Линейный крейсер Invincible в Ютландском сражении (8 фото)
Череда событий, связанных с возросшей активностью германского Флота открытого моря, привела противоборствующие флоты к единственному крупному морскому сражению Первой мировой войны. О нём написаны десятки трудов, мы же остановимся на истории флагмана 3-й эскадры линейных крейсеров контр-адмирала Хораса Худа в этом бою — линейного крейсера Invincible.
Родоначальник нового класса капитальных кораблей, первый в мире линейный крейсер вошёл в состав флота 16 марта 1909 года. После небольшой модернизации в августе 1914 года он вернулся в состав «Гранд Флит», став флагманским кораблем 2-й эскадры линейных крейсеров. Впервые корабль опробовал свои силы в сражении у Гельголандской бухты 28 августа, где под общим командованием контр-адмирала Битти эскадра британских кораблей уничтожила три германских крейсера и эсминец. Invincible в этом бою участвовал в потоплении легкого крейсера Cöln.
11 ноября Invincible отправился к берегам Южной Америки, где британской эскадре предстояло перехватить германские корабли вице-адмирала Максимилиана фон Шпее, уже доставившие англичанам немало хлопот. 8 декабря в районе Фолклендских островов отряд Шпее был обнаружен, принуждён к бою — и наголову разгромлен. Британцы, имея преимущество в числе кораблей и дальности стрельбы главного калибра, потопили германские броненосные крейсеры Scharnhorst и Gneisenau, а также лёгкие крейсеры Leipzig и Nürnberg. В ходе боя Invincible выпустил по врагу 513 снарядов, получив 22 попадания, не причинивших значительного ущерба кораблю: на борту было ранено всего два человека.
Следующие полтора года оказались для моряков крейсера спокойными. Invincible был переведён в состав 3-й эскадры линейных крейсеров, в составе которой 30 мая 1916 года и вышел из Скапа-Флоу навстречу своей судьбе.
В лучах солнца последнего майского дня две стальные армады неотвратимо сближались в водах Северного моря, даже не подозревая об этом. Британцы имели численный перевес — под командованием Джона Джеллико было 155 вымпелов против 99 вымпелов у Рейнхарда Шеера, но о численности и планах друг друга они не догадывались.
Германский флот шёл курсом на север к проливу Скагеррак, в тот же район восточным курсом выдвигался и английский флот. Они, возможно, так бы и разошлись, не вступив в боевое соприкосновение, не окажись меж двух огней датского парохода Fjord. С обеих сторон к нему направились разведчики: от британцев — лёгкие крейсеры Galatea и Phaeton, от немцев — эсминцы B-109 и B-110. Сблизившись, англичане идентифицировали противника и в 14:28 открыли огонь с дистанции в 10 000 метров. Так прогремели первые залпы грандиозной битвы двух флотов.
На острие боя оказались британские 1-я и 2-я эскадры линейных крейсеров адмирала Битти против немецкой 1-й разведывательной эскадры адмирала Хиппера. С этого момента и до самого конца сражения свои коррективы вносила меняющаяся погода. На первом этапе со стороны германских сил стояла серая мгла, с которой сливались силуэты их кораблей, окрашенных в светло-серый цвет. С другой стороны, британские корабли, окрашенные в тёмно-серые тона, были хорошо заметны на фоне чистого небосклона. В ходе завязавшегося боя линейных крейсеров первую кровь в 15:50 пролил германский Moltke — несколько залпов накрыли английский Tiger, выведя из строя два орудия главного калибра. В это же время пара снарядов с Lützow попали в Lion, в результате чего большие потери понесли открыто расположенные расчёты 102-мм орудий противоминного калибра. В ответ британский Queen Mary поразил своим залпом Seydlitz: первый снаряд повредил электросеть корабля, а второй, пробив броню, разорвался внутри одной из 280-мм башен, погубив весь её расчёт. В 16:05 британские корабли понесли первую потерю — Indefatigable получил нескольких точных попаданий с Von der Tann. Последовала детонация артиллерийских погребов, и линейный крейсер мгновенно исчез с поверхности воды. Спаслись всего четыре члена экипажа из 1 022. В 16:26 сосредоточенный огонь германских кораблей настиг следующую цель — Queen Mary. Тонущий крейсер напоминал погребальный костёр, унося с собой в бездну 1 266 человек.
