Чему нас учат 5 мастеров Венецианской школы фехтования (5 фото)
Франческо Альфиери
Почти все мастера фехтования, жившие в 16 веке опирались на труд Франческо Альфиери «Искусство превосходного владения мечом» (1653) и признавали его большим ученым. Заслуга его в том, что он буквально с первых страниц дал классификацию Норманнской и Греческой систем (отсюда берут и названия хватов оружия - норманнский и греческий хват, использующиеся до сих пор по всему миру, в том числе в криминальной традиции).
Кроме, собственно, технических элементов, он методично излагает 12 ключевых принципов защиты и атаки. Для наглядности это можно сравнить с циферблатом часов, если их разделить на 12 секторов, где каждый такой сектор распаковывается во многовариантность использования каждого из 12 ключевых принципов. Варианты обусловлены условиями, в которых вы оказались - будь то уровень подготовки вашего противника, имеющееся у вас оружие, пространство в котором вы столкнулись с врагом или количество врагов и т.п., т.к. две ситуации никогда не бывают идентичны.
Как писали ученики Альфиери, "трактат написан языком сердца, в котором прорастают причины и принципы фехтования, соответственно, при применении которых исчезает страх и неуверенность в бою".
Николетто Гиганти
Гиганти оставил после себя трактат «Школа или театр» (1606 ), в котором настолько простым языком изложил основы фехтования и используемых в нем академических наук, что книга воспринимается даже теми, кто до этого фехтованием не занимался вообще.
В своем труде Гиганти обосновывает эффективность каждого из принципов ( у него их 13), подкрепив их всей имеющейся на тот момент практикой боя, наглядно демонстрирует способы применения принципов в бою. При этом имеет всего две стойки – оборонительная и наступательная; выпад и оборона.
Любопытен факт, в книге Гиганти рассматриваются две позиции - длинный выпад и стойка, по этому принципу построено карате. Также исследуя все школы фехтования можно заметить, что Французская школа — это результат соединения трактатов Николетто Гиганти и Сальватора Фабриса.
Сальватор Фабрис
У Фабриса изложение идет от общего к частному и ему удалось охватить практически всю известную практику фехтования к тому времени. Все же его трактат «Фехтование или Наука Оружия» (1606) скорее не учебник, как два предыдущих, а пособие, т.к. не раскрывает всей глубины принципов, а дает конкретные алгоритмы действий, что сильно ограничивает ученика в диапазоне выбора нужного способа.
В начале трактата Фабрис пишет:
"Здесь мне хотелось бы объяснить вам основной принцип этой книги. И как я обещал, сначала начну свой рассказ только с меча. Я принял такое решение, потому что все основные принципы использования этого оружия будут перекладываться на применения всего другого оружия. Потому по многим причинам я решил поместить этот объем знаний, исключительно только о мече, но также в сочетании вместе с кинжалом, как другим видом оружия. Необходимо также знать, как хорошо и легко управлять кинжалом. Основа понимания заключается в том, что необходимо изучить четыре боевые позиции со всеми сформированными стойками, контрстойками, контртемпо, уклонениями, контруклонениями, другими движениями мечом, которые можно выполнять, как для защиты, так и для атаки противника."
Джакомо ди Грасси
Подход Ди Грасси к фехтованию комплексный. В его труде «Причины победоносного использования оружия для атаки и обороны» 1570 года описаны причины, принципы и способы обращения с различными видами оружия. Это целая научная работа, в нем нет того, что люди привыкли видеть сейчас (приемы, алгоритмы и т.д.), там все изложено комплексно, описаны части науки и взаимодействие их между собой. Используется высокая стойка, которая не свойственна другим школам фехтования, кроме испанской (высокая стойка обеспечивает маневренность в бою). Очень подробно описаны принципы механики — траектории движения руки и оружия, на какую часть шпаги лучше принимать оружие противника.
Особую ценность представляет методология обучения, т.к. автор изложил способы как уйти от путаницы в технических приемах, и как используя хотя бы основные принципы побеждать в кратчайшие сроки с минимумом усилий.
