«Капитан» (58 фото + 7 видео)
Сергей Анатольевич «Капитан» Курёхин родился 16 июня 1954 года в Мурманске в семье военного — капитана второго ранга Анатолия Ивановича и преподавателя математики Зинаиды Леонтьевны Курёхиных. Когда Серёже было 4 года, семья переехала в Москву. Тогда же он начал играть на рояле, поражая учителей музыкальным слухом и памятью. Ещё школьником стал выступать в эстрадном оркестре городского ДК. Через несколько лет Курёхины обменяли московскую коммуналку на квартиру в Евпатории, где Сергей учился в общеобразовательной и музыкальной школах.
В 1971 году, после окончания Сергеем школы, Курёхины переехали в Ленинград. Там он поступил в музыкальное училище им. М. Мусоргского при Ленинградской консерватории, откуда вскоре был отчислен за прогулы. Затем некоторое время проучился в Институте культуры им. Н.К. Крупской, одновременно на факультетах хорового дирижирования, фортепиано и оркестровки. Его несколько раз отчисляли и, в конце концов, Курёхин сам бросил учёбу. Жил впроголодь, подрабатывая аккомпаниатором в детской школе гимнастики и другими непостоянными заработками.
Григорий Иванович — дядя Сергея, работая моряком торгового флота, имея возможность привозить из загранплаваний новинки западной музыки, приобщил племянника к року. Как-то Сергей познакомился с молодым ленинградским поэтом Аркадием Драгомощенко, который ввёл его в то, что сейчас называется «тусовка». Курёхин стал завсегдатаем кафе «Сайгон», где собирался питерский андеграунд, начал принимать участие в концертах импровизационной музыки и играть на клавишных в группе Пост, исполнявшей каверы западных рок-звёзд. С ним группа расширила свой репертуар, включая в него арт-роковые композиции и обработки классики.
В 1973 году Пост выступил на подпольном фестивале в п. Тайцы, хедлайнером которого была группа Санкт-Петербург. В конце того же года Санкт-Петербург распался, после чего его бывшие участники Николай Корзинин, Виктор Ковалёв и Никита Зайцев организовали новую группу Большой Железный Колокол, в которую на клавиши решил позвать Сергея. Группа стала играть свою музыку на стихи Драгомощенко. В составе Колокола Курёхин отыграл на нескольких фестивалях, но через год группу покинул.
Некоторое время он посещал театральную студию Эрика Горошевского, где общался с музыкантами Аквариума, параллельно играл в рок-группе Гольфстрим, подрабатывал дирижёром милицейского хора, концертмейстером в студенческом театре ЛГУ и даже органистом в католической церкви.
Тогда же первый раз женился – на Татьяне Паршиной. В 1974 году у них родилась дочь Юлия, но брак продлился недолго, Татьяна не выдержала сумасшедшего ритма жизни Сергея.
Тем не менее, чтобы обеспечивать семью, Курёхин устроился на постоянную работу в Архангельскую филармонию, а затем в филармонию Республики Коми и около года гастролировал по стране в составе различных эстрадных ансамблей. Был комсоргом филармонии и вообще комсомольским активистом.
Сергей увлекся современным джазом, познакомился с ленинградским джазовым саксофонистом Анатолием Вапировым, и в составе его ансамбля Трио Современного Джаза, участвовал в деятельности организованного в ДК им. Ленсовета «Клуба старинной и непопулярной музыки», где каждую неделю проводились концерты различных джаз-авангардных ансамблей.
В мае 1978 года Курёхин впервые выступил вместе с ансамблем Вапирова на джаз-фестивале в Куйбышеве. А осенью – на ленинградском фестивале «Осенние ритмы».
Затем начались постоянные гастроли. В составе квартета Вапирова Курёхин играл на джаз-фестивалях по всему Союзу. Но тот предпочитал крупные музыкальные формы и не одобрял стремления молодого Курёхина привносить в выступления разные альтернативные элементы. И Сергей решил ансамбль покинуть.
