Кровь острова Даманского. Как СССР и Китай стояли на пороге войны (34 фото)
В 1969 году Советский Союз оказался на пороге большой войны. Еще недавно дружественный Китай превратился в злейшего врага, схватка с которым вот-вот могла перерасти в кровавую бойню. Аналитики рисовали самые мрачные сценарии вплоть до применения ядерного оружия.
Кусочек суши посреди Уссури.
Эпицентром страстей стал маленький островок Даманский на реке Уссури, названный в память о русском инженере, некогда погибшем в водах коварной речки.
Островок около 1700-1800 м с севера на юг и около 600-700 м с запада на восток не представлял большой стратегической или хозяйственной ценности, но борьба за контроль над ним стала делом принципа.
Участники боев во время провокации на советско-китайской границе на острове Даманском на реке Уссури 2 марта 1969 года с заставы «Нижне-Михайловка»: младший сержант Юрий Козусь, рядовые Павел Ковалев, Андрей Бикузин, Василий Вишневский, Владимир Размахнин и младший сержант Юрий Бабанский.
В 1860 году Российская империя заключила с Китаем крайне выгодный для себя Пекинский трактат, определивший прохождение границы между двумя странами от реки Уссури до моря.
Договор предполагал, в частности, что граница на Амуре и Уссури проходила по китайскому берегу. Таким образом, хозяйственную деятельность на реках и островах могли вести только представители России.
Пограничная проблема.
Но многие оценивали данный договор как грабительский и выступали за его изменение. Тем более что после Парижской конференции 1919 года появилось положение, предусматривавшее прохождение государственной границы на реках по середине главного фарватера.
Но и у Советского Союза, и у Китая в первой половине XX века были дела поважнее, и вопрос о прохождении границы оставался открытым. В приграничных районах отношения были добрососедскими, и конфликтов не возникало.
После провозглашения Китайской Народной Республики и вовсе наступила идиллия, заключенная в формуле «русский с китайцем — братья навек».
После смерти Сталина ситуация постепенно стала меняться. Товарищ Мао, признававший лидерство Иосифа Виссарионовича в мировом коммунистическом движении, вовсе не считал справедливым переход этой роли к Никите Хрущеву. Кроме того, Мао Цзедуну категорически не понравилось «развенчание культа личности» в СССР.
«Культурной революции» нужны враги.
Ухудшение отношений между двумя странами привело к тому, что вопрос о границе встал остро.
Советский Союз от прежних обещаний не отказывался, однако двусторонние консультации успеха не имели. Причиной были острые разногласия по глобальным вопросам, отражавшиеся на пограничной тематике.
С начала 1960-х годов на советско-китайской границе росло число мелких инцидентов, как правило, связанных с проникновением китайцев на спорные территории. Обычно советские пограничники без особых проблем выставляли непрошенных гостей, но поведение китайцев становилось все более дерзким.
Начавшаяся в 1966 году «Культурная революция» в КНР еще более обострила отношения между Москвой и Пекином. Товарищ Мао указывал не только на внутренних, но и на внешних врагов.
Призыв «разбить головы советских ревизионистов об камни Красной площади» не сулил ничего хорошего.
«— Где народ? — Да все на льду, с китайцами дерутся!»
К началу 1969 года представители погранвойск докладывали в Кремль: Китай готовит крупную акцию на границе. Среди возможных районов будущих событий указывался и остров Даманский.
Директива советского руководства гласила: «Огня не открывать, на провокации не поддаваться!»
А тем временем на границе дело уже доходило до рукопашных схваток.
Советско-китайский пограничный конфликт в 1969 году. Бесчинствующая толпа хунвэйбинов с цитатниками Мао Цзэдуна пытается ворваться на территорию СССР. Кадр из фильма «Что случилось на Уссури».
Юрий Бабанский, один из героев событий на Даманском, вспоминал: «Отправили на 2-ю заставу Иманского погранотряда, ныне знаменитую „Нижне-Михайловку“. В то время там как раз происходили интенсивные схватки. Почти ежедневно на льду Уссури завязывались кулачные бои с хунвэйбинами, выдвигавшими претензии на наши острова. Числа 25 января меня сбросили с вертолета. Я пришел на заставу. Смотрю — пусто. Навстречу Коля Дергач, земляк, в ПТУ вместе учились. „Где народ?“ — спросил его. — „Да все на льду, с китайцами дерутся!“ Тут подъехала машина за подмогой: поварами, кочегарами. Я схватил чей-то автомат и вместе со всеми — вперед. Помню, был морозный солнечный день. И я, приехавший из отряда, засидевшийся на гарнизонной „губе“, немножко там размялся».
Младший сержант Юрий Бабанский взял на себя командование в бою с китайцами на острове Даманском после гибели старшего лейтенанта Стрельникова.
СМИ Китая обвиняли советских пограничников в нападениях на мирных китайских граждан. Общественное мнение подводилось к мысли: советские провокации заслуживают жесткого и решительного ответа.
Последняя фотография рядового Петрова.
