С чувством и тактом: убийства в Древней Руси в произведениях искусства (14 фото)
Ниже, например, смерть Константина Романовича Рязанского.
Это все рисунки из Лицевого летописного свода, многотомной красочной рукописи, выполненной по заказу Ивана Грозного.
Смерть св. Михаила Черниговского в Орде
Стилизация непривычного человека сначала может отпугнуть, но потом понимаешь, что она очень логична, просто такой изобразительный язык. Привыкли же мы к египетским фрескам и американским комиксам -- а там тоже отнюдь не реализм.
Убийство Василько Константиновича
Текст к рисункам тоже доставляет:
Убийцы же вскочили в кибитку и обрели святого, стоящего на молитве. И так схватили его за деревянную колоду, которая было на щее его, и ударили его сильно, и взломали стену, и проломилась кибитка.
Он же вскочил, и многие, схватив его, повергли на землю и начали мучить его, некие же ногами пинали его. И тогда некто Иванец, взяв за уши, бил его головою о землю, говоря к нему так: «Скоклив еси и поспешен, твори елико хощеши». Также один из них пришел, именем Романец, имея нож великий, и ударил Михаила ножом в ребра его, в правый бок, и вновь, обращая нож туда и обратно, пронзал его, говоря: «Дерзким (был) и пей чашу добрую». Он же возопил громким голосом и испустил дух, месяца ноября 22-го дня.
Далее — смерть св. Михаила Тверского.
Также после сего князь Кавгадый и князь великий Юрий Данилович Московский пришли к телу его; и вот, тело его нагое поверженным лежало.
И сказал князь Кавгадый с яростью князю Юрию Даниловичу Московскому: «Что это такое, почему забылся ты? Не брат ли тебе он старший, как отец? Да почему так тело его поверженное и нагое лежит на поругание всем? Возьми же его и вези в свою землю, и погреби его в отчине его по вашему обычаю, который у вас есть».
Собственно, ничего нового в комиксах и нету… Кроме более пристального внимания к женским грудям.
Дмитрий Михайлович Грозные Очи убивает Юрия Даниловича Московского.
Подавлению мятежей тоже уделяется пристальное внимание, не менее чем династическим убийствам.
Александр Невский перевешал мятежников из племен води и чуди
Щелкановщина
Казнь стригольников.
Конечно, сравнивать нашу и западную книжную миниатюру бессмысленно: наша реально очень уступает. Ее было намного-намного меньше (в десятки раз меньше богатых заказчиков, в сотни раз меньше художников). Соответственно, на протяжении веков все развивалось намного медленнее. Плюс общий «православный» эстетический канон, который в отличие от католизизма не сосредоточен на подробном документировании кишочков мученика или портретного сходства заказчиков.
Но наши все равно этим интересовались, такова человеческая природа.
Убийство Святослава Мстиславовича Карачевского.
Но набор приемов при этом невероятно беден -- реалистической живописи из такого развиться невозможно.
Говорить о реализме, например, в костюмах -- тоже нельзя. Используется древний канон, пошедший от византийцев. Вот смерть ордынского хана, а по костюмчику его от русского князя не отличишь.
Смерть хана Бердибека.
Женщин вот кстати редко изображали убиваемыми.
В том же году в великой Орде Волжской убил сам царь Тахтамыш свою царицу, нарицаемую Товлунбеку.
Там где сюжет дает какую-нибудь фишку необычную для вдохновения, художники, к счастью, ее используют. Хоть этим бесчисленные миниатюры Лицевого свода иногда отличаются.
Смерть Василия Ивановича Березуйского Тогда был ранен князь Василий Иванович Березуйский у города Волока: стоял он на мосту перед городом, и внезапно из-под моста литвин ударил его копьем. Тяжело раненный, он заболел, в тот же час постригся в иноческий чин и преставился.
В других русских рукописях подобное тоже есть, в той же стилистике. В больших количествах, увы, становится скучным.