Коля Васин не умер, он ушел покурить (12 фото + 2 видео)
Практически незамеченной прошла информация о смерти человека, упомянутого в русской версии Википедии. Странного человека из не менее странного города на Неве. А те, кому интересна история становления русского рока в прошлом веке, знали и ценили неординарность этого фаната группы "The Beatles". Уходит эпоха идеалистов...
Николай Иванович Васин, известный как Коля Васин (24 августа 1945 — 29 августа 2018) — советский и российский коллекционер, писатель-историограф, создатель крупнейшего в стране музея группы «The Beatles».
В 1963 году стал сильно увлекаться группой «The Beatles» и в 1966-м, после выхода альбома Revolver, переоборудовал свою квартиру в музей, впоследствии получивший неофициальное название «Yellow Submarine» (в честь одноимённой песни).
Коля Васин являлся обладателем концертного альбома Live Peace in Toronto 1969, подписанного самим Джоном Ленноном. В 1970 году он решил поздравить музыканта с тридцатилетием и отправил ему телеграмму. В почтовый ящик Леннона в то время приходили тысячи писем, но по случайному стечению обстоятельств он прочёл именно это и решил отправить своему почитателю пластинку с автографом. Сегодня Васина иронично называют единственным человеком в стране, который переписывался с Джоном Ленноном.
В апреле 1971 года Васин предпринял попытку создания первой в Советском Союзе ассоциации рок-музыкантов, но организация развалилась после того, как одного из её учредителей арестовали и посадили в тюрьму. С подачи Николая Васина в Ленинграде проводились концерты в честь дней рождения участников группы «Битлз», в которых принимали участие известные музыканты, в числе которых «Аквариум», Юрий Ильченко, Геннадий Зайцев, Ольга Першина и Наталья Васильева. Первым подобным мероприятием стал концерт в честь дня рождения Джорджа Харрисона. В 1977 году принимал участие в редактировании подпольного журнала «Рокси», является автором многих его статей.
В марте 1981 года стал обладателем членского билета № 1 Ленинградского рок-клуба.
Начиная с 1989 года много путешествовал по США и Великобритании, общался с исследователями творчества «Битлз» по всему миру. К примеру, в одной из первых своих поездок Николай Васин познакомился с Аланом Уильямсом, первым менеджером группы, который после этого стал приезжать в Россию на празднования дней рождения «битлов». Некоторое время Васин занимался популяризацией музыки Элвиса Пресли, потому что тот оказал на «Beatles» очень большое влияние.
С 1990 года Васин пропагандировал строительство в Санкт-Петербурге «Храма любви, мира и музыки имени Джона Леннона». Эта на первый взгляд абсурдная идея получила большую поддержку и возымела много поклонников — городскими властями под храм даже была выделена территория, в устье реки Смоленки на Васильевском острове (при условии, что все технические вопросы Васин будет решать сам).
19 января 1992 года он стал президентом Комитета по сооружению храма, который ныне зарегистрирован в городской мэрии как общественная организация. На Пушкинской, 10 был открыт Фонд «Свободная культура», целью которого стали сбор средств на постройку храма и другие мероприятия по увековечиванию группы «Битлз» в Санкт-Петербурге.
Согласно плану Николая, с вершины Храма будет виден Ливерпуль, родина битлов. В своём интервью Ярославу Денисову Коля рассказал, как чётко представляет себе день, когда Джон Леннон приплывет к нему на лодке с одной из сторон Храма. Васин не раз говорил, что момент, когда ему приснился Храм Любви и Музыки, может сравниться только с моментом, когда он встретил Пола Маккартни (Поля, как чаще его называет Николай).
Когда Васина спрашивали о его отношении к другим музыкальным группам, как, например, The Doors, Коля не задумываясь отвечал: в молодости слушал без перерыва, но вообще Doors «не от Бога, и они уже давно остались где-то позади... а может быть, и впереди», неуверенно добавлял Коля, «я их не слушаю».
В 2007 году вышла в свет его книга «Рок на русских костях», в которой подробно рассказывается о влиянии группы «Битлз» на советских музыкантов и о становлении под этим влиянием русского рока. Материалы для книги собирались автором на протяжении всей жизни, ещё с 1964 года
Храм Коля Васин увидел однажды во сне: скала неправильной формы, а над ней два вращающихся шара – шар Любви и шар Мира. Он собственными руками изготовил около пятидесяти моделей храма из различных подручных материалов – от пластилина до керамики.