В конце 1979 года Курёхин, чтобы издать свои джазовые композиции, написал и через знакомых иностранцев передал письмо ведущему музыкальных передач Русской службы BBC Леониду (Лео) Фейгину, имевшему свой рекорд-лейбл Leo Records. Они вступили в переписку, и через несколько месяцев Курёхин переправил за границу плёнки со своими записями. Записи сопроводил указанием назвать пластинку «The Ways of Freedom» («Дороги Свободы»), а композициям дать названия «Архипелаг», «Стена», «Нет выхода», «Внутренний страх», «Другой путь», намекая на «Архипелаг ГУЛАГ». Фейгин издал её в конце 1981 года, а чтобы не подвергать советского коллегу риску, добавил надпись о том, что Курёхин не несёт никакой ответственности за её выход. «The Ways of Freedom» получили похвальную прессу на Западе, хотя, некоторые критики намекали на то, что высокая скорость исполнения была достигнута искусственно, с помощью специальной обработки плёнки. Проверить это невозможно, т.к. оригиналы записей в данное время утрачены.
В 1980 году Курёхин некоторое время играл вместе с саксофонистом Владимиром Чекасиным, получившим известность в джазовом трио Вячеслава Ганелина – ГТЧ (Ганелин_Тарасов_Чекасин), который на какое-то время стал его кумиром и учителем, а потом далеко отстал от «ученика».
В 1981 году Курёхина, как высокопрофессионального музыканта, Борис Гребенщиков пригласил на запись очередного альбома Аквариума, получившего затем название «Треугольник». Альбом оказался переломным в творчестве Аквариума, чему в немалой степени способствовали клавишные партии Курёхина, повлиявшие и на общее новое звучание группы.
До этого Курёхин и БГ были знакомы лишь отдалённо, но начиная с этого времени, сблизились на почве интереса к западной музыке и эзотерике. Сергей стал регулярно выступать с Аквариумом, в 1981 году принял участие в записи студийной части альбома «Электричество».
В том же году Курёхин создал концертный проект Crazy Music Orchestra. Для каждого нового концерта из знакомых музыкантов он заново набирал состав, сам одновременно играл на нескольких инструментах: рояле, саксофоне, барабанах. Сам и дирижировал. Концерты представляли собой смешение различных музыкальных стилей с упором на импровизацию с элементами перформанса.
Среди участников проекта были музыканты Аквариума – Александр Титов, Всеволод Гаккель, а так же Вапиров, Чекасин, Владимир Рекшан, Владислав Макаров, Александр Александров, Алексей Рахов, джазовая певица Валентина Пономарёва и многие другие. Во время своих гастролей в Союзе к оркестру присоединялись джазмены Ян Гарбарек, Джон Фишер и Ганс Кумпф.
Случалось, выступления заканчивались скандалами, так после концерта на рижском джаз-фестивале Курёхин на несколько лет стал «персоной нон грата», а в апреле 1982 года выступление Crazy Music Orchestra стоило места работы директору ДК Ленсовета.
В Аквариуме Курёхин играл 1982-83 гг., принял участие в записи альбомов «Табу» и «Радио Африка», а весной 1982 года привлёк к участию в концертах Аквариума своих знакомых - Чекасина, Пономареву, Игоря Бутмана и экс-участника Гольфстрима Владимира Грищенко. Результатом стало звучание, близкое к новой волне и совершенно не похожее на ранний акустический Аквариум.
В 1983 году музыканты записали альбом «Радио Африка». Под этим названием одно время Курёхин и БГ собирались издавать свои совместные работы.
Однажды Курёхину и БГ удалось ночью проникнуть в Кировский театр. Результатом многочасовой импровизации на театральном органе и электрогитаре стали альбомы «Подземная культура» и «Безумные соловьи русского леса», впоследствии изданные на Leo Records, переизданные в 1999 году Андреем Тропилло в России, под названием «Экзерсисы».
Помимо Аквариума Курехин сотрудничал и с другими группами Ленинградского Рок-клуба, в частности, записывался с группами Кино и Алиса.
В 1983 году Курёхин женился во второй раз. На дочери ученого-физика, президента Международной лиги культуры, вице-президента Российской АЕН, заслуженного деятеля науки РФ, лауреата Госпремии СССР, профессора Г. Н. Фурсея – Анастасии, закончившей географический факультет ЛГУ, с которой познакомился как-то в гостях у БГ. На тот момент ей было 22 года, а ему 27 лет. 7 января 1984 года у них родилась дочь Елизавета, а в 1994 году – сын Фёдор.
А с 1984 года берёт начало своей истории эпохальное детище самого Курёхина – группа Популярная Механика/Поп-механика – фантастический корабль, которым Капитан рулил всю оставшуюся жизнь.
В начале 1984 года в Ленинград приехал режиссёр Ричард Дентон, чтобы снять для BBC фильм о Курёхине, уже известном на Западе после выхода «The Ways of Freedom». В этот фильм, названный «Comrades: All That Jazz», вошла репетиция музыкального перформанса Курёхина с участием Тимура Новикова (Новые Художники), музыкантов Аквариума и Кино.
