Закат эпохи Dendy: куда исчез серый слонёнок? (22 фото + 17 видео)
Телевизионные передачи
На телевидении на тот момент были только рекламные ролики, поэтому «Денди» решает усилить рекламу, запустив в сентябре 1994 года передачу «Денди — Новая реальность» на канале 2x2. В качестве ведущего выбрали харизматичного любимца российской детворы — Сергея Супонева.
Он известен как ведущий передач «До 16 и старше», «Марафон-15», «Звёздный Час» и «Зов Джунглей» (получил за неё награду ТЭФИ). В будущем Сергей Супонев возглавит дирекцию детского блока программ на ОРТ.
Супонев плохо разбирался в видеоиграх. Однажды он перепутал Робокопа с Дартом Вейдером, а некоторые выпуски целиком состояли из чистой импровизации. Зрителей привлекал его юмор, добродушие, личное обаяние и умение вести диалог с детьми на равных. Передача моментально стала популярна и имела очень высокие рейтинги.
В каждом выпуске Супонев показывал игры для Dendy, Sega Mega Drive и Super Nintendo. Большое внимание он уделял экскурсиям в фирменные магазины и рекламе продукции.
Порой реклама доходила до такого абсурда, что в передаче открыто рассказывали о том, как отличить «оригинальную» приставку Dendy от поддельной.
Супонев даже рекламировал обычный полиэтиленовый пакет. Сейчас в это трудно поверить, но в середине 90-х такие полиэтиленовые пакеты были популярны среди школьников. Его можно было выменять на горстку вкладышей из жвачек или редкие наклейки.
Когда ведущий рассказывал об игре по фильму или мультфильму, то обязательно демонстрировал отрывок в одноголосой озвучке с пиратской видеокассеты. Уже спустя год это станет невозможно — российское телевидение быстро взрослело.
С девятого выпуска началась агрессивная реклама Super Nintendo, а позже и Game Boy. Половина передачи уходила на демонстрацию игр для SNES. Про Mega Drive тоже рассказывали, но старались это делать как можно реже, соблюдая условия по договору с Nintendo, которые просили не продвигать продукцию конкурентов. Навязчивая реклама действовала, но купить SNES могли лишь единицы. Поэтому многие участвовали в викторине, где можно было выиграть не только SNES, но и Panasonic 3DO.
Передача завершилась на 33 серии, после чего пошла череда повторов. Однако уже через пару месяцев трансляцию возобновили на канале ОРТ (ныне «Первый»), где Супонев снял еще 29 выпусков. Первые серии он вёл передачу в невзрачной студии на фоне окна, а с девятого выпуска — уже в красивой студии, которую сам же и спроектировал. Он рассказывал об играх стоя за огромными геймпадами от Dendy Classic, Sega Mega Drive 2 и Super Nintendo.
Дирекция ОРТ запретила агрессивную рекламу продукции в передаче. Dendy уделялось всё меньше внимания, чаще показывали хиты для Mega Drive и SNES, а некоторым из них (Killer Instinct, Yoshi’s Island) посвятили несколько выпусков.
В январе 1996 года вышел заключительной выпуск «Новой реальности». Супонев вёл сразу несколько передач, так что времени не хватало. К тому же многие известные игры для трёх основных консолей давно перебрали, а восьмибитки смотрелись уже крайне архаично.
В «Денди» бросать хорошую рекламу не собирались, поэтому выкупили у канала МТК эфирное время для передачи «Мир Dendy». Новое шоу быстро провалилось. Отсутствие Супонева давало о себе знать: ведущие Семён Фурман и Андрей Гвоздев не вытягивали передачу, лишь отталкивали зрителя от просмотра. Особенно зрителей раздражал актер Семён Фурман, постоянно примерявший на себя различные странные образы.
Передача просуществовала всего 12 выпусков и была закрыта. Под эгидой «Денди» был устроен чемпионат по файтингу Killer Instinct. Это был один из первых киберспортивных турниров в России, если не самый первый. Турнир, к слову, комментировал Сергей Супонев.
Но самое интересное, что в регионах России транслировались совсем иные передачи про видеоигры. Например, в Екатеринбурге и Челябинске крутили передачу «Вариант», проспонсированную одним из дилеров «Денди».
