Самые курьёзные операции в истории военно-морского флота (5 фото)
Неловкий манёвр
Великобритания долго и по праву считалась владычицей морей. Однако это не мешало её флоту попадать в комичные, а иногда и печальные истории. В 1890 году со стапелей сошёл могучий броненосец HMS Victoria, будущий флагман Средиземноморского флота. Корабль стал красой и гордостью королевских ВМФ и был призван наводить ужас на врагов, но прослужил всего два года и погиб вовсе не от залпов их орудий.
22 июня 1893 года вице-адмирал сэр Джордж Трайон во главе соединения из 11 кораблей Средиземноморской эскадры вышел в море. Корабли были выстроены в две кильватерные колонны на расстоянии километра друг от друга. Ничто не предвещало беды, пока в 15:00 Трайон внезапно не отдал приказ ведущим кораблям, эскадренным броненосцам HMS Victoria и HMS Camperdown, совершить поворот на 180 градусов внутрь строя и взять курс на порт.
Он не учёл одного: расстояние между кораблями было значительно меньше, чем радиус поворота броненосцев. Осознание этого факта пришло слишком поздно, и отменить приказ не получилось. Два жутко дорогих корабля столкнулись. «Кэмпердаун» получил повреждения, а «Виктория» пошла ко дну вместе с адмиралом Трайоном, который остался на тонущем корабле со словами «Это моя вина».
Меткое попадание
Многие считают, что для уничтожения судна противника необходимо использовать артиллерию, бомбы, торпеды и прочее вооружение. Но иногда это необязательно, что с блеском доказали английские моряки во время Первой мировой войны.
2 сентября 1917 года немецкая подлодка SM U-28 встретила английский транспорт Olive Branch, шедший в русский порт Архангельск с грузом боеприпасов и техники. Следом произошла стандартная процедура: экипаж в шлюпки и по домам, корабль — на дно. Но со вторым пунктом всё пошло не по плану.
Немцы открыли огонь по, казалось бы, безоружному транспорту и одним из снарядов поразили перевозившиеся боеприпасы. Они, естественно, сдетонировали. Взрывная волна выбросила с корабля один из стоявших на верхней палубе грузовиков, который попал прямо в субмарину. Точное попадание сделало этот случай уникальным: U-28 стала единственной подводной лодкой, потопленной грузовиком.
Спасти Гавайские острова
После налёта японцев на Перл-Харбор и разгрома Тихоокеанского флота американцы всерьёз опасались захвата Гавайских островов. И их опасения подтвердились. Вскоре после знаменитой атаки на острове Ниихау совершил вынужденную посадку сильно повреждённый японский самолёт.
Пилот Сигэнори Нишикаичи (Shigenori Nishikaichi) был пленён обитателями единственного ранчо в этом глухом углу и посажен под замок. Но местные жители допустили ошибку, приказав охранять пленного японскому же батраку. Соотечественники, само собой, быстро сговорились, и вот уже у фермеров возникла большая проблема: японцы захватили всё оружие — в количестве одного охотничьего ружья и одного револьвера — и установили над островом власть императора.
Продлилась оккупация недолго: один из фермеров смог одолеть захватчиков в рукопашной схватке. Это событие можно считать первой победой американцев в войне на Тихом океане.
Бой с тенью
Основатель церкви саентологии Рон Хаббард, перед тем как вплотную заняться религиозными вопросами, был моряком, командиром корабля USS PC-815 — охотника на подводные лодки. И вот однажды, патрулируя воды штата Калифорния в районе между Портлендом и Сан-Диего, он увидел на сонаре нечто напоминающее японскую субмарину.
Оповестив командование, Хаббард начал преследование. В помощь ему были срочно высланы два дирижабля, два крейсера и два катера береговой охраны. Собравшийся небольшой флот в течение 68 часов преследовал неуловимую подводную лодку, сбросив при этом более сотни глубинных бомб, но враг не исчезал с экранов радаров. Вскоре командование отдало приказ прекратить преследование, поскольку в этом районе находится давно известная магнитная аномалия, которая и послужила причиной сигнала сонара.
Ситуация ухудшалась тем, что бомбёжка в территориальных водах Мексики нарушала международное право и, несмотря на военное положение, способна была вскоре привести к дипломатическому скандалу.
Бунга! Бунга!
Случались в истории британского флота и просто забавные эпизоды. Как-то раз в феврале 1910 года на знаменитый линкор "Дредноут" пришла телеграмма с приказом от командования принять на борту королевскую семью из Эфиопии. Четверо колоритных гостей были в восторге от показанного и оживлённо комментировали всё на своём языке, периодически восхищённо восклицая: «Бунга! Бунга!» Всё прошло замечательно, и довольные эфиопы отбыли восвояси.
На самом-то деле это была переодетая группа англичан во главе с аристократом Горацием де Вир Коулом. Через несколько дней в популярном английском издании Daily Mirror вышла статья, посвящённая вопросам защищённости особо важных военных объектов. Чувства командира самого известного корабля английского флота нетрудно вообразить. На этом история не закончилась: через пару лет в Великобританию прибыли настоящие эфиопы. Но в этот раз осмотреть корабль их уже не пустили, зато люди на улицах свободно общались с иностранцами, приветствуя их кортеж криками «Бунга! Бунга!».