Сергей прокомментировал перформанс: «В музыкальном мире у меня есть огромное количество друзей, которые играют совершенно разную музыку. И однажды мы сыграли с ними концерт, в котором каждый человек играл именно ту музыку, которую он исполняет всегда. А потом мне так понравилось, что я стал привлекать всех своих друзей выступать вместе. Так автоматически появилась „Поп-механика“».
Первое выступление ПМ состоялось 14 апреля 1984 года в московском ДК «Москворечье». Основу биг-бэнда составили музыканты группы Странные Игры, так же среди участников были Сергей Летов, Бутман, Пономарёва, Александр Александров. На сцене было около сорока человек. Второй концерт нелегально прошёл на следующий день в общежитии МИФИ. Третье выступление — первое в Ленинграде — состоялось осенью в ЛГУ им. Жданова в здании Двенадцати коллегий и было примечательно тем, что на сцене был загримированный БГ, которому было запрещено появляться в стенах университета. В марте 1985 года ПМ выступила на III фестивале Ленинградского рок-клуба
В состав ПМ вошли участники групп Аквариум, Кино, Игры, АуцЫон, Джунгли, Три-О и фолк-ансамбля А. Федько. Идея названия группы принадлежала джазовому критику Ефиму Семеновичу Барбану, которую он заимствовал из научно-популярных книг Александра Ферсмана.
Во времена создания ПМ, Сергея привлекали французские структуралисты, возможно, поэтому группа была не только музыкальным представлением, но и стилем жизни участников. Главной идеей ПМ стал тезис Курёхина о том, что при столкновении разнородных художественных форм, традиций и культур, в обычных условиях существующих в непересекающихся творческих плоскостях, возникает зерно нового искусства. Он собрал в ПМ практически все виды искусств – музыку, мелодекламацию, балет, цирк, театральные и кукольные постановки, эротический перформанс, живопись, декоративное искусство, кино и еще много чего…
В шоу ПМ принимали участие музыканты и художники разных школ, камерные и симфонические оркестры, фольклорные и танцевальные коллективы, рок- и джаз-группы, фокусники, мимы и укротители, эстрадные солисты и оперные певцы (иногда число участников доходило до 300 человек!). Эти выступления имели экстравагантно-эпатажные названия: «Индейско-цыганские медитации», «5 дней из жизни барона Врангеля», «Как волка ни корми, а Капитаном он не станет», «Переход Суворова через Кутузова». С ними оркестр Курёхина объехал пол страны, принимал участие в различных акциях, выступал и за рубежом.
В 1985 году Курёхин сессионным музыкантом участвовал в записи альбомов Алисы «Энергия» и Кино «Начальник Камчатки». Последним записанным с участием Сергея альбомом Аквариума, стал «Дети Декабря» (1986). После чего они разошлись, творческие взгляды клавишника оказались слишком радикальными для БГ, а Курёхин видел себя выше, чем просто одним из аккомпанирующих музыкантов. Концерты Аквариума в БКЗ «Октябрьский» осенью 1986 года, прошли уже без Капитана.
Тимур Новиков, Сергей Курёхин, Сергей Бугаев - Сайгон 1985
В том же году благодаря усилиям Джоанны Стингрей в США вышел сборник песен Аквариума, Алисы, Кино и Странных Игр «Red Wave». Прошли показы фильма «Comrades: All That Jazz», в прессе появились новые рецензии на записи, изданные на Leo Records.
В качестве гонорара один из рек-лейблов приобрёл для Курёхина семплерный синтезатор Sequential Circuits Prophet 2000, который удалось перевезти в СССР при посредничестве Стингрей. Сергей стал обладателем инструмента исключительного для СССР того времени качества. Тропилло говорил: «На мой взгляд, „Поп-механика“ реально началась тогда, когда у Курёхина появился свой собственный синтезатор и он понял, что может работать один».
Осенью 1986 года ПМ выступила перед 1000 зрителей в Ленинградском дворце молодёжи. А в течение следующего года концерты в Центральном доме художника в Москве и на нескольких джазовых фестивалях были отменены. Тогда же Курёхина заочно познакомили с начинающим режиссёром Олегом Тепцовым, который искал композитора для дипломного фильма «Господин оформитель». Курёхин заинтересовался предложением и вместе с музыкантами Кино записал за день саундтрек. Фильм был хорошо принят комиссией Госкино, и Тепцов получил деньги на его пересъёмки для большого экрана. Музыку для одноимённого полнометражного фильма написал так же Курёхин. Композиция «Донна Анна» была сочинена для сопрано, и ему удалось уговорить исполнить сложную вокальную партию известную оперную певицу Ольгу Кондину. «Донна Анна» затем вошла сразу в несколько прижизненных альбомов Курёхина и стала одной из его «визитных карточек».