Пограничники выходят в дозор. Пограничная застава «Нижне-Михайловка».
В ночь с 1 на 2 марта 1969 года более 70 китайских военнослужащих переправились на Даманский и залегли на высоком западном берегу острова.
Их присутствие советской стороной сразу обнаружено не было.
Около 10:20 по местному времени 2 марта было обнаружено выдвижение по льду реки Уссури в направлении острова около трех десятков китайских пограничников.
Советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманском в 1969 году. Цепь китайских провокаторов поджидает советских пограничников. Снимок сделан рядовым Н. Петровым, погибшим в бою 2 марта 1969 года при защите советской дальневосточной границы.
Начальник 2-й заставы «Нижне-Михайловка» 57-го Иманского пограничного отряда старший лейтенант Иван Стрельников с группой из 31 человека на двух автомобилях и одном БТР прибыл к южной оконечности острова примерно в 10:40.
Здесь пограничники разделились на две группы. Первая, которой руководил сам Стрельников, двинулась к китайцам, находившимся на льду перед островом. Группа под командованием сержанта Владимира Рабовича должна была отсекать китайцев, двинувшихся вглубь острова.
Пограничники не знали о подготовленной засаде. В 10:45 старший лейтенант Стрельников выразил протест по поводу нарушения границы и потребовал от китайских военнослужащих покинуть территорию СССР.
Происходящее на фотоаппарат снимал рядовой Николай Петров. Он увлекался фотографией, и на заставе ему поручили фиксировать китайские провокации.
Последний свой снимок рядовой Петров сделал за секунды до гибели. На нем командир китайского отделения У Юнгао делает условный знак рукой: это был сигнал засаде для открытия огня по советским пограничникам.
Фотоаппарат найдут в полушубке убитого Николая Петрова: его снимки станут документальным свидетельством первых минут боя на Даманском.
Они не отступили.
В группе Стрельникова погибли все. Также шквальный огонь был открыт и по группе Рабовича, в которой тоже были уничтожены почти все.
Командование оставшимися в живых пограничниками принял младший сержант Юрий Бабанский. Его отделение задержалось с выдвижением с заставы и сумело рассредоточиться, вместе с экипажем БТР вступив в бой.
Преимущество китайцев было подавляющим. Через 20 минут боя в группе Бабанского в живых оставалось восемь человек, через 35 минут — пятеро.
На помощь им подошла группа из 23 пограничников 1-й заставы «Кулебякины сопки» под командованием старшего лейтенанта Виталия Бубенина.
Бубенин внес решающий вклад в исход боя 2 марта. На своем БТР он зашел в тыл китайцам, расстреливая пехоту. Когда БТР был подбит, Бубенин с подчиненными вернулся к советскому берегу, пересел в БТР погибшего Стрельникова и провел новую атаку. На сей раз ему удалось уничтожить командный пункт китайцев. Однако при попытке эвакуировать раненых был подбит и второй БТР.
Но время было выиграно. Китайцы понимали, что к пограничникам вот-вот подойдет новое подкрепление. Около 13:00 китайские подразделения начали отход с Даманского.
Старший лейтенант Виталий Бубенин, получивший ранения в бою во время провокации на советско-китайской границе на острове Даманском на реке Уссури 2 марта 1969 года, проходит лечение в госпитале.
Замаранное посольство.
Когда к половине второго к месту боя прибыло подкрепление во главе с командиром Иманского погранотряда полковником Демократом Леоновым, оставалось лишь подводить итоги кровавого дня.
31 пограничник погиб, еще 14 получили ранения. По данным, полученным впоследствии по каналам КГБ СССР, потери китайцев 2 марта оставили около 39 человек убитыми.
Все это напоминало скорее начало войны, нежели пограничный инцидент. Тем более что китайцы останавливаться не собирались. На их берегу началось развертывание 24-го пехотного полка НОАК общей численностью около 5000 человек.
«Правда» и ее китайский аналог «Жэньминь жибао» обменялись гневными передовицами, в которых каждая из сторон возлагала вину на оппонента.
В Пекине прошла манифестация у посольства СССР. В Москве последовал ответ, да какой: китайское посольство закидали пузырьками с чернилами, а также другими загрязняющими предметами. Милиция спокойно взирала на происходящее. Ничего подобного в столице потом не происходило аж до 1999 года, когда начались бомбардировки Югославии и манифестанты забрасывали чем попало посольство США.
Манифестация протеста у здания посольства КНР в Москве против провокации на советско-китайской границе на острове Даманском 2 марта 1969 года.
Десять к одному.
Директива Политбюро ЦК КПСС гласила: армейские подразделения в конфликт не вовлекать, отражать провокации силами пограничников.
Тем не менее в тылу погранвойск развернули 135-ю мотострелковую дивизию Советской армии с артиллерией, а также секретные на тот момент реактивные установки залпового огня БМ-21 «Град». Им-то и предстояло сыграть решающую роль.
Советские пограничники выходили в дозоры нарядами по 10 человек, в то время как обычно в их состав включают два-три человека. Все понимали: последует продолжение. Саперы проводили минирование на случай атаки китайцев.
