Спасение без опасности. С чего начиналась блокада Западного Берлина (14 фото)
Мы делили апельсин...
Наиболее рьяные немецкие историки дописались уже до сравнений «берлинской блокады» и блокады Ленинграда. А что же на самом деле произошло летом 1948 года?
На заключительном этапе войны страны-союзники — СССР, США и Великобритания — договорились о послевоенном разделе Германии на зоны оккупации. Столица Германии Берлин оказалась в советской зоне, но по взаимной договоренности сторон городу был дан особый статус, и он также разделялся на оккупационные зоны союзников.
Уже перед самым окончанием войны появилась четвертая зона, выделенная Франции. Таким образом, французы, разгромленные Германией в 1940 году, и сами находившиеся четыре года в оккупации, тоже получили свой кусок победного «пирога».
Однако к моменту окончания войны между союзниками возникают и все более обостряются идеологические разногласия. Особенно это стало заметно после того, как скончавшегося президента США Франклина Рузвельта, поддерживавшего хорошие отношения с СССР, сменил Гарри Трумэн. Новый лидер США выступал с позиций воинствующего антикоммунизма, и планировал выдавить бывшего союзника из стран Восточной Европы, угрожая Советскому Союзу ядерным оружием. Планы нанесения ядерных ударов по СССР были тщательно подготовлены к практической реализации на рубеже 1940-х — 1950-х годов, и их претворению в жизнь помешало в том числе и появление атомной бомбы у Советского Союза.
Старт так называемой «холодной войне» дала речь английского политика Уинстона Черчилля в Фултоне в марте 1946 года, в которой он обвинил СССР в коммунистической экспансии и создании «железного занавеса» в Европе.
Очистка щебня около здания Рейхстага, который был серьезно поврежден во время Второй мировой войны, в Берлине. Фото 1948 года.
Отношения между СССР и странами Запада быстро портились, что незамедлительно сказалось и на взаимоотношениях в оккупированной Германии: в западных зонах началось восстановление экономики в духе «плана Маршалла» путем предоставления крупных американских ссуд, на Востоке СССР, принципиально отвергший «план Маршалла», приступил к национализации предприятий и созданию экономики на социалистических принципах.
...а СССР против!
В 1947 году Великобритания, США, а затем и Франция производят и экономическое слияние своих зон оккупации в некое предгосударственное образование — Тризонию, на которой готовится денежная реформа. Все эти действия проводятся при игнорировании мнения СССР, и еще более накаляют обстановку.
Границы между зонами оккупации не являются государственными, через них продолжается активное перемещение немцев, и появление в западных зонах оккупации новой валюты грозит экономическими сложностями и на Востоке.
К тому же подобные меры западных держав фактически подводят дело к созданию в трех зонах оккупации нового германского государства и расколу Германии. Советский Союз был противником как ликвидации германской государственности в принципе (за что активно высказывался британский премьер Уинстон Черчилль), так и разделения Германии на два или несколько государств.
Наиболее проблемной зоной был Западный Берлин — контролируемый США, Великобританией и Францией анклав на территории советской зоны оккупации. На него западные державы распространяли те же политико-экономические планы, что и на остальную свою зону оккупации.
Экономическая диверсия.
Проведение денежной реформы в западных зонах запланировано на июнь 1948 года. С апреля Советский Союз начинает вводить ограничения на перемещения людей и грузов в Западный Берлин через советскую оккупационную зону. Цель этой акции — принудить западные страны к отказу от проведения реформы и создания на Западе отдельного государства.
Если ранее американский и британский персонал приезжал в Западный Берлин свободно, без досмотра, то с 1 апреля 1948 года советская сторона вводит проверки документов и ограничивает перемещение грузов по железной дороге.
12 июня 1948 года «из-за ремонтных работ» остановлено автомобильное сообщение с Западным Берлином, 21 июня было прекращено речное сообщение, а чуть позже, 24 июня, полностью остановилось и железнодорожное сообщение.
Несмотря на протесты советской стороны, 20 июня 1948 года в западных зонах оккупации проводится денежная реформа, а 24 июня она осуществляется и в Западном Берлине.
Тут во всей красе проявляется экономическая составляющая конфликта. Западные державы обменивают деньги немцам по следующей схеме: 60 рейхсмарок по курсу 1:1, причём 40 марок меняли немедленно, а 20 через два месяца. Половину сбережений каждый мог поменять по курсу 1:10, вторая половина менялась по курсу 1:20. Пенсии, зарплаты, платежи и налоги пересчитывались 1:1.
Немцы, справедливо сочтя условия реформы грабительскими, бросились тратить сбережения там, где старые деньги еще действовали — в советской зоне оккупации. В Берлине для этого просто достаточно было перейти на другую сторону улицы.
