Прохоровка 1941 со знаком "-" (4 фото)
Предисловие.
В чем же причины неудачи советского … контрудара? По мнению историков и военных специалистов, главная из них заключается в слабой подготовке операции и отсутствии времени на получение необходимой разведывательной информации. Очень плохо была налажена связь, в результате чего участникам контрудара зачастую приходилось действовать вслепую.
Более того – значительной части советских танкистов пришлось вступать в бой буквально с колес. На момент поступления приказа о проведении контрудара многие части только подошли к месту боев.
Кроме того, по многим параметрам советская техника уступала бронетехнике Третьего рейха. Советские танки …, не могли успешно противоборствовать с более современным немецким машинам.
О чем это? Луцк – Броды или Прохоровка, а может быть Сенно – Лепель?
Контрудар на Сенно - Лепель.
А всё это про боевые действия 5-го и 7-го механизированных корпусов 20-й армии в контрударе под Сенно и Лепелем в июле 1941 г.
В результате неудачного для советских войск исхода приграничных сражений ударные группировки немецко-фашистских войск на северо-западном, западном и юго-западном направлениях прорвали оборону армий прикрытия приграничных округов и продолжали развивать наступление вглубь нашей территории.
В этой ситуации и при принятии решения на оборону по рекам Западная Двина – Днепр, которые являлись естественным препятствием, требовалось остановить противника в районе Витебска. Так как этот район был сухопутным промежутком шириной в 60 км. между реками. Для проведения такой операции привлекались 5-ый и 7-ой механизированные корпуса, которые входили в 20-ю армию.
Противник в полосе действий 20-й армии, особенно на ее флангах, планировал использовать наиболее боеспособные соединения указанных танковых групп: на Витебском направлении соединения 39-го и частично 57-го механизированных корпусов 3-й танковой группы, на Оршанском направлении 47-го моторизованного корпуса 2-й танковой группы.
Таким образом, в полосе обороны 20-й армии планировалось наступление одновременно до 3-4 танковых и 1-2 моторизованных дивизий, имевших в своем составе около 100 тыс. личного состава, 500 танков и 600 орудий ( в т.ч. более 300 37-мм и 50-мм ПТ орудий).
К началу июля противник приобрел уже значительный опыт по преодолению обороны советских войск. Учитывая ее ожесточенность и активность, он внес определенные коррективы в тактику наступления своих соединений. Так при прорыве обороны, танковые дивизии развертывались на фронте до 4 км, имея глубокий (как правило в два эшелона) боевой порядок, достигая плотности 20-30 танков на км фронта. Кроме того, учитывая высокую активность оборонительных действий наших войск, стремление их нанести контрудары и контратаки с применением танков, противник стал уделять большое внимание в наступлении организации противотанковой обороны. С этой целью, имеющиеся на вооружении соединений ПТ орудия прицеплялись непосредственно к танкам, что позволяло им при наших контратаках уклоняться от лобового столкновения с советскими танками, прикрываясь на достигнутых рубежах достаточно плотным огнем противотанковой артиллерии.
Замысел командующего 20-й армией заключался в том, чтобы активными действиями соединений и частей, располагавшихся в междуречье р.Березина, Зап. Двина и Днепр, воспретить наступление 2-й танковой группы противника на оршанском направлении и ее выход к р.Днепр, а мощным контрударом механизированных корпусов на Лепельском направлении во фланг 3-й танковой группе задержать ее наступление на Витебском направлении, создав таким образом благоприятные условия для выдвижения резервов из глубины и совершенствования обороны войсками армии на основном оборонительном рубеже (р. Лучаса, Богушевское, Орша, (иск.) Шклов.
На направлении контрудара, где массировалась усилия мехкорпусов, планировалось иметь плотность танков в полосе действий 7-го механизированного корпуса до 29 танков на км фронта, а 5-го корпуса - до 20. В целом же, оперативная плотность танков в армия составляла около 17 танков на км фронта.
В полосе предстоящих действий механизированных корпусов с 3 июля 1941 г. одновременно возобновили наступление соединения 3-й и 2-й танковых групп противника.
Положение и состояние войск механизированных корпусов
Соединения и части 7-го механизированного корпуса, к 30 июня закончили сосредоточение в районе 40 км восточнее и юго-восточнее г.Витебска, где начали активную подготовку непосредственно к боевым действиям в полосе обороны 20-й армии. Таким образом, в случае получения боевого приказа корпус в целом был готов в короткие сроки подготовиться к участию в армейском контрударе.
