"Не видел, чтобы кто-то тянулся за вещами": свидетельства выживших и подробности катастрофы SSJ100 (12 фото + 2 видео)
Пятого мая в московском аэропорту Шереметьево произошла авиакатастрофа, унёсшая 41 человеческую жизнь. Хронологию трагедии вы можете посмотреть по ссылке. В этом посте - свидетельства некоторых выживших пассажиров и новые подробности катастрофы.
Следственный комитет рассматривает разные версии происшедшего, однако сегодня газета "Коммерсант" написала, что приоритетная версия - ошибка пилотов. Специалисты считают, что пилоты допустили ошибки при посадке и не выработали топливо. Также среди рассматриваемых версий неисправность самолёта, которую не заметили техники, проводившие осмотр борта и неблагоприятные погодные условия. Официально Следственный комитет назовёт причину или причины катастрофы только по завершении расследования.
Собеседники, знакомые с ходом расследования, сообщили "РБК", что некоторые ошибки пилотов уже были выявлены в ходе расследования. Пилоты не выключили двигатели после посадки, а также усилили тягу, открыв боковое окно в кабине, через которое выпрыгнул один из пилотов (это видно на видео ниже).
Ряд экспертов и "экспертов" заявляют, что "Суперджет" плохой самолёт и, если не запретить полеты SSJ 100, то новой трагедии не миновать. Почти 150 000 человек подписали в интернете петицию за запрет полётов Sukhoi Superjet 100. "Не хочется быть мясом", - пишет автор петиции и ссылается на "8 крупных происшествий с самолётами SSJ 100" за последний год.
В Госдуме член комитета по транспорту, лётчик-космонавт Максим Сураев в интервью радиостанции "Говорит Москва" рассказал, что ему часто докладывают, что SSJ 100 нельзя эксплуатировать: "Я уже обсуждал, докладывал руководителю комитета по положению дел и с самолётами, и с пилотами. Выводы будут какие-то сделаны, мы со своей стороны попробуем что-то предпринять. Все возмущаются и говорят, что самолёт нельзя эксплуатировать, это опасно. Будем пробовать. Делать что-то надо в этой ситуации".
Эксперты, давшие интервью "Комсомольской правде", другого мнения о российском "Суперджете".
Лётчик-испытатель Николай Пушенко: "Я с "Суперджетом" знаком давно, много летал на нем, принимал участие в конструировании кабины. Самолет очень хороший, надежный, хорошая тяга двигателей. Пилотирование удобное, мягкое, управляется, как истребитель. Стоят системы, которые исправляют неточные движения пилота. Но, как показал этот случай, когда пилот переходит на прямое управление, могут возникнуть проблемы. На "Суперджете" я пробовал на тренажере имитировать посадку без участия электроники. Не получилось с первого раза. Можно научиться, конечно, но это очень сложно, особенно для гражданских летчиков".
Заслуженный военный лётчик России, генерал-майор Владимир Попов: "Мне показалось неудобным расположение штурвала под левой рукой у командира воздушного судна. В экстренной ситуации у летчика-правши при прямом управлении без участия электроники это могло вызвать какие-то сложности. Но отказываться от "Суперджета" не нужно. Надо разобраться в ситуации, учесть эти горькие уроки, что-то доработать, если потребуется".
Не разбирающихся в авиации людей в первую очередь поразила новость о том, что некоторые пассажиры первым делом хватали свои чемоданы, тем самым создавая заторы, мешая людям с задних рядов прорваться к единственному аварийному выходу. Пользователи "Фишек" тоже были возмущены эгоизмом пассажиров. Однако были и комментаторы, не поверившие в жуткую новость.
Журналист и лётчик-любитель Алексей Пивоваров призвал не судить с дивана о том, как следовало поступить во время эвакуации.
В интернете (и не только в русскоязычной его части) разошлась фотография Дмитрия Хлебушкина, того самого пассажира, который рассказал журналистам о том, как не смог вернуть билет после несостоявшегося полёта, с надписью: "Дмитрий Хлебушкин задержался в самолёте, доставая свой багаж,тем самым заблокировав проход, поэтому 41 пассажир погиб. Он также потребовал вернуть деньги за билет".
