Обмен шпионами (6 фото)
Рудольф Абель — Гэри Пауэрс
Вильям Фишер, выходец из семьи русских немцев, высланных из России в 1901 году за революционную деятельность, родился в Великобритании. В 1920 году, когда ему было 17 лет, семья вернулась в Россию, уже ставшую советской. С 1927 года Фишер сотрудничал с советской разведкой. В 1948 году его направили на нелегальную работу в США. Помимо прочего, Фишер добывал сведения о ядерном потенциале США. В июне 1957 года ФБР арестовало его по доносу коллеги-радиста, и он представился именем своего покойного друга Рудольфа Абеля, тоже разведчика. Фишер-Абель категорически отказался сотрудничать с американскими спецслужбами, и его осудили на 32 года тюремного заключения.
Несмотря на то, что КГБ пытался освободить Абеля сразу после приговора, решающую роль в этом деле сыграл международный скандал, разразившийся 1 мая 1960 года. Тогда над Свердловской областью был сбит американский самолет-разведчик U-2, занимавшийся фотосъемкой военных объектов. Пилота U-2 Гэри Пауэрса приговорили к 10 годам тюрьмы, которые он отбывал во Владимирском централе.
Инициатором обмена советского разведчика на американского пилота стал отец Пауэрса, который написал Абелю письмо с изложением этой идеи. В то же время президент США Дуайт Эйзенхауэр напомнил прессе дело Абеля как контраргумент на обвинение в шпионаже.
В результате переговоров стороны согласились обменять Абеля сразу на трех американцев: помимо Пауэрса, СССР должен был освободить осужденных за шпионаж Фредерика Прайора и Марвина Макинена.
Обмен Пауэрса на Абеля произошел 10 февраля 1962 года на мосту Глиникер-Брюкке в Потсдаме, по которому проходила граница между ГДР и ФРГ. В тот же день у КПП «Чарли» в Берлине американцам передали Прайора. Макинен ждал освобождения еще месяц.
Луис Корвалан — Владимир Буковский
Самый громкий обмен политзаключенными произошел 18 декабря 1976 года: власти Чили и СССР договорились об одновременной депортации лидера чилийской коммунистической партии Луиса Корвалана и советского писателя-диссидента Владимира Буковского.
Убежденный противник коммунизма, Буковский в 20 лет получил диагноз «вялотекущая шизофрения» и впоследствии провел в общей легкости два с половиной года на принудительном лечении за попытку распространения запрещенных книг и участие в «митинге гласности». В 1967 году его снова арестовали за организацию протестной демонстрации, но на этот раз писателя признали психически здоровым и дали три года лагерей. После освобождения он несколько раз выступал в западных СМИ с обличением советской карательной психиатрии. В 1971 году Буковского приговорили к семи годам заключения за антисоветскую агитацию.
Спустя два года в Чили, после военного переворота под предводительством Аугусто Пиночета, попал за решетку генеральный секретарь коммунистической партии Луис Корвалан. С сентября 1973 года он без суда находился в одиночном заключении, пока не был переведен в концлагерь на острове Досон.
Предложение одновременно выпустить Буковского и Корвалана поступило советским и чилийским властям от Датского комитета Сахаровских чтений в сентябре 1976 года и сразу получило поддержку международных правозащитных организаций. После долгих переговоров при поддержке госдепартамента США (между Чили и СССР на тот момент были порваны дипломатические отношения) чилийское правительство согласилось депортировать Корвалана, если СССР поступит так же с Буковским. 15 декабря ЦК КПСС принял документ «О мероприятиях в связи с освобождением т. Л. Корвалана», в котором Советский Союз выражал готовность принять лидера чилийских коммунистов с семьей и, в свою очередь, выпустить из страны вместе с сыном мать Буковского.
Обмен политзаключенными происходил в Швейцарии. Буковского доставили в аэропорт Клотен в Цюрихе в наручниках в сопровождении бойцов спецпоздразделения «Альфа». После освобождения советский диссидент поселился в Великобритании, где продолжал заниматься антикоммунистической агитацией. Впервые он приехал в Москву лишь спустя пятнадцать лет.
Корвалан прибыл в СССР как раз к 70-летнему юбилею генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Он прожил в стране всего шесть лет, а затем с помощью советского Политбюро и трех пластических операций тайно вернулся на родину для продолжения революционной борьбы.