Успех «Господина оформителя» открыл для Курёхина дорогу в кинематограф и в будущем он стал регулярно получать заказы на музыку для фильмов. Так в 1988 году его композиции прозвучали в фильме «Трагедия в стиле рок» Саввы Кулиша. Однако музыкант остался недоволен сотрудничеством, так как Кулиш отверг его идеи, использовав музыку не так, как её видел Сергей.
В 1987 году ПМ феерично выступила на телепередаче Тамары Максимовой «Музыкальный ринг». Как писал музыкальный критик и журналист Александр Кушнир: «За несколько месяцев до появления «Взгляда» это уже была новая, невиданная степень свободы».
В марте 1988 года ПМ дала скандальное представление в БКЗ «Октябрьский»: по ходу концерта к Капитану присоединялись артисты театра «Лицедеи», затем на сцене состоялся импровизированный конкурс красоты, а в финале на сцену вышла живая корова.
На концерте ПМ алябьевский «Соловей» исполнялся одновременно с выступлением ансамбля песни и пляски КГБ, а Кола Бельды пел свою песню «Увезу тебя я в тундру» в сопровождении группы Кино. Пионеры-горнисты отдавали салют гигантской раскрашенной пенопластовой «Венере Милосской», Новиков и Сергей «Африка» Бугаев представляли «традиционную русскую забаву - битву динозавра со змеей. В конце концов, все - духовой оркестр моряков, камерный симфонический и народный (балалайки и т. п.) в сопровождении дюжины электрогитар от монстров питерского рока - сливались в унисоне килотонного рифа. Дополнением ко всему был танец Олега Гаркуши (АукцЫон), бег стада ослов и пони, и поездка мартышек на велосипедиках. Концерты такого рода требовали огромного вклада энергии, идей и финансовых затрат. Поэтому такие вещи чаще всего делались фанатами музыки Курехина. Так было в Швеции, и в Западном Берлине.
Летом того же года ПМ дала первые концерты за границей — в Иматре (Финляндия) и Стокгольме, а осенью Курёхин дал серию сольных фортепианных концертов в США, где вместе с гитаристом-импровизатором Генри Кайзером записал альбом «Popular Science», который вышел на лейбле Rykodisc. Более того, Колин Феллоуз нашел цитату из речи президента Рональда Рейгана, в которой тот вещал, что настоящая свобода и демократия - это тогда, когда парни из Ленинграда берут в руки гитары, покупают билет на самолет, летят в Ливерпуль и играют там вместе со всеми.
Сам Курехин в интервью рассказывал: «Я вернулся из Штатов, где записывал пластинку вместе с американским саксофонистом Кешаваном Маслаком после нашего совместного японского турне в октябре. С нами также работали японские музыканты и голландский барабанщик Хан Беннинг. В сентябре в Берлине я сделал вместе с немецким концептуалистом Фридером Гуцнером постановку, называлась она «Стерео-Шостакович». Нас Берлинская академия искусств пригласила, потому что у меня уже есть некоторый театральный опыт - спектакль «Балтийский дом». Я его сделал с нашими питерскими некрореалистами - Юфитом, Циркулем».
Среди других его работ рубежа 1980-х и 1990-х гг. были второй фильм Тепцова «Посвящённый», «Оно» Сергея Овчарова, короткометражный дебют Максима Пежемского «Переход товарища Чкалова через Северный полюс», а так же «Лох — победитель воды» Аркадия Тигая и «Комплекс невменяемости» Сергея Дебижева, в которых Каапитан сыграл главные роли.
Кадр из к/ф Лох - повелитель воды
Совместная запись 1989 года Курёхина и Летова-старшего «Полинезия: введение в историю» стала первой его пластинкой, вышедшей на «Мелодии» и вообще — легально изданной в Союзе. «Полинезия» была издана и в Японии, а Курёхин выступил там на джаз-фестивале в компании Джона Зорна, Билла Ласвелла и ведущих советских и японских джаз-музыкантов.
