Нововведения на военно-морском флоте зачастую сталкиваются с сопротивлением старых заслуженных моряков. Впрочем, подобное характерно для всех военных. И действительно, ведь старое — не значит плохое. К тому же далеко не факт, что новинка окажется хорошей, и уж тем более неизвестно, сколько потребуется сил, средств, а то и крови, чтобы её все-таки приняли и стали использовать на флоте.
Испанский флот во второй половине XIX века значительно уступал военно-морским силам ведущих мировых держав. Тем не менее Испании было необходимо поддерживать свой флот на должном уровне для защиты своих колоний. Именно для этого были созданы броненосные крейсеры типа Infanta Maria Teresa. И все они были уничтожены в битве при Сантьяго-де-Куба.
Государства – сложные системы. Уже в школе рассказывают о длинной и запутанной истории развития многих из них. И даже в зрелом возрасте люди зачастую не понимают, насколько это большое образование, и сколько скрытых, а зачастую и вовсе неочевидных функций оно выполняет. Тем не менее иногда появляются личности, решающие, что именно у них в силу амбиций либо других причин получится основать новую страну.
Первая мировая война, в числе прочего, заставила Германию создать новый для себя класс боевых кораблей — торпедные катера. Причиной тому стал британский флот, который активно действовал против фланга немецкой армии, расположенного возле моря в Бельгии. По задумкам командования, именно быстроходные катера, вооруженные торпедами, могли успешно противостоять флоту островитян в таких условиях.
Во второй половине XIX века мир начал менять ветер на пар, а дерево на металл. Технологии оценили в военно-морской сфере, и, разумеется, пожелали как можно быстрее поставить на поток производство кораблей с броней и новыми двигателями, чтобы обогнать конкурентов по опасному историческому процессу.
Летом 1914 года в Европе вспыхнула война, масштабами превосходящая все, что были ранее. Она развернулась на земле, в небе и на море. Хоть Британия и обладала самым сильным флотом, кайзеровская Германия осмелилась бросить ей вызов.
Земля невероятно разнообразна — от заснеженных гор Тибета до тёмных глубин Марианской впадины, но люди, считающие себя королями планеты, не знают и половины её секретов. Когда-то те или иные явления природы либо особенности географии, погоды объяснялись гневом или причудой богов или же происками злых духов.
В продолжение темы о транспортах в статье пойдёт речь о типе Victory — вторых по численности и одних из самых совершенных транспортных судов Второй мировой войны.
Использовать богатства заморских территорий себе во благо, не считаясь с мнением местных жителей, — старая европейская традиция. Собственно, это и называется колониализмом. Потоки ресурсов, выменянные, украденные или отвоеванные, столетиями «уходили» в европейские страны, обеспечивая бенефициаров на десятилетия, а то и столетия вперед.
Во время любой войны снабжению отводится большое значение. Особенно, если оно в основном происходит по морю. Само собой разумеется, что ведущие морские державы должны были обладать большими транспортными флотами. Для Великобритании в годы Второй мировой войны это стало ещё более актуальной проблемой. Действия немецких подводных лодок приводили к крупным потерям грузовых судов.
История знает немало случаев, когда страны, расположенные на разных континентах, объявляли друг другу войну. Если противников разделяют океаны, а расстояния измеряются тысячами километров, вся ответственность ложится на военно-морской флот.
Броненосный крейсер Yakumo служил в Императорском флоте Японии более 45 лет. Он отметился как участием в Цусимском сражении, так и службой в качестве транспорта для японских репатриантов после Второй мировой войны.
В 1896 году, сразу по окончании первой Японо-китайской войны, японское военно-морское командование разработало план наращивания численности флота.
Мистика и различные суеверия плотно связаны с фольклором и историей, и они напрямую проистекают из места проживания того или иного народа. Потому неудивительно, что на островной Англии, практически всю свою историю так или иначе связанную с морем, существует немало мифов и легенд, посвящённых морю.
