НКВД в бою: чем на самом деле занимался народный комиссариат? (4 фото)
Двадцать второго июня 1941 года первыми приняли бой пограничники. Однако даже в позднесоветское время при съёмках фильмов о героизме солдат и командиров погранвойск факт, что «зелёные фуражки» официально назывались «Пограничные войска Народного комиссариата внутренних дел СССР» и находились под общим командованием Л. П. Берии, старательно обходили стороной.
Именно пограничники после первых боёв стали основой для созданных 25 июня 1941 года войск НКВД по охране тыла. Правда, тех, кто начал войну в первые часы «самого длинного дня», среди них было не много (орфография и пунктуация источника здесь и далее сохранены. — Прим. ред.):
«30.6.41 вышедший с четырьмя человеками из окружения лейтенант Наумов, включившись в линию, доложил. Застава 10 была окружена двумя батальонами противника с миномётами. Застава (в) количестве 116 человек (под) командой начальника штаба 3 комендатуры капитана Киреева, обороняясь от сильного огня противника, несла потери. В 16:00 Киреев всем составом начал выход из окружения, неся большие потери (в) силу занятия противником межозёрного перешейка. Выходящий из окружения Киреев вынужден был под огнём переправляться через озеро, неся особо большие потери. (По) словам Наумова (из) окружения вышло 15-20 человек, на лицо же оказалось пятеро человек; судьба остальных вышедших (из) окружения неизвестна».
Охрана встаёт оградой
(На фото: Командир 46-го отдельного Краснознамённого бронепоезда войск НКВД СССР по охране железных дорог майор Г. Ф. Фирсов )
В подчинении Лаврентия Павловича как главы НКВД были не только погранвойска, но и многие другие части. Четвёртая дивизия войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, как видно из её названия, должна была охранять железные дороги. Некоторым подразделениям дивизии тоже пришлось вступить в бой в первые часы войны — например, гарнизону 114 полка, охранявшему мост через реку Прут. Наиболее тяжёлыми стали бои в сентябре, когда дивизия, у которой не было положенной обычным частям Красной армии зенитной и полевой артиллерии, получила приказ прикрыть отход 37-й армии Юго-западного фронта. Сто тридцать три страницы отчёта о боевых действиях дивизии читаются как роман в стиле «Вархаммер 40 000»:
«Как только начался бой, комиссар батальона ст. политрук Зачёса, несмотря на сильный миномётный огонь противника, сел верхом на лошадь, проехал по окопам с возгласом: „Товарищи бойцы и командиры, бейте фашистских гадов как учит нас товарищ Сталин, смерть немецким оккупантам!“ Он слез с лошади только тогда, когда ему приказал командир дивизии».
«Немцы подошли на 50 метров и кричали: „Рус, сдавайся!“ — с возгласом — „Чекисты не сдаются“ — пулемётчики Морозовский (член ВЛКСМ) и Юрченко (б/п) открыли мощный пулемётный огонь, отбросив немцев».
«Красноармеец-снайпер Недожавенко (канд.ВКП (б)), заметив миномёт противника, пробрался в тыл к немцам, спрятался в сарай и метким огнём из снайперской винтовки уничтожил два миномётных расчёта, затем подполз к пушке ПТО и гранатами уничтожил её расчёт, после чего незаметно пробрался к станковому пулемёту противника и гранатами уничтожил и его расчёт».
В тылу врага
Если смотреть на список награждённых сотрудников НКВД во время Великой Отечественной, то чаще других в строке «место службы» будет стоять «ОМСБОН НКВД».
Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД подчинялась знаменитому разведчику и диверсанту Павлу Судоплатову, а её задачей с 42-го года стала подготовка отрядов для действий в тылу противника. Действовавший под Ровно отряд Д. Медведева составляли бойцы «особой бригады», ранее уже воевавшие в составе лыжного отряда № 4/70 зимой 42-го. А осенью 41-го эта бригада воевала на подступах к Москве.
(На фото: Д. Медведев в партизанском отряде)
«Политрук отряда Николенко был окружён в лесу и после длительной борьбы, уничтожив восемь немцев, он был схвачен сзади и взят в плен. Но так как пистолет у него не был отобран, он застрелил конвоира и после долгих скитаний по тылам противника, вышел и попал в госпиталь д. Наумово».