В значительно более сложных условиях пришлось готовиться к контрудару 5-му механизированному корпусу, который начиная с начала июня передислоцировался из Забайкальского военного округа в Киевский Особый. Однако, в связи с началом войны и изменением планов Ставка ГК приняла решение о его последующей передислокации в полосу обороны Западного фронта в район восточное г. Орша. Поскольку часть эшелонов к этому времени уже разгружались в КОВО (зап. г. Киев), корпус сосредоточивался не в полном составе.
Прибытие и разгрузка эшелонов продолжались до 8 июля 1941 г. Главные силы корпуса (танковые дивизии) в основном завершили сосредоточение к концу 4 июля.
В итоге, соединения и части 5-го механизированного корпуса вынуждены были приступить к выполнению поставленной задачи буквально "с колес", не имея достаточного времени на приведение себя в порядок, ни на доукомплектование, ни на доскональное изучение боевой обстановки, что также снижало эффективность их боевого применения.
Местность
В целом, рельеф на направлениях действий механизированных корпусов характеризуется изобилием болот, лесов, мелких ручьев и рек. Пересеченный характер местности представлял значительные затруднения для действий крупных масс танковых войск при ведении наступления, но одновременно давал большие преимущества обороняющимся, позволяя создавать оборонительные рубежи с опорой на естественные препятствия.
Боевые действия.
Контрудар 7-го и 5-го механизированных корпусов в полосе 20-й армии Западного фронта на Лепельском направлении проводился с 6 по 10 июля 1941 г. По характеру боевых действий корпусов в нем можно выделить три этапа.
Первый этап (с 6 июля по 8 июля ) характеризуется отдельными боями с передовыми частями соединений 3-й и частью сил 2-й танковых групп противника на разобщенных направлениях.
С утра 6 июля в соответствия с боевым распоряжением командующего армией соединения корпусов под прикрытием вышедших раньше на два часа передовых отрядов (до усиленного мсб) начали выдвижение из исходных районов. Соединения выдвигались каждое по двум маршрутам, что обеспечивало им по мысли, командования возможность достижения более высоких темпов наступления, а при встрече с противником возможность быстрого развертывания в боевой порядок.
Однако несвоевременно полученные разведданные об изменениях в пояснении противника, происшедших в течение 5 июля, проливные дожди, начавшиеся еще в ночь на 6 июля, сразу же внесли значительные коррективы в спланированные действия.
Так, передовые отряды 14-й танковой дивизии, выйдя к 8 часам 6 июля к рубежу р.Черногостница, обнаружила разрушенные и затопленные переправы, через которые без дополнительных инженерных мероприятий могли пройти только средние и тяжелые танки. Кроме того, обнаруженные па зап. берегу реки ПТ орудия противника (до 10 единиц на 1 км фронта) в районе Равки, Черногостье, Дуброво, своим огнем воспрещали ведение разведки участков, пригодных для переправ.
17-я я 13-я танковые дивизии и отряд 109 мсд 5-го механизированного корпуса в 5 часов утра выступили колоннами по назначенным маршрутам. Противник сопротивления практически не оказывал. Однако ввиду раскисших из-за проливного дождя грунтовых дорог войска продвигались значительно медленнее, чем, планировалось. С подходом к рубежу Масюки, Обольцы танковые дивизии встретили организованное сопротивление передовых частей 47-го моторизованного корпуса. Стремительной атакой танковые части соединений сбили противника с занимаемых рубежей и к 20 часам, продвинувшись в глубину на 14-16 км, вышли на рубеж: 17 тд - Серкуты, Будно; 13 - Замошье, Обольцы, отряд 109 мсд - 7 км зап. Вязьмичи.
К утру 7 июля к частям ещё не прибыли заправщики с горючим, командиры танковых дивизий возобновили наступление силами передовых отрядов, обеспечив их машины горючим слитым с баков других боевых машин. Уничтожая отдельные очаги сопротивления противника, они в течение дня продвинулись до рубежа Уздорники, Антополье где встретили организованную оборону. Противник силами до трех пехотных полков при поддержке артиллерии закрепился на рубеже Уздорники. Антополье, создав очаговую оборону глубиной до двух км.