Джакомо ди Грасси: «В трактате описаны основы атаки и обороны, оба из которых переплетаются по прямой линии, в противном случае вы не сможете атаковать и защищаться.
С помощью этого трактата, посредством различных способов применения оружия, приобретается сила, справедливость и скорость. Вы сможете все постигнутое отпечатать в своем благородном уме, и благодаря этому откровенному рассказу превознести свою храбрость до совершенства.»
Камилло Агриппа
Про Агриппу мы подробно касались в прошлой статье этого сообщества. Он впервые ввел научный подход в боевую систему. На основе геометрии, физики и других наук показал и доказал эффективность такой логики в бою. Его систему называют буквенной, где под буквами подразумеваются технические элементы и позиции - и показал как такие буквы использовать и складывать в "слова".
«Трактат о науке оружия с философским диалогом» 1553 г наглядный, объемный по широте используемых знаний, кардинально изменил и фехтование и методику преподавания фехтования.
Наука оружия, по мнению Агриппа, во-первых, базируется на Справедливости, во-вторых, на Уме и, в-третьих, на ее Использовании.
Читая эту книгу, нужно учиться фехтованию за столом, а уже потом в зале со шпагой. И подход этот считается главным в Венеции, в последствии Испания переняла этот принцип.
Если соединить между собой три трактата Агриппы, ди Грасси и Альфиери, то увидим Испанское фехтование, то есть Дестрезу.
Подход Венецианской школы фехтования
Казалось бы к чему усложнять фехтование - бей и коли пока дури хватает. Такой подход у солдата (не у командира), поэтому их сотни тысяч и "их не жалко". Но дело в том, что даже небольшой шаг в сторону, небольшое отклонение меча или поворот корпуса влияют на то, что до вас не достанут. А это значит, что вы знаете как поставить противника в невыгодное для него положение и с наименьшими усилиями повергнуть его. Ведь в бою вам необходимо силы как раз беречь, иначе вас на долго не хватит. И именно геометрически это хорошо понятно, таким образом человек постигает причину и вытекающие из нее следствия. А когда причина понятна, понятно устройство и человек может это проверить и убедиться "как по линейке", то он всегда уверен в той системе, что практикует. Венеция воевала и на суше и на море, все эти мастера не были просто теоретиками, каждый за спиной имел практику, служил рыцарскому ордену и Дожу (главе Республики). Более того, принципы вместо конкретных алгоритмов позволяли человеку конструировать свою собственную линию боя в зависимости от ситуации.
Главным отличием Венецианской школы от других школ фехтования является ее подход. Эти пять трактатов позволяют ученику освоить любой из стилей Европейского фехтования, который ему больше свойственен в силу его телосложения и психофизиологических параметров. То есть ученик усваивает не то, что работает для учителя, а то, к чему он сам расположен. Это как сравнить с костюмом, когда вы одеваете костюм не по меркам портного, а по своим собственным меркам. Это и есть суть Венецианского подхода.
Логическую модель Венецианской школы можно представить в виде "многочасья", где у множества "часов" есть единый шестереночный механизм, который объединяет все механизмы между собой. Поэтому, с каких бы часов вы не начинали, вы можете работать одновременно с любыми из них, которые у вас имеются на данный момент.
Основу Венецианской школы составляют три механизма: извлекающие силу, преобразовывающие силу и механизмы использования чего угодно в своих интересах. Поэтому многие принципы этой школы являются неожиданными для фехтовальщиков других стран. Например, они не стеснялись атаковать даже ту часть тела противника, что оказалась ближе в бою, а для этого выходили за линии атаки, зачастую даже становясь позади врага, могли сделать сцеп с ним и беспрепятственно наносить удары.
Венецианская наука в последствии разделилась на две системы: греческую и норманнскую. А многие ее элементы трансформировались в криминальную традицию, которой пользуются до сих пор во многих странах.
В Венецианской школе впервые подробно были представлены свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении. А также был решен вопрос дистанций.