В это время британская 3-я эскадра линейных крейсеров в составе Invincible (флагман), Indomitable и Inflexible, находившаяся в авангарде основных сил Джеллико, получила приказ следовать на поддержку адмирала Битти. Корабли контр-адмирала Худа сопровождали легкие крейсеры Chester и Canterbury, а также эсминцы Shark, Acasta, Ophelia и Christopher. Первый лёгкий крейсер шёл в дозоре впереди кильватерной колонны эскадры, второй — на правом траверзе. В 17:27 на Chester услышали отголоски боя на юго-востоке. Командир крейсера капитан 1-го ранга Лоусон направил корабль в сторону приближающейся канонады. Спустя несколько минут британцы увидели неясные силуэты кораблей, пересекающих им курс. Это были германские лёгкие крейсеры 2-й разведывательной группы в охранении миноносцев. Лоусон начал выполнять правый поворот, чтобы ввести в бой максимум своих орудий. Этот манёвр чуть не стал для англичан роковым — корабль оказался в одиночку против пяти германских крейсеров. В течение 5 минут на Chester обрушился град германских снарядов, нанеся серьёзные повреждения кораблю. Было убито и ранено 76 человек.
Тем временем, Худ бросил эскадру на помощь Chester, эсминцы шли на левой раковине головного Invincible. Спустя некоторое время с юго-восточного направления были замечены характерные силуэты приближающихся немецких крейсеров. Не медля ни минуты, лидер дивизиона Shark пошёл в атаку, увлекая за собой остальные эсминцы. Но тут, неожиданно для англичан, появилась группа германских миноносцев, в свою очередь пытавшихся атаковать эскадру Худа. Поняв намерения Shark, немцы повернули на защиту своих крейсеров. В ожесточённой схватке доблестный британский эсминец получил смертельные повреждения.
В этот момент к месту боя подошёл Invincible Худа, осыпая противника градом снарядов в отместку за гибель товарищей. Меткие залпы 305-мм орудий тяжело повредили германский легкий крейсер Wiesbaden. Лишившись хода, он стал плавучей мишенью, но агония корабля закончилась только утром 1 июня. Также под горячую руку британцев попали Pillau и Frankfurt. Получив серьёзные повреждения, они были вынуждены ретироваться.
К 18:20 эскадра Худа заняла место в голове колонны линейных крейсеров адмирала Битти. Invincible вместе с другими кораблями почти сразу же открыл огонь с дистанции около 9 000 метров по появившемуся среди мглы Lützow, который, получив к этому времени несколько попаданий, горел. Флагману Худа ответили линейные крейсеры Lützow и Derfflinger, но к тому времени освещение переменилось, так что германские корабли не могли добиться попаданий — в отличие от британца. По воспоминаниям старшего артиллериста Derfflinger Георга Хаазе: «Несколько больших снарядов попало в нас и взорвалось внутри крейсера. Весь корабль дрожал по швам. Командир несколько раз выводил нас из строя, чтобы уйти от накрытий». Однако в 18:29 пелена тумана рассеялась, и перед немецкими артиллеристами показался чёткий силуэт Invincible, шедшего параллельным курсом кораблям Хиппера. Первый залп Derfflinger попал британскому крейсеру в корму, спустя 30 секунд следующий — в носовую часть, ещё через 20 секунд германские крейсеры сделали практически одновременный залп — и в тот же миг море сотрясло несколько ужасающих взрывов. В небо взметнулся огненный столб, в разные стороны полетели части корпуса корабля. Разломившись пополам, флагман Худа скрылся в морской пучине за стеной чёрного дыма менее чем за минуту. В точке гибели линейного крейсера было достаточно мелко, и обе половины корпуса воткнулись в дно, при этом корма и нос корабля остались торчать над водой. Вместе с адмиралом Худом погибло 1 020 человек экипажа.
Подошедший к месту катастрофы эсминец Badger поднял из воды шестерых оставшихся в живых. Так закончилась боевая карьера первого в мире линейного крейсера Invincible, вышедшего победителем из сражений у Гельголанда и Фолклендских островов.
Активная фаза боя при Ютланде продолжалась до раннего утра 1 июня, наполняя морскую пучину кровью и сталью. По итогам сражения германский Флот открытого моря потерял 3 039 человек убитыми, 1 линейный крейсер, 1 броненосец, 4 лёгких крейсера и 5 эсминцев. Британский «Гранд Флит» лишился 6 784 человек, 3 линейных крейсеров, 3 броненосных крейсеров и 8 эсминцев.