Пират и линкор. Jean Bart (4 фото)
Шёл 1940 год, французская армия стремительно откатывалась перед наступавшими германскими войсками. Главнокомандующий ВМФ Франции адмирал Франсуа Дарлан пообещал Уинстону Черчиллю, что он не позволит французскому флоту, второму по величине и одному из самых современных в Европе, попасть в руки врага в случае капитуляции. Линейный корабль одного из новейших французских проектов «Жан Бар» был назван в честь знаменитого капера XVII века и являлся вторым из запланированных к постройке линкоров типа «Ришелье» (Richelieu). Корабль был заложен в конце 1936 года в Сен-Назере. Ко времени капитуляции Франции в середине июня 1940 года он был готов лишь на 75%, действовала только одна из двух башен главного калибра.
В новом линкоре было использовано много проектных решений от предшествовавших меньших по размерам кораблей типа «Дюнкерк» (Dunkerque), наиболее примечательным из которых стала концентрация главного калибра в носовой части. 380-мм орудия располагались в двух четырёхорудийных башнях, что стало отличительной чертой проектов французских линкоров того времени. Уменьшение количества башен означало, что для защиты орудий требовалось меньше тяжёлой брони. Следовательно, уменьшилось водоизмещение, что позволило достичь большей скорости.
К сожалению, уменьшение количества башен также увеличивало вероятность вывода артиллерии из строя меньшим числом попаданий, но французские инженеры это предусмотрели. Они увеличили расстояние между башнями, из-за чего надстройки были смещены к корме, и разделили каждую башню внутри переборкой, чтобы уменьшить площадь поражения при попадании. Противоминный калибр был размещён главным образом в кормовой части корабля – три трёхорудийные 152-мм башни, расположенные треугольником. Главной целью проекта было достижение высокой скорости без уменьшения бронирования и сокращения вооружения. Действительно, с максимальной скоростью до 32 узлов линкоры типа «Ришелье» были одними из самых быстрых среди построенных кораблей этого класса, уступая лишь линкорам типа «Айова».
Главный калибр: восемь 380-мм орудий образца 1935 года, размещённых в двух четырёхорудийных башнях в носовой части корабля. Эти орудия стреляли 884-кг снарядами, оснащёнными резервуаром с оранжевым красителем под баллистическим колпачком для окрашивания всплесков от падения снаряда, что позволяло корректировать артиллерийский огонь при совместной стрельбе с другими кораблями. Обладая максимальной дальностью стрельбы более 41 км, эти орудия стали венцом развития французских корабельных артиллерийских систем. Для сравнения: находясь во французском Кале, «Жан Бар мог бы обстреливать английский Дувр. Однако специалисты заверяют, что реально к бою на такой дистанции никто не готовился.
Противоминный калибр: три трёхорудийные башни в корме с девятью 152-мм орудиями образца 1936 года; это модифицированные орудия главного калибра лёгкого крейсера «Эмиль Бертэн» (Émile Bertin). Данные орудия были спроектированы как универсальные, однако из-за их ненадёжности и малой скорости поворота башен им было сложно вести огонь по скоростным самолётам. Поэтому шесть из пятнадцати изначально предусмотренных орудий такого типа были заменены на обычные установки ПВО.
Универсальные и зенитные орудия: Сочетание двух систем ПВО было универсальной формулой, на которую ориентировалось большинство крупных флотов. Они были настолько эффективны, что те же образцы с незначительными изменениями до сих пор находят применение в вооружённых силах некоторых государств.
Бронирование: «Жан Бар» имел более мощное бронирование, чем построенный ранее «Страсбург» (Strasbourg), чтобы противостоять орудиям более крупного калибра. Это особенно касалось вертикального бронирования: «Жан Бар» имел 330-мм броневой пояс по сравнению с 283 мм у «Страсбурга. Однако самыми толстыми были 430-мм лобовые броневые плиты башен ГК, это примерно высота кегли для боулинга.