29 августа 2018 года Николай Васин совершил суицид, бросившись с третьего этажа в торговом комплексе «Галерея». Основатель музея «Реалии Русского Рока» Владимир Рекшан, друг Васина и бывший вице-президентом комитета по созданию храма, в беседе с корреспондентом интернет-издания Фонтанка.ру сообщил, что умерший оставил предсмертную записку со словами о «невозможности жить в стране, где никто не поддерживает дело храма Джона Леннона»
Б. Гребенщиков, А. Титов (Тит), К. Васин, Д. Стингрей, С. Курёхин (Капитан)
Коля Васин не умер, он ушел покурить...
Михаил Боярский:
" - С Колей Васиным я знаком давно. Я встречал его в кинотеатрах, где показывали фильмы про «Beatles», я встречал его в Ливерпуле, даже у себя дома встречал. Коля очень счастливый человек. Может быть, самый счастливый из всех, кого я знаю. Он создал свой мир, свою планету, на которой живёт припеваючи. Его можно назвать городским сумасшедшим, но он же не делает никому ничего плохого, просто слушает целыми днями «Beatles», мечтая построить храм Джона Леннона. И всё, что ему нужно, — это их музыка и любовь, которую он в ней находит. Его не интересует наш материальный мир.
Я в какой-то мере тоже битломан, но так погрузиться в это увлечение не смог бы. Во-первых, потому, что нельзя создавать себе кумира, даже если в его роли выступает Джон Леннон, во-вторых, потому, что у меня еще есть семья, театр и я все-таки смотрю иногда налево и направо. Но если бы меня посадили в тюрьму и разрешили до последнего дня своей жизни слушать музыку только одной группы, я бы, не сомневаясь, выбрал The Beatles. Вот тогда бы я жил точно так, как живет Коля Васин".
Вдова музыканта Сергея Курехина, руководитель Центра его имени Анастасия Курехина очень высоко оценивает роль Николая Васина в развитии русской рок-музыки:
" – В юности он был для нас абсолютный гуру, для всей рок-музыки Ленинграда. Попасть к нему в дом было большой честью, о тебе говорили с придыханием, если ты был причислен к его кругу. Он был абсолютный романтик, человек-легенда, человек-душа ленинградской рок-музыки. Классно, что у него был музей, который присутствовал во всех путеводителях, – это было наше все, наша культурная ценность. Правда, в последние годы мы общались довольно мало, это когда был жив Сергей, мы постоянно встречались на концертах, и он, как всегда, все время говорил о Джоне Ленноне и “Битлз”. Он был настоящий человек, абсолютно искренний и преданный идее. Я знаю, что он всю жизнь строил храм Джона Леннона, он жил в своем романтическом мире".
Писатель, рок-музыкант, основатель рок-группы "Санкт-Петербург", создатель Музея реалий русского рока Владимир Рекшан считает Николая Васина ярким порождением советского строя:
– Только из советского общества могло вырасти такое неповторимое явление, как Николай Васин. В других странах, с другим типом экономики ничего подобного возникнуть не может. Только в России появляются такие люди, как протопоп Аввакум или Николай Васин. Без него вся эта “Битлз”-история потеряет то харизматическое напряжение, которое она отчасти имела. Я с ним познакомился весной 1971 года, когда приехал к нему на Ржевку, на край города, на тайную встречу лидеров тогдашних популярных рок-групп, где была создана наша подпольная федерация. Она – при Васином участии в том числе – провела много ярких подпольных концертов, а потом все это накрылось.
Коля, несомненно, носитель религиозного сознания. “Битлз” любят многие, и я их с юности люблю, но у него не просто любовь – это перенос чего-то гораздо большего на личность Джона Леннона и всех остальных. Вначале это развивалось в виде домашних “Битлз”-праздников. Я ездил на них с начала 70-х годов, это было яркое событие – куда-то едешь, плохая погода, 9 октября, день рождения Джона Леннона, приезжаешь, звучит музыка, мы вместе – это было классно. Так продолжалось какое-то время, потом стали происходить более массовые, но тоже ночные полуподпольные выступления в разных домах культуры, иногда даже за городом.
В Васине люди видели носителя того безграничного удовольствия, которое вы получите, музыкального экстаза. Это было на сломе эпох, во время перехода от социализма к капитализму, когда люди тянутся к соборности, хотят быть вместе – буржуазная идеология еще не овладела массами, а старая уже не действовала.
– Владимир, а что это за комитет по созданию храма Джона Леннона?