В 1991-1992 гг. Курёхин работал над фильмом «Два капитана 2» Дебижева. Под влиянием Курёхина фильм, название которого отсылает к классическому советскому приключенческому роману, превратился в абсурдистскую фантазию по мотивам геополитических и конспирологических теорий, и вместе с тем это был своего рода капустник — кроме Курёхина, в фильме снялись БГ, Дюша Романов, Михаил Файнштейн (Васильев), Новиков и Африка. Съёмки шли долго, так как БГ, сыгравший вторую главную роль и ставший соавтором звукового сопровождения, был в затяжном гастрольном туре и в Петербурге появлялся наездами. «Два капитана-2» был показан на многих российских фестивалях, но остался без призов. Во время работы над фильмом Курёхин и БГ начали сочинять материал, ставший затем «Детским альбомом». Из-за несовпадения графиков и творческих взглядов работа долго проходила впустую. В результате Капитан сам написал все тексты и переписал вокал, оставив голос БГ только в 2 песнях. «Детский альбом» был записан окончательно только в 1995 году, а издан — уже после смерти Сергея.
Кадр из к/в Два капитана-2
В 1992 году Курехин открыл рекорд-компанию «Курицца-рекордс», издавшую «Русский альбом» и «Песни Александра Вертинского» в исполнении БГ, но в 1995 году компания распродала свой пакет.
Курёхин и Шолохов
В начале 1990-х гг. Курёхин часто принимал участие в передаче Ленинградского ТВ «Пятое колесо», где выступал совместно с ведущим Сергеем Шолоховым. Талант рассказчика-импровизатора позволял Капитану убедительно выдавать в эфир разнообразные провокации и наукообразную чушь.
Так выпуск «Пятого колеса», показанный 17 мая 1991 года, рассказывавший о том, что Ленин на самом деле был грибом, стал высшей точкой курёхинских мистификаций. В форме пародии на документальные фильмы, выстраивающие «теорию заговора» на сколь угодно хлипких и абсурдных доказательствах, Курёхин придумал историю о тайных корнях Октябрьской революции. Источником вдохновения стал роман Филипа К. Дика «Трансмиграция Тимоти Арчера», где рассказывалось, что сакральным грибом был Иисус Христос. Наукообразное повествование Курёхина о том, что вожди революции употребляли галлюциногенные грибы, вытеснявшие их личность, и сами становились грибами, подкреплялось произвольно подобранными цитатами, снятыми Шолоховым сюжетами, в которых рассказ комментировали якобы учёные, и показанными вперемешку кадрами документальной хроники и художественных фильмов. Программа произвела такой эффект, что органы партийной печати даже выступили с официальными опровержениями. На волне успеха Курёхин стал гостем многочисленных передач, на которых тоже рассказывал фантастические выдуманные им истории (например, в радиоэфире Севы Новгородцева на Русской службе ВВС он «раскрыл» себя, как сотрудника американской разведки, передававшего информацию с помощью игры на фортепиано).
Зимой 1993 года в студии «Ленфильма» ансамбль под руководством Курёхина записал 6 композиций, вдохновлённых «Временами года» А. Вивальди и одноимённым циклом П.И. Чайковского (параллельно Курёхин тем же составом писал звуковое сопровождение к фильму «Над тёмной водой» Дмитрия Месхиева). Там же, в студии, случайно была найдена вокалистка — Марина Капуро из фолк-группы Яблоко. Весной 1993 года «Воробьиная Оратория» была представлена в Осло и в Петербурге, в БКЗ «Октябрьский».
В 1994 году Курёхин продолжал гастролировать в России и за границей, сольно и с ПМ, реанимированной под именем Heavy Metal Klezmer Orchestra, записал музыку для «Трёх сестёр» Сергея Соловьёва и «Замка» Алексея Балабанова. Стал первым продюсером группы «Чай Вдвоём».
Затем Курёхин увлекся театром. Он обладал чудовищной работоспособностью, и в сентябре 1994 года вместе с Евгением Рапопортом учредил агентство «Депутат Балтики», осуществив с его помощью серию театральных проектов. Заявив в интервью, что его можно будет «только танком остановить», Сергей сделал в Санкт-Петербурге абсурдно-шутовскую постановку сказки «Колобок» и дорогостоящую садо-мазохистскую драму «Гляжу в озёра синие». В шоу принимали участие кролики, еврейский оркестр, множество актёров и музыкантов, арфистки и даже народный артист России Эдуард Хиль.