Согласно схеме рассадки пассажиров, Хлебушкин сидел на месте 10С. Все пассажиры, сидевшие дальше 10 ряда (кроме одного на 12-м) по стороне, на которой сидел Хлебушкин, погибли. Доказательств того, что Хлебушкин действительно задержался, доставая свой чемодан с багажной полки, нет. Но билет он действительно пытался вернуть.
Наиболее полный рассказ о том, что происходило в салоне самолета во время эвакуации, оставил Олег Молчанов. Ему и его жене удалось выбраться из горящего самолета, супруги сидели на местах 12А и 12С соответственно. Молчанов сегодня также опубликовал снятое им видео первых минут после посадки.
Слова Молчанова приводит телеграм-канал "112":
"Всем привет. Я был на этом рейсе , пару пояснений :
- люди с чемоданами это бизнес класс, эти сумки были не большие и никому не мешали.
- давки не было. Одна женщина упала в проходе, ее быстро подняли и вытолкнули.
- после 12 ряда почти никто не выжил - если вы заметили трапов сзади нет. Не выкинуло. А если бы и было то там было пекло. Большая часть погибла моментально.
- маски кислорода не выкинуло. На правую сторону от силы 3-4 штуки.
- МЧС приехало быстро , но даже если бы и медленно, спасать там было некого.
- учитывая общий бардак и несогласованность служб, все пострадавшие были окружены вниманием, поддержкой, едой и даже была водка. Правда одна бутылка, но хоть что то".
Как видите, Молчанов не подтвердил информацию о пассажирах, спасающих свои вещи, ценой жизни других людей.
Схема салона самолета с указанием мест, на которых сидели выжившие и погибшие, в подтверждение слов Олега Молчанова.
О том, как быстро сгорел самолёт и насколько сильным был удар при посадке:
"По поводу скорости горения самолёта, я немного сам не ожидал, что он горит как пластиковый стаканчик. Моментально. Стекла в моем ряду расплавились ещё до остановки борта.
И по выживанию - там момент везения и отсутствия паники. Один вдох черного дыма и человек уже не встанет с места. А учитывая ,что видимости нет , то и спасать его никто не будет , тупо не видно. Дышать не возможно. Полнолицевых масок в самолёте не было, ну или их не могли найти .
Интересно , что шасси почти полностью погасили удары. Трясло , но не критично. Действительно до остановки , почти все сидели на местах. Ну по крайней мере те которых я видел со своего ряда.
Кто то писал , что возможно люди были не пристёгнуты и вырубилось от удара - не было такого удара. Все было терпимо. Да и не думаю что ремни в самолёте не дают биться головой об сидушку".
Дедушка подростка, летевшего в бизнес-классе, передал слова внука в интервью "Московскому комсомольцу": "Как только начался пожар, люди впали в панику. Кто-то стал забирать свои вещи. На переднем выходе началась давка, доходящая до драки — все хотели как можно быстрее вырваться из огненного плена. К тому же проем выхода из лайнера перекрыло тело погибшего пассажира". Скорее всего речь идёт о той женщине, которая "упала в проходе, ее быстро подняли и вытолкнули" в рассказе Молчанова.
Инженер из Камышина Дмитрий Харинин выжил в катастрофе, ему даже не потребовалась госпитализация, он сидел на месте 10F. Дмитрий тоже опроверг, что люди с чемоданами блокировали проход: "То, что эвакуацию тормозили те, кто тянулся за ручной кладью — считаю, что это полный бред. По видео даже видно — если ручная кладь у кого и была, то небольшая. Сумочки, рюкзачки небольшие. Хоть это и инстинкт — документы схватить. Многие вообще без ничего выскочили. Сам видел. Мужчина лет сорока, наверное, был вообще в одних носках. Без телефона, без документов, вообще без всего. Просто выскочил. Чтобы кто-то до последнего тянулся за вещами, мешая в проходе, я говорить не буду. Не видел я такого". Харинин также отметил профессиональные действия стюардесс и спасательных служб, "отработавших очень быстро".