В Императорском военном флоте Японии большое значение уделялось следованию за военно-техническим прогрессом, в том числе путём постройки опытных образцов. Итогом анализа японцами действий подводных сил Германии в годы Первой мировой войны стала постройка нескольких экспериментальных субмарин. Одной из них стала подводная лодка береговой обороны I-52.
Вторая половина XIX века ознаменовала собой окончательный переход военно-морских сил на корабли с металлическим корпусом и бронёй. Российская империя, стараясь не отставать от ведущих держав в этом вопросе, в середине 1860-х годов тоже обзавелась своей первой серией мониторов. Технически это были броненосные башенные лодки типа «Ураган».
Моря Земли имеют собственный нрав и настроение. Так считают многие опытные моряки. В каких-то морях почти круглый год царит спокойствие, давая возможность уставшим мореплавателям отдохнуть и расслабиться. Но оно также бывает коварно и даже сейчас по нескольку раз в год берёт дань кораблями.
Американский флот на Тихоокеанском театре Второй мировой войны понёс значительные потери, и среди них особняком стоит история авианосца USS Franklin (CV-13). В марте 1945 года он подвергся японской атаке, последствия которой унесли жизни 804 членов экипажа (также 487 раненых). Эта трагедия занимает второе место по числу жертв на одном американском корабле в годы войны — больше было только на линкоре USS Arizona, атакованном в Пёрл-Харбор.
В конце 1943 года ход Второй мировой войны начал меняться в пользу союзников. В капитулировавшей Италии только южные территории управлялись вновь созданным правительством. Северные же области, оккупированные немецкими войсками, продолжали сражаться на стороне Германии. Люфтваффе день ото дня всё больше уступали союзникам. Но именно в порту города Бари произошла одна из их самых успешных операций.
В составе ВМС США в годы Второй мировой войны состояло много кораблей, отличившихся своей боевой службой. Одним из таких был линкор USS Indiana (BB-58). О нём и пойдет речь ниже.
USS Indiana стал вторым кораблём в серии линкоров типа South Dakota. Они разрабатывались американцами в рамках положений лондонского договора об ограничении морских вооружений 1936 года.
Судьбы кораблей порой совершают непредвиденные повороты. В истории XX века одной из самых необычных стала история фрегата Королевского флота Канады HMCS Stormont. Ей и посвящена статья.
Королевский военно-морской флот Австралии к началу Второй мировой войны был незначительным по сравнению с другими действующими на Тихом океане флотами — Великобритании, Японии и США. Однако это не значит, что в его составе не имелось крупных боевых кораблей. Одним из них был тяжёлый крейсер HMAS Canberra.
Пиратство сопутствовало почти всей истории покорения морей человечеством. Едва люди осознали удобство перевозки грузов и торговли по воде, появились и те, кто решил, что грабить суда гораздо прибыльнее, чем торговать. Так что почти в любой исторической хронике государства, расположенного на берегу моря, можно встретить упоминания о морских разбойниках.
Развитие и завершение Второй мировой войны поставило американский ВПК в довольно затруднительное положение. На стапелях верфей строилось множество боевых кораблей, необходимость в которых в мирное время как минимум вызывала сомнения. Тем не менее многие из них всё же были достроены и впоследствии долгое время служили на флоте. К таковым относится и авианосец USS Coral Sea (CV-43).
История океанских лайнеров первой половины XX века полна трагическими событиями. Катастрофа каждого такого корабля становилась широко известной, будь то «Титаник», «Британник» или «Лузитания». Если говорить о годах Второй мировой войны, то крупнейшим (по водоизмещению) потерянным лайнером стал RMS Empress of Britain. Он же оказался самым большим в истории судном, потопленным немецкой подводной лодкой.
Своеобразной вехой в рамках морских боевых действий в ходе Первой мировой войны стал захват немецкого лёгкого крейсера SMS Magdeburg силами Балтийского флота России. Этот, казалось бы, незначительный эпизод оказал большое влияние на всё дальнейшее противостояние на море.