– Это было юридическое лицо, оно просуществовало до 2010 года, потом закрылось – я думаю, потому, что эйфория закончилось, а точной формулировки не было – что этакое: храм, Дом культуры, религиозный дом, клуб, музей. С другой стороны, каково это для человека: вот он в центре внимания – и вот он его теряет. Распадается круг друзей. Я, например, был вице-президент этого юридического лица, теперь уже не существующего, но – как Ельцин Руцкого отстранил от должности – так и меня Коля отлучил от церкви, и имя мое проклято в веках. Я пошутил, сравнив макет храма кое с чем, и за это был проклят, что звучит смешно и нелепо. Таким образом Коля потерял значительное количество своего окружения. Его последние “Битлз”-мероприятия были все малолюднее и малолюднее, все это снова превратилось в узкий кружок, и уже другие люди проводили “Битлз”-концерты, насыщенные не религиозным чувством, а музыкой. Я думаю, что на самоубийство Колю толкнуло одиночество. Жены и детей у него не было, друзей становилось все меньше, хотя, конечно, до конца прочитать человеческую психику невозможно. Записка осталась – мол, в этом мире никто не хочет строить храм мира и любви – типа, получайте.
– А не был ли он городским сумасшедшим, каковым его некоторые считали?
– Конечно, был. С другой стороны, может, это мы – городские сумасшедшие, может быть, нам был предложен всемирный оргазм, который всем нужен, а мы его не приняли. Конечно, психика у него была неадекватная – но радостная, эмоциональная, заразительная. Он был миссионер. А что, какой-нибудь миссионер, который приплыл к дикарям, чтобы его там разорвали и съели, – он что, не городской сумасшедший? У Коли Васина все, конечно, было нестандартно.
– А как вы оцениваете музей, созданный Васиным?
– Это же не музей, это храм. Там люди собирались, отмечали дни “Битлз”, выпивали, произносили речи – но там можно было вести себя только канонически, шаг вправо, шаг влево карался как нарушение религиозного канона. Там какая-то сборная мебель, все довольно мусорно, это такой уголок советской свободы. Но пластинки там попиленные, заигранные, автограф Джона Леннона на альбоме Live Peace in Toronto ничем не подтвержден. Этот как с каким-нибудь пальцем святого – если люди верят, так это его палец и есть. Сложилась такая легенда, что Коля этот альбом получил, но это требует экспертизы, так что это специфическая ценность для отдельных коллекционеров. Там есть замечательные рукописные альбомы, сделанные Колей Васиным, – по “Битлз”, с фотографиями. Это такой инфантилизм своеобразный, но талантливо сделано. Есть старые бобины с пленкой. То есть нельзя сказать, что мы отремонтируем тут все и откроем музей: в музее должна быть какая-то философия. Все это находится не в квартире, а на территории “арт-центра Пушкинская, 10”, собственность государственная, в безвозмездной аренде у арт-центра. И это не музей, это называется “офис храма” – вот и пойми, что это такое.
Коля Васин и Майк Науменко с только что вышедшим первым альбомом Майка, за три дня до смерти Майка
По словам Владимира Рекшана, сейчас этот музей, “офис храма” опечатан в связи с расследованием обстоятельств смерти Николая Васина. Стоит все же заметить, что Васин был не просто любителем “Битлз”, всю жизнь он собирал материалы для книги “Рок на русских костях” о влиянии этой группы на советских рок-музыкантов, эта книга вышла в 2007 году. Историк российской рок-музыки Андрей Бурлака относится к музею Николая Васина вполне серьезно.
А. Кутиков и Коля Васин.
" – Он сначала устроил этот музей в своей квартире на Ржевке, а потом переехал на Пушкинскую, 10, и музей-квартира водворился уже там. В нем огромное количество книг, журналов, пластинок. Сам Коля очень хороший художник, он делал уникальные альбомы, посвященные не только “Битлз”, но и истории рок-н-ролла в России и свободной культуре в этой стране. Человек превратил всю свою жизнь в памятник “Битлз”, там у него какие-то модели храма Джона Леннона, который он хотел построить где-нибудь на берегу залива. В 1971 году Джон Леннон лично прислал ему календарь и пластинку с автографом. Это невероятно для советских времен – Коля написал Леннону письмо и в ответ получил такие личные сувениры с автографами Джона и Йоко Оно – это самые уникальные вещи в его коллекции, с которыми он бы не расстался ни за какие деньги".
