Факты и рассказы о съёмках драмы «Одна война» (9 фото)
С большим удивлением они обнаружили, что остров обитаем — там в палатках жили женщины с детьми. Оказалось, что их отправили на далёкий остров с оккупированных территорий за то, что дети были рождены от немцев… Журналистку настолько впечатлила эта история, что она начала собирать материал. Ей удалось найти некоторые свидетельства того, что такие поселения действительно какое-то время были.
Марина Сасина, сценарист: «Матросы, часто ходившие в загранку, прозвали поселение Белым Шанхаем: из-за цвета и формы палаток, напоминавших пагоды…»
Спустя несколько лет журналистка уехала в Москву и поступила на сценарный факультет ВГИКа. В качестве дипломной работы написала сценарий «Одна война», в основу которого легла её давняя статья с интервью старого моряка. За диплом она получила «отлично» и предложение от режиссёра Алексея Учителя снять фильм по этому сценарию. Он обещал приступить к работе сразу после окончания съёмок драмы «Пленный», но за это время сценарий попал к Вере Глаголевой.
Она попросила Учителя отдать эту женскую историю ей. Актриса к тому времени занималась режиссурой и уже выпустила три фильма. Её потрясло то, насколько тщательно были прописаны характеры героинь. Она знала, что для многих актрис такие продуманные и психологически сложные роли будут просто подарком.
Вера Глаголева, режиссёр: «Когда сценарий попал ко мне в руки, и я начала его читать, то прорыдала буквально всю ночь. Сам он написан не очень эмоционально, однако отражённые в нём судьбы просто не могут оставить читателя равнодушным. Главная задача состояла в том, чтобы не испортить работу напущенной сентиментальностью, так как история трагична уже сама по себе…»
Вера Глаголева принципиально не хотела снимать популярных актёров, исключение сделала только для Александра Балуева. Они познакомились на съёмках сериала «Маросейка, 12» и настолько сдружились, что, став режиссёром, Глаголева снимала актёра почти в каждом фильме и считала своим талисманом.
Александр Балуев, актёр: «На мой взгляд, таких историй можно по пальцам в нашем кинематографе пересчитать. И я очень рад участвовать в Верином фильме… И вот я думаю, пойдет ли на этот фильм молодежь? А вот те, кому за сорок, те пойдут, даже очень…»
Актёра утвердили сразу, а вот исполнительниц женских ролей искали долго — кастинг проходили десятки студенток. Единственной опытной в составе актрис была Наталья Суркова, которую Вера Глаголева увидела в военной драме «Свои» и поняла, что ей нужен именно такой типаж. Одну из ролей сыграла дочь режиссёра — балерина Анна Нахапетова.
Вера Глаголева, режиссёр: «Я всегда была требовательной матерью и старалась не растить своих дочерей изнеженными созданиями. Поэтому Аня понимала, что никакого особого отношения к ней не будет. Я работала с ней как с обычной актрисой, и очень рада, что она справилась».
Снимали фильм в Карелии. На одном из островов Ладожского озера построили декорации, а сама съёмочная группа жила в одном из прибрежных городков. Каждое утро на рассвете все грузились в арендованный катер и плыли на съёмочную площадку. Весь фильм отсняли за месяц.
Вера Глаголева, режиссёр: «Место для съёмок мы нашли не сразу. Но результат оправдал все наши старания. Аскетичная обстановка очень помогала. Будь вокруг лес, какие-нибудь живописные места, а не голые серые скалы — мы не смогли бы снять такие эмоции…»
Детей для съёмок отбирали на месте — все они из города Питкяранта, рядом с которым работала съёмочная группа. Кастинг проводили среди совсем маленьких, искали тех, кому ещё не исполнилось четыре года. Главным критерием было внешнее сходство с актрисами, которые играли их матерей. Самое большое взаимопонимание случилось между актрисой Натальей Сурковой и мальчиком Петей, который сразу начал называть её мамой…
Ещё до премьеры драма «Одна война» была показана на российских и зарубежных кинофестивалях и получила пятнадцать призов, в том числе и международных. Наградами были отмечены режиссёрская и операторская работы, призы «Новая звезда» за лучшие дебюты получили актрисы Ксения Суркова и Наталья Кудряшова.
Вера Глаголева, режиссёр: «Не так давно был очередной премьерный показ картины, и после него зрители начали что-то говорить, спрашивать. А потом одна женщина встала и сказала: „Вы знаете, я ничего не хочу слушать — ни ваши ответы, ни ваши вопросы, я просто хочу посидеть в тишине“. Это были самые дорогие слова зрителя, которые мне доводилось слышать…»