В Калининграде был свой «Мир Денди». Передача пережила ушедшую эпоху на 10 лет и закрылась лишь в 2005 году, а официальный магазин до сих пор носит название бренда.
В Волгограде выходила «От Марио до Соника» — первая российская передача, которая рассказывала о 32-битных системах. Выпуски были посвящены играм для Panasonic 3DO, Sega Saturn и Sony PlayStation. Пока Супонев показывал в Москве старые игры, на волгоградском телевидении знакомили с консолями нового поколения.
Екатеринбургскую передачу «Мегадром Агента Z» спонсировали местные игровые магазины и даже компания Pepsi. С Megadrive и Super Nintendo в ней постепенно перешли на 32-битки, компьютерные игры, рассказы про интернет-сайты и новейшие технологии. Контент с упором на современные консоли показывали в передаче «32-битные сказки для взрослых и детей». По части интересных передач про видеоигры Екатеринбург был впереди всего российского телевидения.
Уфимский «Бонус Клуб» спонсировался местными видеоигровыми магазинами. В Уфе устраивали турниры по Ultimate Mortal Kombat 3 и Wrestlemania . В Пензе похожую идею превратили в соревновательную передачу «Видео Бой».
Недосягаемая экзотика
В «Новой реальности» Сергей Супонев коротко рассказал о Sega CDX и несколько раз упоминал Panasonic 3DO. Консоли всегда стояли на полочках рядом с ведущим, но до последнего выпуска так и не были запущены.
Steepler привозил их в Россию очень маленькими партиями и позиционировал как «революционные системы премиум-класса». Чаще всего CDX и 3DO рекламировали в журнале.
Причина низкой популярности — высокая цена и дефицитность. Дальше Москвы и Санкт-Петербурга эти платформы уходили редко, а позволить себе их могли только обеспеченные люди.
Скажем, Sega CDX стоила от 400 долларов. Найти диски для неё было тяжело в силу их редкости и региональной защиты. CDX могла читать как картриджи от Mega Drive, так и диски от Sega CD. Если в неё вставить две батарейки и наушники, то она работала как обычный CD-плеер.
Диски от Sega CD вскоре пропали с продажи, а консоль быстро превратилась в баснословно дорогой и бесполезный Mega Drive с CD-плеером. За такие деньги проще было купить Super Nintendo и оригинальный Mega Drive в придачу.
Консоль 3DO от Panasonic (ещё были от Goldstar и Sanyo) стоила 600 долларов на старте в США. В 1994 году Steepler просил за первые ревизии приставки 1200 долларов. Позже вышел удешевленный Panasonic 3DO FZ-10, но ситуацию с низкими продажами он не исправил — консоль так и осталась экзотикой.
В период с 1995 по 1997 год цена на FZ-10 менялась от 420 до 600 долларов. Самые дорогие лицензионные игры (Wing Commander 3, например) стоили по 80 долларов. Диски для 3DO не имели региональной защиты, легко копировались и их было просто найти. В России самыми популярными играми для консоли стали Killing Time, Mad Dog McCree, Gex, Road Rash и Need for Speed.
Заглядывала на огонёк и никому не нужная Philips CD-I (одна из худших консолей в истории), но кто её покупал — та ещё загадка. В магазинах Dendy консоль продавали за 1500 долларов.
Sega Saturn и Sony PlayStation появились в сети магазинов Dendy незадолго до её закрытия. Про них также можно было узнать из журнала «Магазин Игрушек» (будущий Game.EXE).
Цена на PlayStation в некоторых розничных сетях достигала 700 долларов. Через два года она начала резко падать, и на многочисленных рынках появились первые пиратские диски. Sega Saturn в России не прижилась и постепенно исчезла из продажи.
Война клонов
Steepler основала нишу, но в компании прекрасно понимали, что невозможно остановить поток дешёвых китайских клонов, ввозимых в страну. Покупатели рано или поздно поймут, что нет никакой «фирменной продукции» среди восьмибиток. Зачем переплачивать за пиратскую консоль в магазине, если её можно купить на обычном вещевом рынке?