В начале 1995 года Курёхин познакомился с писателем Эдуардом Лимоновым и философом Александром Дугиным, создателями Национал-большевистской партии.(НБП) Он сблизился с Дугиным, вступил в НБП (каким-то «мистическим» образом № его партбилета был 418) и в короткое время пропаганда идей партии стала его основным занятием. В марте 1995 года Курёхин, Лимонов, Дугин и Новиков дали пресс-конференцию в питерском рок-клубе, где Курёхин заявил, что единственной актуальной формой искусства стала политика, и ею он теперь и будет заниматься.
Участие Курёхина в НБП стало причиной разрыва его со многими друзьями. Он организовал работу городского штаба нацболов, снял для него подвал, много публиковался. По его предложению Дугин выдвинулся по одномандатному округу на выборах в Госдуму, прошедших в декабре того же года. В его поддержку 23 сентября Курёхин устроил последний, как потом оказалось, концерт ПМ, получившем название «Поп-механика №418» — число 418 было взято из эзотерического учения Алистера Кроули, которым увлекался Дугин. В концерте участвовали Лимонов и Дугин, на французском и русском читавший отрывки из Кроули. Но избирательная кампания окончилась провалом, Дугин в своём округе занял 16-е место из 17 кандидатов.
Степень искренности увлечения Сергея национал-большевизмом остаётся спорной, так как его видимая серьёзность противоречила всем представлениям о его личности. По мнению БГ, это была ещё одна, самая радикальная провокация Капитана. Кушнир считает, что Курёхин действительно верил в то, чем занимался, что и стало следствием его разочарования в либерализме и демократическом движении. По словам Александра Кана, убеждения музыканта пришли к единству с идеологией НБП, хотя в его действиях и оставался элемент шутки и провокации. Лимонов же говорил: «Знал я в жизни немало музыкантов, они редко отличались умом. Есть музыкант, поразивший меня умом, Сергей Курёхин. Ну и Егор Летов, к примеру. А все остальные – не блещут»
Курехин же был чрезвычайно эрудированным во многих областях человеком. Он хорошо знал не только современную музыку, но и философию и культурологию, покупал в букинистических магазинах много редкой литературы, любил цитировать Шпенглера, Кьеркегора и Шпета. Если к нему приходило вдохновение, на собеседника выливался бесконечный поток ссылок, терминов, имен, аргументов, взятых с потолка и притянутых за уши, но сливавшихся на удивление стройно.
Однажды Сергей сказал Анастасии: «Мы будем самой счастливой парой, но имей в виду: больше, чем 10 лет, я не проживу». Судьба отвела ему чуть больше - 14.
В апреле 1996 года Курёхин возвращался из Москвы в Петербург после записи музыки к фильму и постановки оперы в Большом театре. Во время поездки у Сергея случился сердечный приступ. Врач, делавший кардиограмму, рекомендовал положить Курёхина в онкологическое отделение, где Сергею был поставлен редкий диагноз - саркома сердца. В начале июня Курехину сделали операцию, но после неё врачи сказали: «Шансов на выживание – ноль». Настя не верила, ездила в Сибирь за какими-то природными средствами и кореньями, приглашала экстрасенсов, хотела отправить мужа на операцию во Францию, но Сергей наотрез отказался.
16 июня 1996 года Курёхину исполнялось 42 года, и это был первый день рождения, который он решил отметить. Съехалось больше 50 человек, и Курёхин никому не позволял верить в худшее, веселил гостей, как мог. А 9 июля скончался в Покровской больнице Санкт-Петербурга. Умирал он медленно. Сначала у Сергея отказали ноги, потом пропало зрение...
Похоронен Сергей Анатольевич Курёхин на Комаровском кладбище под Санкт-Петербургом.
После смерти Сергея его дочь Лиза впала в депрессию и 24 октября 1998 года, приняв 10 таблеток сильнодействующего снотворного, умерла во сне.
Памяти Курёхина посвящён Международный музыкальный фестиваль SKIF (Sergey Kuriokhin International Festival), придуманный советско-американским виолончелистом Борисом Райскиным в конце 1996 года и им же осуществлённый в Нью-Йорке в январе 1997 года. Но в марте того же года Райскин покончил с собой. С тех пор фестиваль SKIF ежегодно проводится в Петербурге. Кроме того, курёхинские фестивали проводились в Амстердаме, Берлине и других городах.
В 2009 году Фонд и Центр им. С. Курёхина создали ежегодную Премию в области современного искусства.
В Новосибирске существует ансамбль импровизационной музыки Квартет им. Курёхина, в состав которого входят Роман Столяр, Сергей Беличенко и другие музыканты.