Человечество вполне может гордиться своими научными достижениями, например, выходом в космос и полётом на Луну. Однако даже ближний космос изучен куда лучше, чем глубины океанов, покрывающих большую часть планеты. Водяная бездна стала концом пути для сотен и тысяч судов разных размеров и назначений.
Концепция взаимодействия разных родов войск появилась не так давно. Современные военные считают само собой разумеющимся, что перед атакой должна быть разведка, а между ними ещё и авианалёт на вражеские позиции. Конечно, в истории войн подобное случалось и ранее, но куда чаще разные виды войск не только не взаимодействовали, но и конкурировали между собой.
Многие, читая книги о кораблекрушениях, грандиозных морских баталиях или открытиях, думают, что все глобальные события на море остались далеко в прошлом. И действительно, во многом так и есть. Страшные штормы и наводнения возможны и сейчас, но с современными системами наблюдения и спасения они, скорее всего, не станут столь разрушительными, как когда-то.
В ходе Второй мировой войны сохранность своих конвоев имела для Великобритании решающее значение. Целью же немецких ВМС, наоборот, было максимально затруднить проходы английских судов. Отсутствие морских поставок должно было вызвать на островах кризис и, в конце концов, заставить британцев пойти на мирные переговоры.
Обычному человеку редко приходится сталкиваться с настоящим буйством стихии. Ведь речь не о каком-нибудь заурядном шторме или особо сильной грозе. Нет. По-настоящему мощные катаклизмы такого рода — явления, к счастью, очень редкие. И о таких штормах, ураганах или циклонах говорят годами и помнят десятилетия. А некоторые из них были столь сильны и разрушительны, что остались в памяти людей на века.
Перемены погоды влияли на человечество всё время его существования. Иногда случалось так, что именно разгул стихий приводил к глобальным изменениям на политической карте мира. Кто знает, например, как сложилась бы история, не разметай ураган флот вторжения монгольской империи, нацелившийся на Японию. Или если бы Белый Корабль в 1120 году не погиб у берегов Англии. Предания о подобных случаях остаются в памяти людей надолго.
Отличительной чертой эпохи броненосцев было стремительное изменение основ конструкции корабля. Батарейные, казематные и барбетные схемы последовательно сменили друг друга менее чем за полвека. Последние центральнобатарейные броненосцы Франции типа Dévastation заложили основу для дальнейшего развития военно-технической мысли.
Войны сопряжены не только с честью, доблестью и свершениями людей, которые становятся героями, а их имена остаются в веках. Войны — это ещё грязь, холод и смерть тех, кто рядом, и, самое главное, крайнее ожесточение сторон конфликта. Особенно это начинает проявляться, когда одна сторона четко понимает, что победить уже не сможет, и за все свои преступления придется ответить.
HMS Centurion представлял собой линейный корабль типа King George V первой формации, запущенной в 1911 году. Новички были усовершенствованной версией удачных линкоров типа Orion и получили увеличенную длину и лучшее бронирование. Ведь они предназначались для войны с Германией, которая наращивала свои линейные силы.
Мореплавание — опасная профессия. В открытом море всегда есть неизвестные течения, штормы и ураганы, способные отправить корабль на дно. Но не стоит думать, что у побережья более спокойно. Рифы, отмели и подводные скалы представляют не меньшую, а то и большую опасность, особенно, если они располагаются возле знакомого берега. Ведь тогда очень просто потерять бдительность и ослабить внимание. И это зачастую приводит к печальным последствиям.
Во время Второй мировой войны, обладая большим количеством боевых кораблей, итальянский флот тем не менее терпел поражения от британских сил. К таковым относится и бой у мыса Бон.
Великобритания и Франция всегда соперничали между собой, в том числе и на море. Периоды жестоких войн сменялись относительно мирным сосуществованием и сотрудничеством. Но даже в спокойное время страны постоянно готовились к новым конфликтам. Вторая половина XIX века относилась как раз к такому периоду.