«Группа отряда в количестве 35 человек, под командованием капитана Васина с приданными отряду 25 чел. шоферов атороты 10 армии обороняла д. Попково.
23.1.42 в 10.20 по дороге от Брынь к Попково появились пять танков, а за ними пехота и обоз.
Отряд приготовился к бою. Имеющееся зенитное орудие открыло огонь по танкам прямой наводкой, найденные Васиным два миномёта были приспособлены для стрельбы и тоже открыли огонь. Танки противника стреляя из орудий, подходили к деревне и поджигали дома, в которых оборонялись бойцы отряда.
Пушка и миномёты танками противника были обнаружены и уничтожены. Бойцы отряда забрасывали танки гранатами и из вошедших в деревню танков подбили один, остальные обстреляли дома (подожгли до 12-13 домов) и вернулись к подходящим пехотным подразделениям силой в батальон, вооружённый автоматическим оружием и миномётами. Четыре танка противника, посадив автоматчиков, привезли их на южн. окр. Попково и высадили. Завязался бой с обороняющими дома бойцами отряда Васина.
Из вошедших четырёх танков был подбит ещё один танк и подожжён один танк. Несмотря на наличие перевеса сил и средств у противника в несколько раз (в 10-15 раз) и принятый обходной манёвр противника справа, отряд продолжал вести бой 4,5-5 часов. В результате боя отряд уничтожил до 100-110 человек немцев. Потери отряда шесть человек убитыми, один раненым и 13 пропавшими без вести. Сам капитан Васин и комиссар — политрук Утяшев убиты».
Секретные агенты в бою
(На фото: Бойцы внутренних войск НКВД в Сталинграде)
То, как лихо дрались отборные диверсанты, понятно и объяснимо. Но была у НКВД ещё одна категория людей, о которых вспоминают редко и неохотно.
Работа осведомителя, или «стукача», у людей, как правило, ни с чем хорошим не ассоциируется. В самом деле, чего ждать от человека, который докладывает «кровавой гэбне» о своих боевых товарищах. Пусть даже те сговариваются прострелить себе что-нибудь ненужное, чтобы оказаться подальше от фронта, или вовсе выбрать «воздух свободы» и баварское пиво с сосисками, которые обещают немцы в листовках-пропусках.
С другой стороны, даже странно — никаких преимуществ работа сексотом у особистов не давала. В бой они шли так же, как и все прочие бойцы. Или даже ещё активнее.
«В боях агентурно-осведомительная сеть в основной своей массе проявила образцы героизма, за что по 74-й стр (елковой) дивизии награждено и представлено к правительственной награде 66 человек. Так, например: действующий резидент 78-го сп „Жаров“ за подбитые два танка противника представлен к правительственной награде — ордену Отечественной войны 2-й степени. Резидент „Грузев“ за подбитые два танка из ружья ПТР представлен к награде — ордену Отечественной войны 2-й степени. В момент, когда во 2-м батальоне 109-го сп из дер. Протасово 8.VII-43 г. под натиском танков противника личный состав дрогнул, опасность угрожала прорыву переднего края, „Абрагимов“ личным примером увлёк бойцов, на месте устраняя возникшую панику, остановил бегущих бойцов, вместе с которыми организовал отбитие атаки противника, за что на 2-й день „Абрагимов“ награждён орденом Красной Звезды».
«Осведомитель „Красников“ (отдел контрразведки „Смерш“ 51-й танковой бригады) по отношению состоявшего на списочном учёте как ранее проживавшего на оккупированной территории красноармейца Медяника, проявлявшего трусость в бою, принял необходимые меры, предупредив его, что в случае проявления трусости в бою, он примет к нему меры, вплоть до расстрела. После этого Медяник активно участвовал в боях.
В атаке на совхоз „1 Мая“ командир танка 51-й танковой бригады, являющийся нашим осведомителем под псевдонимом „Петров“, несмотря на то, что его танк был подбит и начал загораться, вёл непрерывный огонь по противнику, и только тогда, когда танк окончательно был выведен из строя, прекратилась стрельба из танка. Весь экипаж, возглавляемый источником „Петров“, героически погиб».
