Дредноут. Корабль-революция и эпоха (4 фото)
Часто можно услышать рассказы о том, что «Дредноут» заставил все остальные линкоры устареть за одну ночь после спуска на воду в 1906 году. На самом деле, эти рассказы не так уж и далеки от правды.
В конце XIX века главные принципы военно-морской тактики основывались на старых методах ведения боя на близком расстоянии, так как максимальная дальность стрельбы составляла около 2 км. Вооружение военных кораблей часто представляло собой комбинацию орудий крупного, среднего и мелкого калибров, которые должны были поражать вражеские корабли, одновременно совершая большое количество неточных, рассеянных выстрелов.
Значительное улучшение артиллерийского вооружения и оптики на рубеже веков позволило увеличить дальность и точность стрельбы. Это привело к тому, что дистанция ведения боя смогла существенно превысить привычные 2 км. Однако это вызвало проблемы с орудиями малого калибра, которые являлись неотъемлемой частью планов сражений с участием военных кораблей, но были намного менее эффективны на таких дальних дистанциях. Конструкторы были вынуждены задуматься о возможной эффективности линкора, вооружённого орудиями только крупного калибра, а также обладающего системами обнаружения цели и управления артиллерийским огнём, позволяющими поддерживать выгодную дистанцию до противника во время сражения.
После проведения испытаний с крупнокалиберными орудиями был сделан вывод о том, что крупные и точные орудия могут нанести урон противнику раньше, чем корабль достигнет зоны действия вспомогательного калибра, тем самым делая его бесполезным. Установка основного вооружения одного калибра также обеспечивала сокращение количества типов боеприпасов, возможность быстрого перемещения команды от орудия к орудию, а также уменьшение количества расчётов, необходимых для ведения точной стрельбы орудиями разных калибров.
Затем в формулу нового линкора была добавлена переменная скорости. При ведении боя на большом расстоянии решающим фактором могло стать преимущество в скорости, позволяющее перехитрить противников с помощью манёвров и сохранить удобную для себя дистанцию.
Исходя из этих соображений, в 1903 году итальянский инженер Витторио Куниберти предложил проект «идеального линкора» с орудиями одного калибра, который привлёк внимание адмирала флота Великобритании Джона «Джеки» Фишера. Год спустя он стал первым морским лордом, и, будучи влиятельным человеком с революционными идеями, он как можно скорее отдал приказ об исследовании жизнеспособности этой концепции. Вскоре было выдвинуто проектное предложение.
Новый проект имел очевидные отличия от ранее построенных линкоров. Он предусматривал размещение десяти 305-мм орудий, а также противоминных орудий единого калибра (76 мм) вокруг надстройки. Последние предназначались для защиты от небольших целей, таких как миноносцы, и не рассматривались как орудия для стабильного нанесения урона в сражении. Чтобы решить вопрос скорости, в проект был включён паротурбинный двигатель, что было новшеством для военного корабля таких размеров. Он позволял развивать крейсерскую скорость в 21 узел, что делало «Дредноут» самым быстрым линкором того времени.
Новый корабль получил историческое английское название «Дредноут» (от английского dreadnought – «неустрашимый»). Он был заложен в Портсмуте в октябре 1905 года, спущен на воду в феврале следующего года и, наконец, принят на вооружение в декабре 1906 года.
Главный калибр: десять 305-мм орудий Mark X, размещённых в пяти двухорудийных башнях. Три из них располагались вдоль диаметральной плоскости корабля: одна в носовой части и две в кормовой (одна башня находилась между средней надстройкой и кормовой мачтой); оставшиеся две – по обе стороны от носовой надстройки. Такое расположение позволяло стрелять по носу и по корме из шести орудий одновременно. «Дредноут» также мог вести бортовой огонь из восьми орудий, благодаря башням в средней части судна.
Универсальные орудия: двадцать семь 76-мм скорострельных 12-фунтовых орудия 18 cwt Mark I, распределённых по главной палубе на съёмных станках, по периметру надстройки, а также на крышах башен главного калибра. В 1917 году с появлением эффективных военных самолётов во время Первой мировой войны два из этих мелких орудий были переделаны в установки с большим углом возвышения для временного использования в качестве орудий ПВО. У инженеров, проектировавших «Дредноут», возникали трудности с размещением этих незащищённых орудий, так как их расположение в районе действия дульных газов при выстреле из орудий главного калибра могло нанести значительный ущерб как им, так и команде.