Пускай Steepler продавала копии из Тайваня, но в компании хотя бы присутствовал контроль качества. Чего точно не скажешь о странных консолях из Малайзии и с просторов континентального Китая. Какая-нибудь «Пантера» могла сломаться как через неделю после покупки, так и через несколько лет. Беда одна на всех — скверная пайка и очень дешёвые компоненты.
Сначала появились консоли с пугающими названиями и внешним видом. Вспоминается Terminator Ending Man S-500, Seniton, UFO, Zhiliton, Super Queen King и самое жуткое — «Отличительный 93 Победоносный боеч».
Выделяется Clever Yixiu в виде гоночной машинки и Lifa LM-888. Вокруг последней ходили байки, будто с помощью встроенного в консоль антенного усилителя получалось «стримить» изображение на телевизор соседа.
Steepler были не единственными, кто додумался производить картриджи в России. На этом поприще отметилась новосибирская фирма «Триор» и омская TSC Dandyk (торгово-сервисный центр «Дендик»). Предприниматели заказали пресс-форму из Китая, и ещё долгие годы продавали картриджи на просторах России. По слухам, где-то в Омске до сих пор есть склад, чуть ли не до потолка забитый картриджами от «Дендика». Сам основатель компании уже давно не живет в России. Он продал свой бизнес и переехал в Германию.
На пятки «Денди» в середине 90-х наступала компания Bitman. Там работали по старому принципу — закупали контрафакт в Тайване, лепили собственные шильдики и продавали консоли в фирменных магазинах. Компания продавала клоны NES, Mega Drive и экзотическую копию Game Boy.
В середине 1996 года Sega и Bitman подписали официальное соглашение, по которому последняя становилась новым дистрибьютором продукции японской компании в России. В официальных магазинах продавалась оригинальная Mega Drive 2, Sega Saturn и детская обучающая консоль Sega Pico.
В конце 1997 года «ООО Битман» и все официальные магазины были выкуплены российской компанией R-Style.
Компания «Лампорт» в 1995 году придумала бренд Kenga. Символом торговой марки стал кенгурёнок в шотландской шапочке и с дудочкой. Продукцию Kenga в рекламных статьях хвалили за высокую надежность, премиум-качество и новаторский дизайн. Был организован специальный членский клуб, выдавались скидочные карточки Ken-Card. Раз в месяц случайный обладатель такой карточки получал 500 долларов на персональный счёт. «Кенгу» рекламировали на телевидении (передача Computer Hall) и в игровой прессе («Великий Дракон», «Магазин Игрушек»).
Конечно, все хвалебные отзывы и реклама были лишь напускными. Kenga заказывала из Тайвани клоны NES и Mega Drive 2, переименовала их и продавала как новую консоль. Так появились Ken Kid и Mega Ken.
Удивлял Ken-Boy, основанный на тайваньской Lifa 888-III. Консоль представляла из себя геймпад, в которую встроена вся начинка от NES. Туда же вставлялись все провода и картридж. Любопытная, но чертовски неудобная консоль.
«Кенга» ушла с консольного рынка незаметно. Марка превратилась в магазин детских товаров.
А «Денди» в апреле 1995 года заключила договор с китайской компанией Subor, на тот момент — самым известным производителем «фамиклонов» в Китае. В Россию завозили две модели от Subor — SB225 и SB225B.
SB225B продвигали как обучающий компьютер для самых маленьких. На нём можно было учиться печатать, создавать маленькие программы в Basic, сочинять музыку, решать математические задачки и играть в обычные NES-игры. Этот «компьютер» рекламировал в Китае сам Джеки Чан.
Исчезновение серого слонёнка
Почему же закрылась фирма Steepler и сеть магазинов «Денди»? Кто-то считал, что из-за контракта с Nintendo. Другие рассказывали о внезапном банкротстве из-за появления многочисленных «фамиклонов» в России. О настоящих причинах стало известно только почти через 10 лет после закрытия.
Steepler в середине 90-х был крупным спонсором передачи «От Винта» на канале РТР. Создатели шоу Антон Зайцев («Гамовер»), Борис Репетур («Бонус») и Сергей Чихачёв, рассказали об этом в интервью журналу «Навигатор игрового мира».
Магазины исчезли не сразу. Они неоднократно меняли собственников и вид деятельности. Например, магазин на Красной Пресне долгое время продавал детскую одежду и товары для грудных младенцев.