«1 августа 1943 г. 3-й батальон 16-го стрелкового корпуса 102-й стр. дивизии в районе с. Красная Стрелица попал в окружение немецких войск. Находясь в окружении, красноармеец Романов начал агитировать бойцов прекратить сопротивление и сдаться в плен немцам. Находившиеся вместе с Романовым красноармейцы-осведомители расстреляли Романова. После этого подразделение ещё несколько дней стойко дралось и затем вместе с батальоном вышло из окружения противника.
В боях за дер. Философово Орловской области резидент роты 391-го стрелкового полка 170-й стрелковой дивизии „Кудашев“ — командир взвода и осведомитель из его резидентуры „Мендыбаев“ с небольшой группой бойцов ворвались в сильно укреплённый узел противника. Противник на этом участке предпринял наступление, обошёл этот узел, и они остались в тылу противника. Указанная группа бойцов под руководством „Кудашева“ и „Мендыбаева“ в течение двух суток отбивалась от немцев. Немцы несколько раз предлагали окружённой группе сдаться и после каждого отказа штурмовали этот узел сопротивления, но безуспешно. Группа продержалась до прихода наших частей. „Кудашев“ представлен к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза, „Мендыбаев“ награждён орденом Красного Знамени.
27 августа с. г. во время контратаки противника, командир роты 149-й стрелковой дивизии вышел из строя. Среди личного состава произошло замешательство. Подвёзший в это время боеприпасы старшина роты — резидент „Сергеев“ принял на себя командование ротой, быстро восстановил порядок, задержал продвижение противника, а затем, уже будучи раненым, повёл роту в контратаку. Противник был отброшен с большими потерями. „Сергеев“ представлен к правительственной награде. 26 августа с. г. во время наступления 69-й стрелковой дивизии; осведомитель „Сладков“ первым поднялся в атаку, увлекая за собой других бойцов, и первым ворвался в траншеи противника. В рукопашной схватке убил более 10 немцев. „Сладков“ погиб смертью храбрых. Посмертно представлен к правительственной награде».
А что же заградотряды?
В завершение нельзя не упомянуть и эти, крайне мифологизированные в общественном сознании подразделения. На самом деле к частям НКВД они как раз имеют довольно слабое отношение, поскольку создавались в рамках обычных армейских подразделений. То, чем именно они на самом деле занимались и какие люди в них попадали, хорошо иллюстрирует следующий документ:
«Заградительные отряды стрелковых дивизий созданные по приказу тов.Сталина за 20 дней работы оказали громадную помощь и в деле поддерживания порядка в тылах частей и поддерживании дисциплины в войсках.
Заградительным отрядом 310 стрелковой дивизии за этот период задержано 740 человек бойцов и младших командиров, оставивших поле боя, следующих в тыл: из них 14 человек направлены в особые отделы дивизий, остальные организовано возвращены в свои части.
Этим же отрядом собрано брошенного оружия: ручных пулемётов 5, станковых пулемётов 5, винтовок 364, винтовок самозарядных 94, ППД 2, ручных гранат 444, ротных миномётов 5, винтовочных патронов 15000, патронов винтовочных немецких 134000, ручных гранат немецких 48.
Заградительным отрядом 4-й гвардейской дивизии с 29.9 ро 5.10.41 г. задержано уходящих в тыл 117 человек своей дивизии и 44 человека других дивизий. Этим же отрядом задержаны 54 человека раненых заподозренных в членовредительстве.
Заградительный отряд 286 сд хорошо организованной работой достиг максимального сокращения ухода с поля боя.
Первые дни работы заградительный отряд дивизии задерживал 20-30 человек, последнее же время количество задержанных не превышает 10-ти человек в день Наряду с прекрасной работой заградительных отрядов, командиры дивизий уделяют слабое внимание подбору людей в отряды и недостаточно заботятся о материальном обеспечении их.
Заградительные отряды пополняются случайными людьми. 310 сд. на пополнения отряда направлены бойцы, задержанные в тылу дивизии этим же отрядом».
Заградотряд, в который посылают им же задержанных бойцов, — такого вы в кино не увидите. Хотя как знать — может, когда-нибудь и такой фильм снимут.
АНДРЕЙ БЕКАСОВ