В начале 1944 года японские армия и флот полностью перешли к оборонительным действиям. Основной целью американского командования был захват контроля над Каролинскими и Марианскими островами, где располагались аэродромы и главная база Объединённого флота.
Начало боевых действий
25 июня 1950 года войска Северной Кореи начали широкомасштабное наступление на территорию Южной Кореи. Началась Корейская война.
Питание личного состава каждого из флотов мира имеет свою уникальную историю зарождения и развития. Военно-морские силы Японии тоже не являются исключением. Им пришлось преодолеть множество трудностей, но благодаря этому история питания японских моряков по-настоящему интересна.
Военно-морской флот Чили на рубеже XIX и XX веков претендовал на роль мощного соединения в регионе Южной Америки. Соответственно, в его составе должны были иметься крупные боевые корабли. К таковым относился и единственный линкор дредноутного типа в истории Чили — Almirante Latorre.
Войны сопровождали всю историю человечества. И едва люди вышли на морские просторы, то тут же принесли туда свою воинственность и желание взаимного уничтожения. Разделение на своих и чужих пришло из глубины веков. Каждое племя чётко знало, что «люди» — это лишь соплеменники, а все остальные — враги. В каменном веке определить своих и чужих было достаточно просто. Но в современных войнах опознание врагов и союзников стало одной из самых приоритетных задач.
В ходе тихоокеанской кампании Второй мировой войны произошло много примечательных сражений. Одним из них был бой в заливе Велья. Его результаты значительно повлияли на тактику японского флота и обозначили новые приёмы ведения сражений.
Архипелаг Шпицберген в Северном Ледовитом океане в ходе Второй мировой войны имел важное значение для военно-морских операций. Вполне естественно, что за контроль над архипелагом с переменным успехом велась борьба. И в конце концов, в 1943 году, Германия решила переломить ситуацию.
Служба на кораблях всегда так или иначе связана с опасностью. Море — изначально враждебная человеку стихия. Потерявшись на суше, возможно выжить, а вот остаться одному в открытом океане — почти всегда смертельно. Катастрофы на море случались во все времена, в том числе с самыми совершенными судами тех эпох. А самые передовые технологии обычно устанавливают на боевые корабли.
Гонка вооружений была всегда. Преимущество одной стороны вынуждало противостоящую ей искать симметричный, а лучше ассиметричный ответ. Бывало, что такие противостояния выливались в десятилетия противоборства целых научных направлений, а иногда одна удачная находка могла перевернуть всё представление о правилах ведения войны. И война на море не была исключением.
В Цусимском сражении участвовали разные корабли — на волнах Японского моря тогда оказались и оставшиеся в памяти многих, и такие, чьи названия обывателю совершенно неизвестны. Среди кораблей русского флота был и представитель предшествовавшего поколения — полуброненосный фрегат с классическим парусным вооружением, хотя и числившийся в качестве броненосного крейсера. Старичок «Дмитрий Донской» сражался в одном бою с «молодежью».
Во время Второй мировой войны Средиземное море стало полем боя между ВМС Великобритании с одной стороны и силами стран оси с другой. Для успешного проведения военной кампании в Северной Африке, Германии и Италии было необходимо создать бесперебойное снабжение своих армий. Однако у них на пути встала британская военно-морская база на острове Мальта.
Быстрое развитие военно-технической мысли привело к тому, что броненосные крейсеры как тип просуществовали совсем недолго — менее 40 лет. Великобритания, будучи одним из главных «двигателей» кораблестроительного прогресса, построила свои последние машины данного класса в 1900-х годах. Это был тип Minotaur.
После окончания Первой Мировой войны, где Италия выступила на стороне Антанты, геополитическая ситуация в Европе кардинально поменялась. Теперь не Австро-Венгрия, а Франция рассматривалась как главный вероятный противник на Средиземном море, поэтому морской Генштаб королевства планировал кораблестроительные программы таким образом, чтобы поддерживать паритет с французскими ВМС.