P.S.:
«- Курёхина звали Капитаном. Почему?
- Тут надо вспомнить отношения между Курёхиным и Гребенщиковым - это нечто вроде сюжета «Ромео и Джульетты», или песни «Служили два товарища». Их назвали «заклятыми друзьями». Оба были капитанами. По одной из версий, Курёхин увлекался творчеством американского композитора Джона Филиппа Сузе, автора мюзикла «Кэптэн»; по другой - его называли Капитаном просто в знак признания заслуг - он был на порядок круче всех прочих питерских рокеров…»
А. Кушнир, из интервью газете «КП».
Дискография:
Среди записей Курёхина имеются сольные фортепианные произведения, симфоническая «Воробьиная оратория», «Популярная механика», совместные проекты с Джоном Зорном, Дэвидом Моссом, Владимиром Чекасиным и Сергеем Летовым, WestBam, Генри Кайзером.
С. Курёхин, Х. Кумпф, А. Вапиров, А. Александров Jam Session Leningrad (1980); The Ways of Freedom (LP, Leo Records, переиздано Golden Years of jazz, 1981); С. Курёхин, И. Бутман, Б. Гребенщиков Subway Culture/Подземная культура (LP, Leo Records, переиздано в 1999 на CD и кассете, 1982); С. Курёхин, В. Чекасин, Б. Гребенщиков «Exercises» (LP, Leo Records,1983); А. Вапиров, С. Курёхин Sentenced to Silence (1983); А. Вапиров Invocations (1984); С. Курёхин & ПМ «Концерт» (tape), А. Вапиров «Линии судьбы», Аквариум, С. Курёхин и ПМ «3-й Ленинградский рок-фестиваль» (Отделение «Выход» 1985); Валентина Пономарёва Fortune-Teller (1985); Аквариум, С. Курёхин «Утренние упражнения в ореховом доме» (1986), Red Wave (LP, участие в записях Аквариума и Алисы, 1986), С. Курёхин & ПМ «Введение в Поп-механику» (LP, CD on Leo Records1986), Popular Zoological Elements (LP, CD on Leo Records,1986), «Мир — советские звуковые эксперименты» (1986), С. Курёхин & ПМ «Народ гуляет» (1986), С. Курёхин & ПМ «Насекомая культура» (1986, в 1998 году переиздано на CD SoLyd Records), ПМ & Westbam «Отец и сын» (1987 ), С. Курёхин & ПМ Pop Mechanics No 17 (LP, CD on Leo Records), ПМ & Westbam Live at Leningrad (LP), (1987); «От музыки тает снег» (1988), «Концерт в Таксоне» (1988) С. Курёхин, Г. Кайзер «Популярная наука» (CD on RykoDisc), С. Курёхин, Б. Гребенщиков Mad nightingales in the Russian forest (Безумные соловьи русского леса" (LP on Leo Records, 1988 ,переиздано на CD в 1997 году SoLyd Records), С. Курёхин, С. Летов «Полинезия: введение в историю» (альбом на «Мелодии», CD on RCA Victor, переиздано SoLyd Records, 1989); Document (8 CD box on Leo Records, 1990), С. Курёхин & ПМ «Ибливый опоссум — концерт во Франции» («SoLyd» 1990), С. Курёхин, Б. Гребенщиков «Live in Paris» (1990), С. Курёхин, Б. Гребенщиков «Пиратско-детский альбом» (1990); Rebecca Horn Buster’s Bedroom (1990) Some Combinations of Fingers and Passion (CD on Leo, 1990), В. Пономарева Live in Japan (CD on Leo, 1990), «Опера богатых» (1992, LP on «Курицца Рекордс», переиздано в 2001 на CD SoLyd Records) «Воробьиная оратория» (CD, 1995) С. Курёхин, К. Маслак Friends Afar (CD)( 1995, переиздано в 2003 году «Manchester Files»); С. Курёхин, K. Маслак Dear John Cage (CD on Long Arms)( 1996, переиздано в 2003 «Manchester Files»(Bomba-Piter inc.) «Трагедия в стиле рок» (CD,1997), Just Opera (CD on Long Arms, 1997);, Divine Madness (4 CD box on Leo Records, 1997) Ранние фортепианные произведения» (Manchester Files (Bomba-Piter inc. , 1998), «Введение в Поп-механику»(Manchester Files (Bomba-Piter inc. , 1998), «Два капитана-2» (CD, Manchester Files (Bomba-Piter inc. ,1998), «Детский альбом» (CD, Manchester Files (Bomba-Piter inc., 1998), С. Курёхин и Дэвид Мосс Two for Tea (CD, Manchester Files (Bomba-Piter inc. 1998) «Господин оформитель» (CD, Manchester Files (Bomba-Piter inc. 1999), Tamizdat Compilation Vol. 1 (CD, сборник, 1999); С. Курёхин & ПМ «Легенды русского рока» (CD, сборник, 2000 ), А. Вапиров «Забытый ритуал» (2 CD, 2000); «Ливерпуль» (CD, 2000); «Полинезия» (CD, 2000); «Capriccio» (CD, 2000); В. Пономарёва April in Japan (CD, 2000); Италия (2CD, 2001); «Дон Карлос» (2001), «Опера богатых» (CD, 2001); Kenny Millions & Friends Jazz Fantasy (2001); Absolutely Great! (7 CD box on Leo Records, 2008).