14-я танковая дивизия 7-го механизированного корпуса, оборудовав ночью несколько переправ, с утра 7 июля пыталась силами танковых полков, при незначительной по масштабу и времени артиллерийской подготовке, форсировать р.Черногостницу, прорвать рубеж обороны противника и к исходу дня выполнять боевую задачу. Однако атака 27 тп не обеспеченная мощным артиллерийским огнем, без поддержки пехоты (14 мсп занял оборону по восточному берегу р. Черногостница ) успеха не имела. Из 61 танка, принимавших участие в атаке в исходное положение после ее отражения противником вернулось 30 танков. Проведенная чуть позже атака 28 тп также успеха не имела: танки переправившиеся через реку попадали под огонь ПТ орудий противника и фланговый огонь его танков, подошедших ночью. В итоге, в исходное положение после неудачной атаки вернулись из 51 всего 20 танков. Людские потери составили около 30%.
Оценив сложившуюся обстановку на правом фланге корпуса, командир корпуса принял решение передислоцировать 14 тд на направление наступления 18 тд, с целью обойти занятый противником рубеж с юга. С утра 8 июля возобновить наступление на новом направлении во взаимодействии с 18 тд и к исходу дня выполнить боевую задачу.
18 тд в течение 7 июля стойкой обороной отражала попытки противника силами частей 18 тд овладеть Сенно. Город трижды переходил из рук в руки, но к исходу дня остался в руках наших войск. Об ожесточенности боев разгоревшихся, в атом районе свидетельствует докладная записка командира 18 тд противника генерал-майора Неринга: " Потеря снаряжением, оружием и машинами необычайно велики и значительно превышают захваченные трофея. Это положение нетерпимо, иначе мы напобеждаемся до собственной гибели" .
14 тд подучив приказ на передислокацию смогла приступить к его выполнению только в 14 часов 8 июля. К этому времени части 18 тд под воздействием превосходящих сил противника были вынуждены оставить Сенно и под ударами частей его 18-й и 7-й танковых дивизий и авиации отойти в восточном направления.
Утром 8 июля соединения 5-го мехкорпуса возобновили наступление. 17 тд, несмотря на сильное воздействие, вражеской авиации, прорвала оборону противника и в течение дня успешно продвигалась вперед. К 8 часам ее 34-й танковый полк вел бой на рубеже Спечки, Будняки, прикрывая открытый фланг корпуса с севера, 33-й танковый и 17-й мотострелковый полки, тесно взаимодействуя, сражались на рубеже ст.Гразина, Толпино. 13 тд в своей полосе провела пять атак, но успеха так и не достигла. Во второй половине дня она неоднократно подвергалась ударам вражеской авиации и была вынуждена отказаться от дальнейших атак.
В 20 часов 8 июля 17 тд противника при поддержке авиации нанесла мощную контратаку с направления Сенно по правому флангу 17 тд 5-го механизированного корпуса. Главный удар пришелся по 34 тп, вспомогательный - по правому флангу 35 тп. В течение трех часов в районе Дубняки, ст.Гразина, (иск.) Мал.Белица шел ожесточенный танковый бой. Понеся большие потери в танках, противник отказался от продолжения наступления на Мал. Белицу и перенес удар восточнее на направление Речица, Рясно, пытаясь обойти корпус с северо-востока, противник создал реальную угрозу КП корпуса и стремился выйти в тыл его главным силам.
Развивая наступление вдоль железной дороги, противник к исходу дня в районе Будно и Рясно отрезал от главных сил корпуса их тыловые эшелоны с боеприпасами и горючим. В этих условиях корпусной резерв был вынужден оставить занимаемый рубеж и отойти в Мал.Белицу. Вечером этого же дня противник высадил тактический воздушный десант южнее ст.Гразина и во взаимодействии с частями 12 тд в районе Цотово полностью окружил 17 мсп с артиллерийским дивизионом и танковым батальоном. 13 тд под ударами частей 12 тд противника отошла в район Рыжанки, свх. Видаки, Осановка и заняла круговую оборону.
Таким образом, в результате предпринятого противником удара войска корпуса были поставлены под угрозу полного окружения.
Неудачный действия механизированных корпусов 6 и 7 июля, понесенные ими большие потери, особенно в танках, побудили командующего 20-й армией издать приказ, в котором были вскрыты основные причины неудач танковых соединений и указывались конкретные меры по их искоренению.
К середине дня 8 июля завершился первый этап боевых действий.
Второй этап ( с 9 по 10 июля. ) характеризуется активизацией действий наступающего противника во всей полосе обороны армии и попытками механизированных корпусов возобновить наступление.
