На Киев! 6 ноября 1943 (3 фото)
3 ноября в 8 часов утра началась мощная артподготовка. Для максимальной эффективности фактически вся артиллерия фронта была сосредоточена на узком шестикилометровом участке. На 1 километр фронта приходилось до 380 орудий и минометов. В 8 часов 40 минут при поддержке авиации 2-ой воздушной армии генерала С.А.Красовского в наступление перешла 38 армия под командованием генерала К.С.Москаленко. Сокрушительный удар разнес в щепки немецкие укрепления и причинил огромный ущерб противнику. Лишь только отгремели пушки, первыми в немецкие окопы и траншеи ворвались солдаты 3-го стрелкового батальона майора Ильи Ильича Стратейчука, которые отличились еще в боях на подступах к Киеву. Тогда 27 сентября 1943 года они одними из первых переправились на правый берег Днепра, а затем, развивая наступление, батальон под его командой успешно действовал при захвате села Лютеж 6 октября 1943 года. Бесшумно сняв боевое охранение противника, без поддержки артиллерии бойцы 3-го стрелкового батальона ворвались в центр села, окружили и уничтожили 200 гитлеровских солдат и офицеров. Закрепившись на южной окраине села, подразделение Стратейчука прочно удерживало завоеванный рубеж, давая возможность другим подразделениям прорваться в село и очистить его от немцев.
Наступление стало полной неожиданностью для немецкого военного руководства. Только к середине дня немцы смогли оказать организованное сопротивление. К тому времени штурмовые части Красной Армии углубились в немецкую оборону более чем на 2 километра и полностью очистили от противника всю первую линию укреплений. Советские танковые части прорвались в тыл врага. Выбив его из двух населенных пунктов, они форсировали реку Ирпень, протекающую у Киева. Удар наших танкистов был настолько силен и стремителен, что противник не успел взорвать мост через Ирпень, годный для всех видов транспорта.
Выйдя на западный берег реки Ирпень, танкисты повернули свой фронт, обошли неприятеля и разгромили тылы трех его дивизий. Совершив рейд по немецким тылам, они еще раз повернули фронт в сторону нависших над ними вражеских дивизий и нанесли им сильный удар. Весь этот маневр был проделан с исключительной быстротой. Немцы понесли серьезные потери и отступили, положение их резко ухудшилось. Неприятелю стало ясно, что его попытка нанести фланговый удар провалилась. Теперь немцы могли предпринимать лишь единственно возможные фронтальные контратаки, невыгодные и чреватые большими потерями в людях и технике.
Несмотря на серьезные укрепления, возведенные немцами — дзоты и бетонированные огневые точки, — к исходу второго дня операции советские войска расшили и углубили прорыв почти на 8 километров. Два мощных опорных пункта немецкой обороны в поселках Вышгород и Берковец были ликвидированы. Другие вражеские опорные пункты взяли штурмом или обошли с флангов. Рискуя быть окруженным, неприятель сам оставлял укрепленные точки, но попадал под удар тех советских войск, что наступали с других сторон.
В ночь на 5 ноября в наступление перешла 3-я гвардейская танковая армия. Танки Рыбалко атаковали с зажженными фарами и воющими сиренами, что окончательно деморализовало немецкие части. Под мощными ударами войск Рыбалко солдаты Вермахта спешно отступали к Киеву. Утром 5 ноября был взят штурмом крупный населенный пункт Святошино и перерезаны главные артерии, питавшие киевскую группировку: железная дорога Киев-Коростень и шоссе Киев-Житомир.
Бок о бок с танкистами Рыбалко храбро сражались солдаты и офицеры 1666-ого истребительно-противотанкового артиллерийского полка. Отвага и мастерство гвардии старшего сержанта Ефима Ивановича Дубинина, командира орудия этого полка, позже были по достоинству оценены командованием.
У противника еще оставалась дорога, идущая вдоль Днепра. Но когда новые соединения советской армии переправились через Днепр южнее Киева, соединившись с теми войсками, что переправились накануне, и это путь для немцев был перекрыт.