Аквариум: «Электричество» (1981), «Треугольник» (1982), «Электрошок» (концертный бутлег, 1982), «Концерт в Эрмитаже» (1982), «Табу» (1982), «Я вижу тучи…» (концерт) (1982), «Радио Африка» (LP, CD, 1983), MCI (bootleg) (1984), «Электрошок-2» (1984), «2-й Ленинградский рок-фестиваль» (1984), «3-й Ленинградский рок-фестиваль» (1985) «Дети Декабря» (1985),«Аквариум» (LP, 1987), С. Курёхин, Б. Гребенщиков «Песни шахматистов прошлого столетия» (2002).
Кино «Начальник Камчатки» (1984).
Алиса «Энергия» (1985).
Стереозольдат «Асфальт» (1986)
Н. Корзинин «Камни Санкт Петербурга» (1987)
Оазис-Ю «Воспитание детей красотой подводной жизни» (Festival MIMI 89 (LP, 1990)
С. Курёхин, Давкот, Призрак Коммунизма, Оазис-Ю (А. Рыбин, Н. Кадыров) «Дикая жизнь» (2001)
В. Волков, С. Курёхин, К. Маслак «Время, вперёд» (2004)
Фильмография:
Композитор:
1987 — Счастливо оставаться!. (Также исполнитель музыки на семплере «Prophet 2000»).1988 — Господин оформитель1988 — Крик о помощи 1988 — Трагедия в стиле рок 1989 — Оно 1989 — Посвящённый 1990 — Переход товарища Чкалова через Северный полюс 1990 — Спальня Бастера (англ.) 1991 — Лох — победитель воды 1991 — Пьющие кровь 1991 — Двуликий Янус 1992 — Два капитана-2 1992 — Комплекс невменяемости 1993 — Никотин 1993 — Пленники удачи
1993 — Тюремный романс (в сотрудничестве с Юрием Касьяником) 1993 — Над тёмной водой 1994 — Замок 1994 — Любовь, предвестие печали 1994 — Три сестры 1996 — Научная секция пилотов 2000 — Námornický valcík 2009 — Анна Каренина
Актёр:
1988 — Трагедия в стиле рок — камео
1990 — Сломанный свет — Сергей
1991 — Дом под звёздным небом — пассажир в метро
1991 — Лох — победитель воды — Павел Гореликов
1992 — Комплекс невменяемости — профессор Гендельбах
1992 — Два капитана 2 — Капитан № 1
1992 — Над тёмной водой — Бывший муж Клары
Сценарист:
Музыкальные игры (1989), автор сценария совместно с В. Аксёновым. Режиссёр — Виталий Аксёнов.
Источники:
А. Алексеев, А. Бурлака, А. Сидоров«Кто есть кто в советском роке: иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки». (М.: АСТ, 1991);
А. Кан «Популярная Механика», серия «Легенды нашего рока» (СПб, ЗАО Торгово-издательский дом «Амфора», 2014);
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/8069/;
https://chtoby-pomnili.livejournal.com/518692.html
https://www.ural.kp.ru/daily/26180/3069882/
- Группа «Ленинград» выпустила провокационный клип «i_$uss» о вреде наркотиков
- Уходят гении: скончался канадский певец Леонард Коэн
- Песни группы ABBA знают все. Посмотрите, как выглядят музыканты коллектива сегодня
- Странные и угарные ретро-обложки азиатских альбомов
- А вы помните? 15 ностальгических вещей, которые никогда не забудут дети 90-х и нулевых