Послужной список
К моменту капитуляции Франции в июне 1940 года «Жан Бар» ещё не вошёл в строй. В этих обстоятельствах линкору, а также однотипному «Ришелье» и большей части французского флота было приказано покинуть Францию и укрыться в её африканских колониях. Пока корабли находились в пути, было заключено перемирие с Германией, согласно которому Французская республика сохраняла существование в виде марионеточного государства на юге Франции (со столицей в Виши), на условии нейтралитета в войне.
В ноябре 1942 года «Жан Бар», всё ещё не вошедший в боевой состав флота, принял участие в самом известном сражении за свою историю. Командование Союзных войск и Свободные французские силы планировали совместную операцию под названием «Факел» – вторжение в Северную Африку. Однако, несмотря на переговоры там американских дипломатов с французским командованием, уверенности в их позиции не было и как они отреагируют на появление войск союзников было неясно.
Когда ранним утром десантно-высадочные силы подошли к Касабланке, береговые батареи открыли по ним огонь. Американские эскортные корабли ответили тем же. Обороняющиеся рассчитывали на небольшую эскадру из эсминцев, лёгкого крейсера и одиннадцати подводных лодок, находившихся неподалёку от линкора «Жан Бар», а также на поддержку трёх береговых батарей. Корабли и подлодки, которые не были повреждены или уничтожены огнём артиллерии ВМС США, совершили несколько вылазок из гавани, пытаясь торпедными атаками и артогнём сдержать противника, но безрезультатно.
«Жан Бар» вступил в бой прямо из гавани, дав несколько залпов из единственной боеспособной башни. Тогда орудия американского линкора «Массачусетс» (USS Massachusetts) развернулись к новой цели, а бомбардировщики с авианосца «Рейнджер» (USS Ranger) стали пикировать на французский корабль. Авиабомбы не нанесли «Жан Бар» серьёзных повреждений, однако «Массачусетс» удалось добиться нескольких точных попаданий. Первый снаряд взорвался в погребе неработавшей башни, где, к счастью, не было боеприпасов. Затем умело направленный 406-мм снаряд заклинил боеспособную башню, что заставило её временно прекратить огонь.
Поворотный механизм башни был быстро отремонтирован, и два дня спустя орудия «Жан Бар» вновь открыли огонь, продолжив обстреливать корабли Союзников и едва не поразив крейсер «Огаста» (USS Augusta). Жёсткий ответ не заставил себя ждать. В ответ пикировщики с авианосца «Рейнджер» добились двух попаданий (в носовую и кормовую части корабля), в результате чего «Жан Бар» сел на грунт в гавани. На следующий день, после окончания напряжённых переговоров, Франсуа Дарлан как самый старший по званию французский офицер в Северной Африке заключил соглашение с командованием Союзников о переходе на их сторону. Эти события положили конец битве при Касабланке.
Впоследствии «Жан Бар» был поднят со дна гавани и приведён в мореходное состояние, чтобы снова вступить в бой против сил стран Оси. Он находился в Касабланке до окончания войны. После его возвращения во Францию командование ВМФ не могло принять решение относительно его дальнейшей судьбы, в частности, о целесообразности завершения строительства корабля. В конечном итоге было решено сохранить его как линкор, оснастив дополнительными средствами ПВО для соответствия новой послевоенной военно-морской доктрине, согласно которой основную угрозу представляли не корабли, а самолёты. «Жан Бар» вступил в строй в 1949 году. Он стал последним линкором, вошедшим в состав ВМФ Франции, поскольку в то время авианосцы стали вытеснять линкоры в качестве основных ударных сил флота. В последующие годы, вплоть до отправки на слом в 1970 году, «Жан Бар» лишь единожды принял участие в боевых действиях: в 1956 году французский флот совместно с Израилем и Великобританией успешно оказал давление на правительство Египта в ходе Второй арабо-израильской войны.