В ночь на 9 июля командующий армией приказал командирам корпусов с утра возобновить наступление и к исходу дня выполнять ранее поставленную задачу. При этом он ориентировал командира 7-го механизированного корпуса о возможной контратаке противника со стороны Бешенковичей. В течении дня особенно большое воздействие на наступающие части было со стороны немецкой авиации. В 16 часов 30 минут 9 июля, в связи с начавшимся наступлением противника на витебском направлении вдоль северного берега р.Зап.Двины, командующий армией отдал распоряжение о временной приостановке наступления корпуса. В соответствия с ним части 14 тд и 8 мцп были отведены в исходное положение, где изготовились к обороне. Одновременно противник продолжал сосредоточивать силы на богушевском направлении, перебрасывая в район северо-заладнее и западнее Сенно новые танковые и мотопехотные подразделения и части из состава 47-го моторизованного корпуса. В 18 часов передовые части 3-ей танковой группы с боем овладели западной окраиной Витебска, создав тем самым серьезную угрозу войскам 69-го стрелкового корпуса, действующего на правом фланге 20-й армии.
Действиями авиации противника было сорвано наступление частей 13 тд 5-го механизированного корпуса на направлении Толпино, Жуки. Во второй половине дня дивизия приводила себя в порядок и одновременно отражала разрозненные атаки танковых и мотопехотных подразделений врага, пытавшихся овладеть занимаемым ею районом с запада и юго-запада.
Однако основное внимание командира корпуса было сосредоточено на обеспечении выхода из окружения 17 мсп. В течение дня мотострелковый полк дважды безуспешно пытался своими силами прорвать кольцо окружения. Попытки оказать ему помощь путем нанесения встречных ударов силами танковых полков 17 тд также оказались, безрезультатными.
В ночь на 10 июля в связи с захватом противником Витебска командующий армией принял решение отказаться от дальнейшего развития контрудара, вывести механизированные корпуса из боя и к доходу дня сосредоточить их в районах, занимаемых ими перед началом боевых действий, с целью усиления обороны стрелковых корпусов первого эшелона армии.
Таким образом, к середине дня 10 июля соединения контрударной группировки армии окончательно отказались от возобновления наступления.
Третий этап (с 10 по 11 июля) характеризуется отходом механизированных корпусов под ударами преследующего противника и переходом их к ведению оборонительных действий.
Во второй половине дня соединения корпусов начала отход в указанные им районы сосредоточения. Танковые дивизии 7-го механизированного корпуса к исходу дня вышли к переднему краю основного оборонительного рубежа армия: 14 тд - в районе Песочанки, 18 тд - Богушевское. Продолжая движение по указанным маршрутам, дивизии корпуса 11 июля сосредоточились в районе Стаи, Лиозно, Пески.
В более сложных условиях осуществляли отход соединения и части 5-го механизированного корпуса. Особую опасность для корпуса представляли части 18 тд противника, стремящиеся обойти, его с юга через Толочин. В сложившейся обстановке командир корпуса принял решение осуществить отход по двум маршрутам через разрыв, образовавшийся между передовыми частями наших войск, занимающих основной оборонительный рубеж армии и основной группировкой войск противника на оршанском направлении. Задача по обеспечению беспрепятственного отхода возлагалась на специально выделенные отряды из состава 109 мсд ( в каждом танковый и мотострелковый батальоны ), которые своими активными действиями должны были сковать преследующие части противника. Используя ночное время и лесные массивы, соединения и части корпуса в течение ночи и первой половины дня 11 июля вышли из боя оторвалась от противника и сосредоточились в районе Орехи, Хлусово, Осиповка.
В последующем 7-й механизированной корпус был переподчинен командующему 19-й армии и вел маневренную оборону на направлений Витебск, Смоленск, 5-й механизированный корпус, действуя совместно с 1 мсд и 57 тд, в течение 15 и 16 июля участвовал в контрударе 20-й армии в районе г. Красный. Необходимо отметить, что ввиду ранее понесенных соединениями потерь и поспешности в подготовке самого контрудара цель его не была достигнута. Контрударная группировка понесла значительные потери, а противник, переправившийся через р.Днепр продолжал развивать наступление на Смоленск с юга.
В целом, хотя поставленные перед контрударной группировкой задачи не были выполнены полностью, ее боевые действия свидетельствуют о высокой активности наших войск в период ведения обороны в начальном периоде Великой Отечественной войны. Удержание важных тактических и оперативных рубежей, отражение многочисленных атак противника, сковывания крупных сил его танковых ударных группировок на важных в стратегическом и оперативном направлениях, нанесение им значительного урона все это способствовало достижению определенного успеха в обороне советских войск и объективно влияло на повышение ее устойчивости.