Директор клуба-музея "Котельная Камчатка" Сергей Фирсов вспоминает, что знал Колю Васина, кажется, всегда:
" – Я знал его по рок-клубу и даже еще раньше, наверное, по “Сайгону”, с 70-х годов. Это легендарный был человек и сумасшедший абсолютно – в хорошем смысле. Такой городской сумасшедший, который должен быть в каждом городе. Он никогда никому не сделал никакого зла, уверовал в свою идею и всю жизнь ей посвятил, ни на что не отвлекался. Я в свое время часто к нему ходил, сидел, выпивал, там всегда было очень весело, добрая атмосфера, и я многих к нему водил. Последние 2–3 года, правда, не был ни разу. К нему надо было прийти, сесть, выпить водки – это надолго обычно затягивалось, а жизнь убыстряется с каждым годом. Очень жаль его. Никто не хотел и не мог ему помочь в его мечте. То есть те, которые хотели, – не могли, а которые могли – не хотели и не обращали на него никакого внимания. Он очень много делал для популяризации битлов. Отдельные наши группы он тоже любил – “Зоопарк”, “Аквариум”, молодежь не особенно приветствовал, но это не важно – он любил всех, любил жизнь во всех ее проявлениях. Это такая реализованная любовь – к чему “Битлз” и призывали всю жизнь.
– Вы уверены, что это было самоубийство?
– Да, ведь и записка же есть, и видео. Его столкнуть было невозможно, разве что впятером – вшестером, и это бы надолго затянулось. Он весил 150 килограммов и был очень здоровый, настоящий богатырь.
Историк Даниил Коцюбинский сожалеет о кончине Николая Васина, о том, что рядом с ним не оказалось врачей, которые помогли бы ему справиться с депрессией:
– Что касается кризиса тех мечтаний, которые были характерны для людей 60–70-х годов, то он налицо, я его тоже ощущаю, хотя и отношусь к более позднему поколению. Коля Васин был классический шестидесятник, современник “Битлз”. 60-е годы – это самое романтическое духоподъемное десятилетие в ХХ веке, когда после ужасов Первой и Второй мировых войн, тоталитарных режимов – вдруг пришла оттепель, причем это случилось во всем мире. С конца 50-х и в Америке, и в Европе – везде началось пробуждение в искусстве, культуре идеи свободы, свободной личности. Стало казаться, что человек, который свободно распоряжается собой, может быть счастливым, а общество, состоящее из таких людей, – гармоничным. На этом выросла вся культура 60-х, в том числе рок-музыка, которая провозглашала: не воюйте, занимайтесь любовью, играйте рок-н-ролл и используйте наркотики – потому что наркотики тогда воспринимались как еще одна ступень к внутренней свободе. Это была попытка поверить в человека еще более безоговорочно, чем в нее верили в эпоху Ренессанса. Но потом эта мечта – как всегда бывает со слишком яркими мечтами – встретилась с реальностью и сникла. Но самое неожиданное, что на ее место больше ничего не пришло. И к началу нового века оказалось, что старые романтики ушли, а новых не появилось. Конечно, такой тонко чувствующий человек, как Коля Васин, в конце концов этого перенести не смог, хотя, наверное, к этому добавились какие-то личные обстоятельства, о которых я не знаю. Обычно старики уповают – у нас не получилось, у детей получится, а сейчас ситуация во всем мире такая, что у нас не получилось, и совершенно непонятно, получится ли у детей, потому что как мы были лишены большой мечты, так и они ее лишены. Люди 60–70-х знали, как они хотят изменить мир – разрушить патриархальные, тоталитарные каноны, запреты; их лозунг был – “запрещается запрещать”, а сейчас он никого уже не зажигает.
– А сам феномен Коли Васина – это ведь форма ухода от совка?
– Любая романтическая парадигма – это форма ухода от материального, он ушел в мир битлов. Любой человек, у которого есть духовная компонента, создает для себя нечто идеальное, в чем он спасается от материальной безнадеги и бессмысленности. Дух же не может принять до конца материю, которая движется во времени и разрушается в пространстве. Я бы не стал критически осмыслять созданный Колей Васиным культ. Я тоже из того времени, когда рок-музыка была религией для молодежи. Мне понятен человек, для которого все, что связано с музыкантами, которые его сформировали, становится святым. Для меня тоже есть группы и имена, которые я воспринимаю не просто как тех, кто создавал музыку, для меня это нечто большее – примерно то, что укладывается в понятие “святое”. Просто у Коли Васина больше ничего не было, но исходный геном его одержимости мне понятен.
Майк Науменко - Всё В Порядке (Старые Раны) [1980]
Спасибо, Смотрящим, Читающим и Слушающим !!
При создании поста использованы материалы свободного доступа с ресурсов:
1. https://ru.wikipedia.org
2. https://www.svoboda.org/a/29473463.html
3. http://www.yahha.com