Участник боев на острове Даманском Е. Яншин.
14 марта китайцы вновь попытались проникнуть на остров, но были отогнаны. Выгнав их, пограничники по приказу командования тоже оставили Даманский. Тогда китайцы вновь повторили свою попытку и снова были отогнаны.
Вечером начальник мотоманевренной группы 57-го погранотряда подполковник Яншин получил приказ с группой из 44 человек при поддержке четырех БТР занять позиции на Даманском.
15 марта 1969 года китайцы включили громкоговорители: они призывали пограничников отказаться от «ревизионизма» и «покинуть территорию Китая».
С нашего берега включили ответную трансляцию: китайцам напоминали о боевой дружбе и совместной борьбе с японскими милитаристами.
Не переубедив друг друга, стороны перешли к активным действиям. По позициям пограничников ударила китайская артиллерия, заработали минометы. После этого против 45 бойцов группы Яншина двинулись в атаку три китайские роты общей численностью до 450 человек.
Перевес 1 к 10 начал сказываться. Несмотря на яростное сопротивление пограничников, их стали брать в «кольцо». На помощь выдвинулись 4 танка Т-62, которыми командовал полковник Леонов. На какое-то время продвижение китайцев удалось затормозить, но затем командирский танк был подбит. Выбираясь из горящей машины, Леонов погиб от пули снайпера.
У Яншина и его бойцов заканчивались патроны, и около 15:00 они получили приказ отступить. Даманский перешел под контроль китайцев.
Удары «Града»
На месте частями Советской армии командовал Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Павел Плотников. Он доложил командующему войсками Дальневосточного военного округа генерал-лейтенанту Олегу Лосику: китайские подразделения заняли остров и начинают на нем закрепляться. Выбить их силами пограничников не получится, это приведет только к новым потерям.
Лосик, как и Плотников, был Героем Советского Союза, свою награду он получил за освобождение Белоруссии. Два генерала хорошо понимали сложившуюся ситуацию. Генерал Лосик около 17:00 разрешил Плотникову задействовать все имеющиеся в его распоряжении силы и средства.
Через несколько минут по китайским позициям ударили «Грады». Это было первое боевое применение сорокаствольных установок, выпускавших полный пакет боеприпасов за 20 секунд.
Полевой китайский телефон, оставленный на советской территории. Советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманском 2 марта 1969 года.
Эффект оказался поразительным. Огневым шквалом были уничтожены китайские укрепления, позиции минометов, боеприпасы, техника. Сколько погибло китайских солдат и офицеров, неизвестно до сих пор, данные радиоперехвата говорили о том, что счет идет на сотни.
После удара «Градов» и артиллерии в атаку пошли пограничники 2-го мотострелкового батальона 199-го мотострелкового полка. Китайцы были выбиты с Даманского. Вечером они предприняли попытку провести контратаку, но ее отбили.
Когда стало ясно, что новых атак не будет, советским подразделениям пришел приказ отойти на свой берег. Маленький островок, пропитанный советской и китайской кровью, снова опустел.
В 1991 году Даманский стал Чжэньбао
Китайская сторона новых попыток силового решения проблемы не предпринимала. В Пекине поняли, что СССР готов к большой драке, хотя и не горит желанием в ней участвовать.
Крупных столкновений больше не было: китайцы пытались зайти на Даманский мелкими группами, но их отгоняли предупредительным огнем.
В сентябре 1969 года в аэропорту Пекина главы правительств СССР и КНР Алексей Косыгин и Чжоу Эньлай провели блиц-переговоры, на которых было достигнуто соглашение о прекращении враждебных действий.
При этом де-факто советская сторона признала китайские претензии на Даманский: за день до переговоров пограничникам было приказано не открывать огня по китайцам, и те, воспользовавшись этим, зашли на остров.
Границу на Уссури по международным стандартам, то есть по главному фарватеру, оформили уже при Михаиле Горбачеве. В 1991 году остров Даманский был официально передан КНР, превратившись в Чжэньбао («Драгоценный»).
По совести, конечно, его надо было именовать Кровавым.
Они сражались за Родину.
Пограничники заставы «Нижне-Михайловка» получают посылки и письма от жителей СССР, в которых выражается восхищение героизмом и мужеством защитников границы.
В боях на Даманском части Советской армии и пограничники потеряли 58 человек убитыми и 94 ранеными. Сколько потеряли китайцы, неизвестно до сих пор.
Пятеро военнослужащих за участие в боях на острове Даманском были удостоены звания Героев Советского Союза: полковник Демократ Леонов (посмертно), старший лейтенант Иван Стрельников (посмертно), младший сержант Владимир Орехов (посмертно), старший лейтенант Виталий Бубенин, младший сержант Юрий Бабанский.
Несколько десятков человек, павших и живых, были удостоены орденов и медалей.
Старший лейтенант Виталий Бубенин, получивший в боях на Даманском ранение и контузию, после излечения поступил в Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, а спустя несколько лет стал первым командиром легендарного спецподразделения «Альфа».