К вечеру 5 ноября передовые части 38 армии вышли к пригородам Киева. Сломив сопротивление на окраинах, наши войска устремились к центру города. Медлить было нельзя — отступая, немецкие факельщики и подрывники пытались уничтожить город, подрывая и поджигая все, что может быть уничтожено.
К полуночи, ведя уличные бои, бойцы Красной Армии прорвались к центру города.
Вечером 5 ноября 1943 года, когда передовые части 1-ого Украинского с боями еще только подходили к окраинам Киева, к городу подъехали 4 военных машины с советскими автоматчиками. В небольшом хуторе прямо у самого города красноармейцы постучались в первую же хату. Дверь им открыла Галина Кривенко. Не сдерживая радости, она бросилась на шеи красноармейцам и пригласила их в дом. Узнав, что немцы ушли из села совсем недавно, они попросили у девушки красной ткани. Галина сбегала к сараю и принесла оттуда, наверное, самое дорогое, что может быть у молодой девушки — свой праздничный красный платок. Этот платок был единственным, что ей удалось сберечь, но она с радостью отдала его бойцам. В следующем доме они нашли проводника. Микола Дегтяренко повел по улицам охваченного пожаром Киева автоматчиков к самому высокому зданию города — Дому Советов.
Никто из красноармейцев раньше не был в этом красивейшем городе: Константин Погорелов был из Владикавказа, Николай Кирюхин с Кубани, Василий Толоченко — молдаванин, Александр Пиксасов — волжанин. Не таким они желали увидеть Киев — в пожаре и дыму, улицы разрушенных домов, с зияющими пустотами окон.
Через некоторое время отряд оказался у большого здания с колоннами и мраморными ступенями. Это и был Дом Советов. Найдя уцелевшую лестницу, автоматчики поднялись на крышу к пустующему флагштоку. Через пару минут на обрывке телефонного провода был поднят красный платок Галины Кривенко — знамя Победы. Кирюхин отметил время — 0 часов 22 минуты 6 ноября 1943 года.
Так над центром города было поднято Красное Знамя Победы. К центру города прорвался танковый батальон капитана Дмитрия Александровича Чумаченко из 5-го гвардейского танкового корпуса и занял центральную площадь, водрузив Красное Знамя на здании ЦК КП(б)У. За проявленное мужество и личную отвагу, а также искусное управление боем в сражении с немецкими захватчиками за Киев Чумаченко получил Ордена Суворова III степени.
Памятник Н.Ф.Ватутину в Киеве был установлен 25 января 1948 года при входе в Мариинский парк со стороны улицы Грушевского в Печерском районе Киева, недалеко от здания Верховной рады Украины над могилой советского военного деятеля, Героя Советского Союза, генерала армии Николая Фёдоровича Ватутина. Фигура в полный рост в шинели, высечена из блока серого гранита и установлена на прямоугольном постаменте. Постамент и цоколь, имеющий форму усеченной пирамиды, изготовлены из блоков чёрного лабрадорита.
Во время неожиданного нападения отряда УПА численностью не менее 100 бойцов при въезде в одно из сел на юге Ровенской области Ватутин, имевший возможность отступить на двух автомобилях, решил дать бой и лично вступил в перестрелку вместе с несколькими офицерами. Итогом боя стало тяжелое ранение командира в бедро с раздроблением кости.
Ватутина экстренно эвакуировали в Киев, куда в срочном порядке прибыл главный хирург Красной армии Николай Бурденко. Несмотря на предпринятые меры, у полководца развилась газовая гангрена. Единственной мерой по спасению жизни генерала консилиум определил ампутацию. 15 апреля, спустя 1,5 месяца после ранения, скончался от заражения крови.
«Этому палачу Ватутину посвящено сооружение, которое до сих пор стоит в парке возле Верховной Рады Украины и позорит память тех, кого убил этот преступник. Пока так есть, можно не сомневаться, что Украиной правит промосковская 5-я колонна», — пишет неонацист Украины
- 10 советских фильмов о войне, которые нужно показывать своим детям
- Истории самых известных фото ХХ века: Знамя Победы
- Фотографии сталинградской битвы "раскрасил" английский ретушер
- Российский театр оштрафовали за отсутствие тушенки и противогазов на случай атомной войны
- National Interest рассказал о российском «оружии Судного дня»