их строили в ГДР по заказу СССР.
Эти суда в послевоенный период сыграли выдающуюся роль в добыче рыбных ресурсов и развития рыбной отрасли. Именно на них впервые вышли калининградские рыбаки в середине 50-х годов в открытый океан и обнаружили новые районы промысла. На этих же судах сформировалась знаменитая калининградская рыболовная школа, что позволило в лучшие годы давать до 11% рыбных запасов всей страны. Эти суда были базами, на которых внедрялись новые методы лова, хранения и переработки рыбной продукции.
Обычно такие суда жили недолго. Они строились с расчётом на быструю окупаемость, и после прихода в негодность не ремонтировались, а списывались на металл. Однако у СРТ-129 была другая судьба. После недолгой эксплуатации в качестве рыболовного судна он был передан Военно-морскому флоту. Военные использовали его для морских и корабельных измерений, в более щадящем режиме по сравнению с эксплуатацией в составе рыболовного флота. В 1996 году судно было передано военными Калининградскому рыбному порту. В порту судно установили в качестве памятника истории рыболовной отрасли.
В то время судно было недоступно для широкой публики (порт — режимный объект). Поэтому в 2007 году СРТ-129 был передан Музею Мирового океана, который к тому времени уже имел четыре музейных судна (три в Калининграде и одно в Санкт-Петербурге).
СРТ-129 — единственное в стране рыболовное судно-музей, на борту которого создана экспозиция, посвященная истории рыбопромыслового флота России. А история эта начиналась вот с таких парусных лодок.
Кстати, у СРТ, кроме двигателя, тоже есть паруса, использовавшиеся для увеличения скорости судна на переходе из одного района промысла в другой.
Автономность судна составляет всего 5 суток, что очень мало. Пока доплывешь до места лова, пока, образно говоря, закинешь удочку — а уже пора двигать обратно. Чтобы повысить эффективность лова, стали применять плавбазы.
Это здоровое судно тоже приплывало в район промысла и траулеры периодически к нему подплывали, что выгрузить рыбу и загрузить топливо и припасы. На борту плавбазы рыба замораживалась, либо из нее делали консервы.
Чтобы рыбаки не прочесывали моря и океаны, в надежде, что в сети попадется какая-нибудь рыбка, а приплывали точно в нужное место, строили научно-промысловые суда, которые разведывали, где и какая рыба водится.
Это сейчас из космоса определяют, где косяки рыб пасутся, а тогда для этого приходилось бороздить просторы, так сказать.
Поскольку одни рыбы обитают у поверхности океана, другие плавают около дна, а третьи где-то посередке, то для них всех нужны разные типы тралов.
Ну и в зависимости от размера рыб используются тралы с разной частотой сети.
Кто смотрел какие-нибудь фильмы или передачи про профессиональных рыбаков, тот, конечно же, легко узнает эти оранжевые штормовки.
Пойманную рыбу грузили в трюм через два люка на палубе (прикрыты синими чехлами).
В трюме рыбу солили и распихивали по бочкам.
Всяческие морские узлы. Желающие могут потренироваться в их вязании.
Условия обитания на корабле далеки от 5 звезд. Вот одна из кают экипажа.
Тесновато для четырех человек. У капитана условия чуть лучше, но не намного.
В кают-компании, наверное, друг у друга на головах сидели. Я не представляю, как там могли поместиться 26 членов экипажа. Разве что обедали они в две смены.
А вот у повара, извиняюсь, кока, рабочее место просторное. Просторней даже, чем кухня в хрущевке. :)
Ну и, наконец, рабочее место капитана, где я хорошенько приложился башкой об этот чертов светильник. :)
Вот такая экскурсия. Не очень длительная, но довольно интересная.
Продолжение следует…
- 16 красивейших книжных магазинов планеты, в которых хочется потеряться
- Заброшенная рыбацкая деревня в Китае, которую называют «Призрачной деревней»
- Невероятная еда из Южной Кореи
- 19 пугающих мест планеты, запрещенных к посещению
- Как живут люди на краю света: города России за полярным кругом, где время замерло