В Восточном Берлине наступил хаос. Жители западной части города сметали с полок магазинов все, что было. Наплыв денежной массы с Запада грозил экономике советской зоны оккупации масштабным кризисом, однако Великобритания и США видели в этом для себя только плюсы.
Именно после этого всякое сообщение с Западным Берлином, кроме воздушного, было прервано. О воздушном сообщении следует сказать особо. «Воздушные коридоры» для связи западных зон оккупации с Западным Берлином были предусмотрены соглашениями 1945 года, и Советский Союз не предпринимал попыток перекрыть его в ходе конфликта, длившегося почти год.
Прекратить «героическое» блуждание американских и британских самолетов с продовольствием в Западный Берлин Советский Союз мог в любой момент, и не страх перед военным столкновением был причиной того, что этого не делалось. Просто не ставилась своей задачей морить голодом мирных берлинцев, которые в возникшем конфликте оказались между молотом и наковальней.
«Русское сало» от амерканцев.
Воспевая американских летчиков, беспрерывным завозом тушенки, спасшим от голодной смерти два миллиона берлинцев, немецкие, а тем паче американские историки, не любят вспоминать об одном моменте, который, по сути, превращает весь этот «подвиг» в фикцию.
Советские оккупационные власти остановили доступ жителям Западного Берлина в восточную часть города только на пять дней, до 29 июня. В это время в советской зоне срочно проводилась своя денежная реформа, и ограничения были вызваны необходимостью предотвращения вышеописанного хаоса в магазинах. В эти дни продовольствия в Западном Берлине было более чем достаточно.
Больше того, на складах в Западном Берлине хранилось и продовольствие, принадлежащее советским властям. В тот период, когда отношения между союзниками были еще нормальными, обеспечение продовольствием жителей Берлина проводилось совместно, и ничего удивительного в хранении советских продуктов в западной части города не было.
Уличная торговля под сводами вокзала Анхальтер в Западном Берлине в 1948 г.
Когда разразился кризис, американские власти в Западном Берлине попросту «приватизировали» двухмесячный советский запас провизии и кормили им немцев, не уточняя, что они «сало русское едят».
С июля 1948 года советские оккупационные власти в Берлине для того, чтобы решить продовольственную проблему западной части города, завозят в город дополнительный запас провизии, и принимают решение об обеспечении жителей Западного Берлина продуктами через магазины в советской зоне оккупации. Для этого достаточно было просто зарегистрироваться при одном из магазинов (в тот период в Германии действовала карточная система).
С 17 августа 1948 года советские власти начинают обеспечение Берлина, включая Западный, углем и дровами. С 1 сентября 1948 года всем детям Западного Берлина в возрасте до 14 лет советские оккупационные власти начинают выдачу бесплатного молока.
Согласитесь, это не очень похоже на уморение голодом, и тем более на то, что пережили в осажденном городе ленинградцы.
На черном рынке в Берлине 26 июня 1948 года. Через несколько дней после проведения денежной реформы.
Британская стена против продуктов.
Между тем, западногерманские газеты активно выступали против этих советских мер, называя их «блефом». Больше того, западные оккупационные власти всячески препятствовали получению жителями Западного Берлина советских продуктов — им же нужны были лица людей, замученных советским тоталитаризмом, а не довольные рожицы детей, измазанные «молоком от Сталина».
Однако газетные статьи — это не самое интересное. Все, конечно, знают о так называемой «Берлинской стене», построенной властями ГДР во время одного из последующих кризисов. Но мало кому известно, что первую «стену» в Берлине возвели британцы. 20 августа 1948 года они перекрыли проволочными заграждениями площадь Потсдаммерплац, по которой проходила граница британского и советского секторов. Целью было ограничение доступа жителей Западного Берлина к советскому продовольствию. 30 марта 1949 года американские оккупационные власти учинили репрессии среди полицейских Западного Берлина — тех, кто был замечен в получении продуктов в восточной части города — то бишь, у русских — немедленно увольняли без права восстановления.
Лучше всего смысл происходящего отразила британская «Дэйли Мэйл»: «Берлинцы, если они примут предложения о поставках советского правительства, осмеют наши усилия и наш воздушный мост, а наше присутствие сделают бесполезным».
Раскол.
Пропаганда — великая вещь. Благодаря ей сегодня в Германии и в США большинство считает эту политическую игру благородной миссией по спасению миллионов берлинцев.
Блокада Западного Берлина завершилась в мае 1949 года. СССР не удалось предотвратить раскол Германии — в конце мая 1949 года на территории западных оккупационных зон была создана Федеративная Республика Германия. Западный Берлин получил статус самоуправляемого автономного города с выделением ему наземного коридора для связи с ФРГ. Спустя несколько месяцев, в октябре 1949 года, в советской зоне оккупации было создано альтернативное немецкое государство — Германская Демократическая Республика.
«Холодная война» набирала обороты.