"Иди и смотри" фильм 1985 года (7 фото + 2 видео)
Исторической основой фильма стали карательные операции нацистов в оккупированной Белоруссии.
Главный герой - простой деревенский подросток Флёра (актер Алексей Кравченко) присоединяется к партизанскому отряду.
За несколько дней он становится свидетелем смертей, зверств, насилия и проявления бесчеловечности. Из жизнерадостного мальчика он на глазах превращается в старика. Картина полна натуралистических сцен и не рекомендуется к просмотру людям со слабой психикой.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Элем Климов родился в Сталинграде и, ребёнком, видел пылающие берега Волги. Эти впечатления остались с ним на всю жизнь, и он считал своим долгом снять фильм об ужасах войны.
“Тот, кто забывает своё прошлое, обречён пережить его снова."
Элем Климов, режиссер
Элем Климов считал просто необходимым переосмыслить каноны военного жанра, сложившиеся в советском кино. Сильнейшим материалом для этого Климову показалась тема геноцида в Белоруссии. Режиссёр прочел книгу Алеся Адамовича "Хатынская повесть", и она так его потрясла, что при личном знакомстве он предложил писателю совместную работу над сценарием. В его основу кроме "Хатынской повести" легли книги "Партизаны" и "Я из огненной деревни", а сам сценарий назвали "Убейте Гитлера".
Подготовка к съёмкам шла с 1977. За несколько дней до начала съемок Госкино потребовало внести в сценарий правки. Придирки привели режиссера к нервному срыву. Вновь к замыслу авторам удалось вернуться лишь спустя семь лет, за которые Климов успел пережить еще несколько отказов по другим проектам и трагическую гибель жены, режиссера Ларисы Шепитько. В итоге, во время второго запуска, Климов подошел к работе с желанием сделать фильм еще более достоверным и бескомпромиссным. Госкино снова попыталось внести правки в сценарий, но режиссер вновь отказался, а единственное изменение, которое было сделано, касалось только названия. На смену «Убейте Гитлера!» пришло библейское «Иди и смотри», поэтический рефрен из «Откровения Иоанна Богослова».
Картину отсняли за полгода. Актёры, большинство из которых не были профессионалами, и съёмочная группа работали на износ, максимально вживались в роли и атмосферу военного времени. С исполнителем главной роли Алексеем Кравченко постоянно работал психолог, чтобы не допустить слома психики юного актёра.
“...фильм получится жёсткий. Решил при этом, что исполнителем центральной роли деревенского паренька Флёры будет непрофессиональный актёр. Я хотел найти простого мальчика лет четырнадцати. Его надо было готовить к сложнейшим переживаниям, потом зафиксировать их на плёнку. И в то же время защитить от стрессов, чтобы не в дурдом его после съёмок сдать, а вернуть маме живым и здоровым. К счастью, с Лёшей Кравченко всё прошло благополучно."
Элем Климов, режиссер
Снимали в Березинском заповеднике в Белоруссии с марта по декабрь 1984 года, больше девяти месяцев. Для максимальной достоверности декорации для картины были минимальные — снимали в реальных столетних деревенских хатах, а специально был построен только партизанский лагерь и амбар, первый из которых предстояло взорвать, а второй сжечь. Жила группа в местных деревнях.
Сцена перехода через болото снималась на реальном торфяном болоте - актеры без какой-либо страховки, буквально утопая, были вынуждены продираться через вязкую жижу по острым корягам на дне. Костюмы героев почти не шились, а на основании хроники и свидетельств подбирались подлинные, оставшиеся со времен войны. Более того, все актеры, в том числе многочисленная массовка, были подстрижены в соответствии со временем действия.
Грим ожогов лица и тела создавался на основе наблюдений в ожоговом центре института им. Вишневского в Москве. Было разработано несколько вариантов, на нанесение каждого из которых уходило по несколько часов. Бутафорская кровь использовалась не советского производства, а более реалистичная венгерская. Также бралась реальная кровь со скотобоен и пунктов переливания.
Главная сложность была связана с тем, что снимать приходилось в хронологическом порядке, сцену за сценой, в той последовательности, которая затем должна была быть на экране. Такой крайне непродуктивный и редко применяющийся в кино подход был связан с исполнителем главной роли 14-летним Алексеем Кравченко — для достоверного воссоздания сверхсложных, пограничных состояний, ему, непрофессиональному актеру, нельзя было перескочить в своем экранном развитии ни одного шага. В итоге, группа выбилась из графика, последние сцены снимали уже зимой, из-за чего приходилось использовать специальные турбины, чтобы растопить снег на площадке. Кульминацию, которую авторы называли «последним боем на земле», снять не успели. Жалея об этой сцене, режиссер впоследствии признавал, что она была бы уже лишней и скорее вызывала бы «эмоциональную перегрузку» у зрителя.
«Я понимал, что это будет очень жестокий фильм, и вряд ли кто-нибудь сможет его смотреть. Я сказал об этом Алесю Адамовичу. Но он ответил: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире».
Элем Климов, режиссер
СУДЬБА ФИЛЬМА
На экраны «Иди и смотри» вышел осенью 1985 года, собрав аудиторию почти в 30 млн зрителей.
Лента демонстрировалась за рубежом, начиная от стран Восточного блока до США. «Иди и смотри» стал одним из самых признанных и известных за рубежом отечественных фильмов. К числу почитателей картины себя относят Стивен Спилберг, Квентин Тарантино и Шон Пенн, а влияние фильма можно увидеть, в таких картинах как «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Тонкая красная линия», «Вызов» и «Брестская крепость».
"Иди и смотри" был выдвинут от СССР на премию "Оскар" в 1985 году в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", но в число номинантов не вошёл. Несмотря на это картины с успехом прошла в прокате на Западе. Фильм настолько шокировал местную публику, что во время его показа у кинотеатров дежурила скорая, чтобы оказывать помощь слишком впечатлительным зрителям. Впоследствии "Иди и смотри" вошёл в топы ряда британских журналов: "50 лучших военных фильмов" ("Time out", 6 место), "500 величайших фильмов всех времен" ("Empire", 60 место) и "Лучшие фильмы всех времён" (опрос режиссёров "Sight & Sound", 30 место).