Официальную причину закрытия изложил изданию Forbes бывший соучредитель Steepler — Максим Селиванов. 4 мая 1994 года Селиванов и начальник аппарата Госдумы Андрей Войков подписали соглашение о создании информационно-коммуникационного комплекса (ИКК) в Думе. Сумма контракта на автоматизацию Госдумы составила 30 миллионов долларов, безумные по тем временам деньги. К 1996 году комплекс уже был смонтирован и готов к запуску. В этом деле Steepler открыто поддерживал и помогал вице-спикер ЛДПР Александр Венгеровский.
Селиванов рассказал, что многим депутатам не нравилось стремление органа исполнительной власти перехватить заказ на автоматизацию власти законодательной. По его словам (а позже и основателя Steepler — Андрея Чеглакова), делу противостояло Федеральное агентство правительственной связи и информации, у которого были собственные интересы на правительственный заказ. Один из работников ФАПСИ подошел к Селиванову со словами: «Дуй отсюда. Мы тебе ещё дадим поработать».
Но ни Селиванов, ни депутат Венгеровский не стали прислушиваться. Спустя несколько дней одного из ключевых сотрудников Steepler сбила машина. На топ-менеджеров компании было совершенно несколько нападений, после которых они попали в больницу с травмами разной степени тяжести. Депутат Венгеровский чудом пережил неудачное покушение у подъезда собственного дома. Михаил Селиванов временно бежал за границу, а по возвращении в Россию ещё долго ходил с охраной.
После провального контракта и покушений Steepler начал разваливаться. Закрылись банки «Мытищинский коммерческий» и «Деловая Россия», где компания держала деньги. Прекратили деятельность сразу несколько фирменных магазинов. Государственные ведомства и нефтяные компании также расторгли контракты с компанией. Steepler окончательно закрылся, оставив после себя торговую марку, которая была известна каждому ребенку в 90-е. До наших дней дожило единственное дочернее подразделение — Steepler Graphics Center.
Новый век
C закрытием Steepler и исчезновением торговой марки Dendy закончилась эпоха восьмибиток в России. Mega Drive стал более доступен, и те, кто хотел перейти на эту консоль — сделали это ближе к концу 90-х. Компьютер уже не был недостижимой роскошью, и в начале нулевых появился во многих семьях со средним достатком.
PlayStation со временем завоевала народную любовь. Цена на неё быстро упала, она продавалась уже «чипованной» и охотно читала любые пиратские диски. Те, кто всё-таки не смог приобрести собственную консоль — играли в специальных клубах или прямо в магазинах.
Что же до устаревших консолей, то они никуда не пропадали, а наоборот — пережили второе рождение. В России появились бренды Simbas и New Game, до сих пор завозящие различные китайские поделки. Почти в любом крупном игровом магазине можно найти всякие Magistr Drive, Hamy и прочие клоны. В последние пять лет на прилавках появились разновидности клонов со встроенными играми и разъёмом под SD-карту, куда можно загрузить хоть полный ром-сет консоли. Даже картриджи не нужны.
Встречаются и совсем уж дикие вещи, копирующие дизайн какой-нибудь PlayStation, или паразитирующие на популярном игровом тайтле.
В последнее время активно развивается фэндом ретро-геймеров. С освоением интернет-торговли, в России появилось множество коллекционеров, скупающих оригинальные картриджи с зарубежных аукционов. Кто-то охотится за старыми картриджами и приставками конкретно от Steepler, постоянно следит за разными игровыми барахолками.
Сообщество во «ВКонтакте» Dendy Forever на нерегулярной основе выпускает журнал DF Mag. Видеоблогером Павлом Гринёвым сняты фильмы — «Проклятие Серого Слонёнка» и «Один День Детства». Первый был переведен на английский язык, собрал более миллиона просмотров на YouTube и получил небольшое распространение среди любителей ретро-игр за пределами России. Особенно он полюбился жителям стран Южной Америки и Восточной Европы, ведь в них также были распространены поддельные приставки.
Ретро-игры всегда будут с нами, а для российского игрока это, прежде всего — Dendy. Не все жители нашей необъятной родины знают про NES или Famicom, но Dendy — помнит каждый, кто вырос в 80-е или 90-е...
Автор:Семён Костин