Геннадий Захаров — Николас Данилофф
23 августа 1986 года власти Соединенных Штатов обвинили в шпионаже сотрудника представительства СССР в ООН Геннадия Захарова, не обладавшего дипломатическим иммунитетом. Через неделю в Москве арестовали главу московского корпункта журнала U. S. News and World Report Николаса Данилоффа, которому были предъявлены аналогичные обвинения. Президент США Рональд Рейган назвал действия КГБ местью за арест своего разведчика.
В результате переговоров между министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джорджем Шульцем удалось сойтись на одновременном освобождении обвиняемых из-под стражи под поручительство послов. 28 сентября Данилофф получил разрешение покинуть СССР, а Захаров был депортирован из США.
Затем 5 октября, накануне встречи Рейгана и Горбачева в Рейкьявике, основателя Московской Хельсинской группы Юрия Орлова лишили советского гражданства и выслали в Нью-Йорк. На тот момент он находился в ссылке в Якутии, уже отсидев семь лет за антисоветскую пропаганду. Одновременно депортировали в Израиль борца за репатриацию евреев Беньямина Богомольного. Кроме того, американский предприниматель Арманд Хаммер на своем самолете вывез в США больного советского генетика Давида Гольдфарба, который был знаком с Данилоффом и поэтому не мог отделаться от КГБ.
Супруги Коэны — Джеральд Брук и трое влюбленных
Работавшие на советскую разведку американские коммунисты Моррис и Леонтина Коэн в 1954 году были направлены в Великобританию в качестве радистов разведчика-нелегала Конона Молодого. Они находились в стране под именами новозеландцев Питера и Хелен Крогеров. Когда в 1961 году Молодого арестовали, британская контрразведка МИ-5 довольно быстро вышла и на Коэнов. Их задержали при попытке завербовать агентов на Портлендской военно-морской базе, где стояли атомные подводные лодки. Во время обыска в печной трубе их дома была обнаружена радиоантенна.
В суде Молодый отрицал, что Коэны работали на советскую разведку. Тем не менее Морриса приговорили к 25 годам тюремного заключения, а Леонтину — к 20. Но им не пришлось отсиживать весь срок.
В 1969 году советские спецслужбы задержали британского преподавателя русского языка Джеральда Брука. Его приговорили к пяти годам лишения свободы за ввоз в страну антисоветской литературы.
Великобритания согласилась обменять Брука на супругов Коэнов, но поскольку все понимали, что такая сделка — два суперпрофессиональных шпиона за какого-то учителя — неравноценна, СССР великодушно разрешил еще трем своим гражданам заключить брак с гражданами Великобритании. Среди них был сын композитора Сергея Прокофьева, художник и поэт Олег Прокофьев, влюбленный в исследовательницу русского авангарда Камиллу Грей. Другой воссоединившейся парой стали ученый Мервин Оуэнс и дочь расстрелянного в 1937 году коммуниста Людмила Бибикова. Их сын, журналист Оуэн Мэтьюз, написал книгу «Антисоветский роман» об истории любви своих родителей.
Супруги Коэны до конца жизни работали в школах подготовки советских разведчиков. Их имена были рассекречены только после их смерти в 1990-е годы, обоим посмертно присвоили звание Героев Российской Федерации.
Алексей Козлов — десять немецких разведчиков и офицер ЮАР
Другой Герой Российской Федерации, советский разведчик Алексей Козлов, во время работы в Африке в конце 1970-х годов установил, что ЮАР проводила испытания собственной атомной бомбы. В 1980 году южноафриканская контрразведка арестовала Козлова по обвинению в терроризме. В южноафриканской тюрьме разведчик провел два года — его допрашивали, пытали, а затем перевели в камеру смертников, мимо которой каждую пятницу проносили трупы казненных.
О том, что Козлов содержится в тюрьме, не было известно полгода, вплоть до официального заявления об этом премьер-министра ЮАР Питера Виллема Боты. В 1982 году Козлова с помощью разведки ГДР обменяли на десять западногерманских разведчиков и офицера южноафриканской армии, который попал в плен к кубинцам в Анголе. Операция была проведена на КПП «Херлесхаузен», и как только бывший пленный увидел своих коллег, все они немедленно отправились в ближайший кабак.
Проведя четыре года в Москве, Козлов не выдержал и снова пошел в нелегальную разведку, где проработал еще десять лет. В 2000 году он получил звание Героя России за заслуги, которые до сих пор в значительной мере остаются засекреченными.