Бронирование: Имея бронирование башен ГК толщиной до 330 мм и 279-мм главный броневой пояс, «Дредноут» считался хорошо защищённым кораблём для своего времени, хоть и не слишком отличался от предшествовавших ему эскадренных броненосцев. Со временем бронирование линкоров становилось всё толще из-за совершенствования корабельной артиллерии и применения различных способов противодействия мощному бронированию. Одной из причин исчезновения линкоров как типа военных кораблей после Второй мировой войны было то, что количество бронирования, необходимого для противодействия современному вооружению, настолько возросло, что эти корабли потеряли свою эффективность.
После успешного завершения строительства этого легендарного линкора первой задачей в его недолгой истории стало прохождение испытаний в море с целью проверки его боевой эффективности. Первый линкор, вооружённый только орудиями крупного калибра, произвёл сильное впечатление на наблюдавших за испытаниями офицеров. То же можно сказать и об иностранных наблюдателях, которые по достоинству оценили новый проект и внимательно следили за испытаниями, обдумывая возможность создания аналогичных кораблей. В итоге в последующие месяцы и годы военно-морские силы по всему миру занимались строительством собственных боевых кораблей, подобных «Дредноуту», оказывая давление на Королевский флот и выводя всемирную гонку вооружений на невиданный ранее уровень.
Ситуация обострилась до такой степени, что менее, чем через десять лет были построены так называемые сверхдредноуты, оснащённые более тяжёлыми орудиями, более крупными котлами и более толстым бронированием. Успех модели с крупнокалиберными орудиями был оглушительным, и к началу Первой мировой войны «Дредноут» выглядел весьма скромно по сравнению с его многочисленными усовершенствованными копиями, уже принятыми на вооружение Королевским флотом.
На момент вступления в строй «Дредноут» являлся самым мощным линкором в мире и был торжественно принят во Флот Метрополии, в котором прослужил в качестве флагмана до 1911 года. В 1912 году он стал флагманом 4-й линейной эскадры Флота Метрополии в Северном море с базой в Скапа-Флоу, где оставался большую часть Первой мировой войны. Нельзя сказать, что военная служба этого знаменитого корабля была богата событиями. Он практически не покидал воды Великобритании, осуществляя патрулирование либо занимая оборонительные позиции.
Однако «Дредноут» сумел отличиться в своём единственном морском бою. 18 марта 1915 года, когда «Дредноут» возвращался в порт после завершения учений в Северном море, офицер на его палубе заметил движение перископа немецкой подлодки U-29, находившейся приблизительно в 1400 метрах по носу линкора. Корабль быстро набрал скорость и взял курс на перехват. По всей видимости, командир подлодки не заметил приближающийся линкор, так как она не предприняла никаких попыток уйти на глубину или изменить курс. Ситуация изменилась, когда «Дредноут» выстрелил из одного из своих 76-мм орудий с 550 метров, едва не попав в перископ, однако для ответной реакции было уже слишком поздно. U-29 резко отвернула, «Дредноут» быстро совершил аналогичный манёвр и протаранил подлодку. Носовая часть подлодки была отрезана. Она резко поднялась из воды, затем начала уходить под воду рядом с бортом «Дредноута» и затонула несколько секунд спустя. Именно благодаря этому событию «Дредноут» всё ещё имеет репутацию единственного линкора, которому удалось потопить подлодку в бою. Единственного за всю историю.
В 1916 году «Дредноут» не смог принять участие в Ютландском сражении в связи с тем, что в то время он находился в ремонте. Единственным случаем, когда он применил свои орудия во время войны, был обстрел немецких бомбардировщиков, пролетавших над портом Чатема. После окончания войны в 1918 году «Дредноут» был выведен в резерв и, в конце концов, продан на слом в 1921 году. Несмотря на то, что «Дредноут» не принял участия ни в одном важном сражении и практически устарел через двенадцать лет после спуска на воду, он остаётся одним из самых значимых линкоров всех времён, навсегда изменившим военно-морскую историю.