«Четверых убила прикладом». Как 20-летняя девушка уничтожила взвод нацистов (10 фото)
Германские генералы в полном составе наверняка сошли бы с ума, узнай они правду: весь отряд нацистов прикончила... 20-летняя раненая и контуженая девушка, санитарный инструктор — уроженка крымского села Новый Чуваш Мария Байда.
Маша родилась 1 февраля 1922 года, закончила неполную среднюю школу в Джанкое, в дальнейшем работала в колхозе, больнице и сельском кооперативе. С первых же дней войны она вступила добровольцем в истребительный батальон: окончив курсы, стала медицинской сестрой. В декабре 1941 года подала рапорт с просьбой перевести её в разведку на линию обороны Севастополя. Своё решение объяснила элементарно — «Я хочу убивать немцев». Как рассказывала Мария Карповна, уже будучи на пенсии — «я видела столько крови и страданий, что просто у меня окаменело сердце. Не могла забыть разрушенные хаты, убитых детей, стариков и женщин. На поле боя на моих глазах гибли люди. Умирали молодые, в расцвете сил — им бы ещё жить да жить, трудиться для счастья!». В разведку девушку приняли без сомнений. Маша Байда (в звании старшего сержанта) ходила через линию фронта охотиться за «языками» — удавалось ей это вполне неплохо. Однажды Маша захватила обер-ефрейтора вермахта, тащила его «тушу» на себе в тыл, тот отчаянно сопротивлялся, поднял шум — немцы обстреляли группу, один из разведчиков погиб. Марию наказали трёхдневным арестом на гауптвахте. Однако, уже через 2 часа её вызвали в штаб — пленный отказывался говорить. Завидев Машу, он поразился — его, здорового мужика, взяла в плен молодая девчонка! Немец раскис, потерял самообладание, и рассказал всё. Гауптвахту отменили, а Байде объявили благодарность.
7 июня 1942 года немцы двинулись на штурм Севастополя, и Мария вместе со своей разведротой приняла участие в отражении атаки. Патронов было в обрез, разведчицу это не смущало — если становилось нечем стрелять, Маша вылезала из окопа, забирала у мёртвых гитлеровцев оружие, и возвращалась назад. Когда Байда в очередной раз отстёгивала подсумок с патронами у убитого немца, рядом разорвалась граната — девушка получила ранение осколками в голову и правую руку, была контужена, потеряла сознание. Она пришла в себя уже вечером, в темноте. Немцы к тому времени успели прорвать оборону на нескольких участках — остатки разведроты (девять человек, в основном раненые) были взяты в плен — солдаты вермахта как раз просматривали документы красноармейцев, собираясь уводить их с собой. Маша приняла своё решение без колебаний, молниеносно — оценив, что все нацисты стоят кучно, в одном и том же месте, она рывком подняла с земли немецкий автомат, быстро прицелилась и открыла огонь.
Большинство немцев удалось застать врасплох — человек десять были убиты или тяжело ранены на месте. Раненые бойцы тут же напали на гитлеровцев, и вступили с ними в рукопашную. Как только в автомате кончились патроны, Маша, схватив оружие обеими руками, словно дубину, обрушилась на врагов со звериной яростью. Красноармейцы, свидетельствуя о её подвиге, впоследствии рассказывали — на их глазах девушка проломила череп немецкому офицеру несколькими ударами приклада, затем, что есть силы, ударила по голове следующего нациста. Не забудем — ведь Маша Байда была серьёзно ранена и контужена, но это не помешало ей расправиться с врагами за считанные секунды. Всё было кончено буквально в мгновение ока. Бойцы подсчитали трупы убитых, и обалдели — Мария отправила на тот свет 15 немецких солдат и одного офицера, четверых забив до смерти (!) в рукопашной. А ведь на момент подвига Маше исполнилось всего лишь 20 лет, и девушкой она была хоть и физически развитой, но всё же абсолютно не напоминающей телосложением Шварценеггера. Хорошо зная тропинку через минные поля, старший сержант вывела раненых красноармейцев в расположение своих частей.
Толком не залечив ранение, неустрашимая Маша вернулась на передовую, вскоре была ранена ещё раз (!), и уже тогда угодила в госпиталь на Инкерманских штольнях — вдобавок, воспалились прежние раны, начали сильно кровоточить. Находясь на больничном койке, Мария Карповна узнала — 20 июня 1942 года президиум Верховного Совета СССР присвоил ей звание Героя Советского Союза. Не завершив лечение, Маша опять сбежала на фронт, и включилась в оборону. Увы, воевать храброй девушке оставалось недолго. 1 июля в ходе массированного штурма немцы ворвались в Севастополь. Часть Байды отступила в скалы южнее Казачьей бухты: там красноармейцы укрывались ещё почти две недели, тщетно ожидая подкрепления — к сожалению, оно так и не прибыло. 12 июля 1942 года Мария Байда была (в шестой раз) тяжело ранена, и в бессознательном состоянии захвачена в плен. Начались долгие скитания и мытарства — сначала её отвезли в Бахчисарайский концлагерь, потом — в лагерь под город Славута.
Там девушка вступила в подпольную ячейку, распространяла листовки о победах советских войск, и планировала побег — но кто-то выдал подпольщиков. Командира ячейки Ксению Каренину казнили, а Машу Байду отправили на Западную Украину — в Ровно, и далее уже — в Австрию, под Зальцбург. Неугомонная девушка опять вошла в состав подпольной группы узников, собиравшейся поднять в концлагере восстание. В январе 1945-го Марию Карповну арестовали и посадили в камеру гестапо. Она находилась в заключении 4 месяца, её избивали, держали в ледяном карцере. 8 мая 1945-го узников освободили американские войска — Мария к тому времени заболела туберкулёзом, и не могла самостоятельно ходить. После краткого лечения, через полгода Маша вернулась домой.
Пребывание в плену поставило 23-летнюю девушку на грань инвалидности. Требовать что-то от государства, скандалить, обивать пороги было не в её характере: хотя такое право она, как орденоносец, имела. Ещё шесть месяцев ушло на восстановление здоровья — к счастью помогло проживание у моря. В мае 1946-го Маша пошла работать простой официанткой в чайную Джанкоя. И лишь осенью 1947-го, выражаясь тогдашними фразами, «награда нашла героя» — Марии Карповне Байде наконец-то вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», ждавшие её целых пять лет.
Эта красивая девушка, в одиночку уничтожившая почти два десятка матёрых немецких военных, всегда в дальнейшем вела себя очень скромно и без хвастовства.
В 1961 году Мария переехала в Севастополь (именно за этот город она храбро дралась, не жалея крови), и 25 лет подряд проработала заведующей городским ЗАГСом. По собственному признанию, за это время Герой Советского Союза зарегистрировала 60 000 (!) браков, и выдала 70 000 свидетельств о рождении. О своём потрясающем подвиге она рассказывала журналистам редко — если только очень уж упрашивали.
30 августа 2002-го года, в возрасте 80 лет Мария Карповна Байда умерла, и была похоронена на кладбище Коммунаров в Севастополе. Сейчас её имя носит Севастопольский парк. Хочется сказать — «есть женщины в русских селеньях», пусть это и жутко банально. Но ведь чистая правда.