История одного разгильдяйства. Гибель крейсера "Жемчуг" (5 фото)
После войны «Жемчуг» прошел основательный ремонт и вошел в состав Сибирской флотилии, где принял участие в многочисленных учениях и походах. Во время Владивостокского восстания 1906 г. экипаж крейсера присоединился к мятежному гарнизону и вёл уличные бои с правительственными войсками. После подавления выступлений команда была разоружена и в полном составе списана на берег, с отдачей нижних чинов под суд.
С 1912 г. крейсер «Жемчуг» был выведен в вооружённый резерв и комплектовался личным составом по остаточному принципу. В июне 1914 г. командиром крейсера был назначен капитан 2-го ранга барон Иван Александрович Черкасов, род которого прослеживался до петровских времён и вёл свое начало от галерных дел мастера и участника Гангутского сражения Мокея Черкасова.
С началом Первой Мировой войны бронепалубный крейсер «Жемчуг» был прикомандирован к флоту союзников под командованием английского адмирала Джерамма. Крейсер обеспечивал конвойные операции в Индийском океане, занимаясь охраной английских и французских транспортов с войсками и грузами.
Находясь в отрыве от командования, барон Черкасов, пренебрегая уставом, фактически установил для себя и команды «курортный» режим службы.
Боевая тревога при появлении на горизонте неизвестных судов не игралась, отсутствовало расписание отдыха команды, прислуга ночью не находилась у орудий. При стоянке в портах игрался отбой, включались якорные огни, сигнальная вахта не усиливалась.
Получив информацию о появлении поблизости немецкого рейдера «Эмден» Черкасов продолжал вести себя крайне беспечно. В портах он позволял себе съезжать с офицерами на берег, для увеселений, вольно пользовался радиосвязью - в переговорах открытым текстом указывал местоположение крейсера. В письмах и телеграммах с мест стоянок, Черкасов сообщал жене, передвигавшейся за ним на частных пароходах, о маршруте движения корабля.
Пренебрежение к соблюдению элементарных мер безопасности рано или поздно должно было привести к трагическим событиям. Пополнив в Рангуне запасы, крейсер «Жемчуг» прибыл в Пенанг, расположенный на острове Принца Уэльского, у западного побережья Малаккского полуострова.
Встав на якорь, барон Черкасов запросил разрешение адмирала Джеррама на ремонт агрегатов после длительного плавания. В тот же день на крейсере разобрали 13 котлов. В рабочем состоянии оставили только один, что не могло обеспечить одновременную работу основных систем корабля.
Несмотря на предупреждение о возможной опасности, Черкасов не усилил наблюдение. Мало того, вечером 14 ноября 1914 г. командир съехал к жене на берег, оставив за себя старшего офицера крейсера старшего лейтенанта Николая Владимировича Кулибина. По случаю жаркой погоды большая часть команды отдыхала на верхней палубе, не соблюдая боевого расписания.
Ночью в бухту Пенанга, где стояло много судов с освещенными иллюминаторами, зашел немецкий крейсер «Эмден». С рейдера обратили внимание на темный силуэт, который был опознан как русский крейсер «Жемчуг».
Немцы практически в упор выпустили торпеду, которая взорвалась в кормовой части корабля. Одновременно русский крейсер был накрыт огнем из палубных орудий. На «Жемчуге» началась паника, часть команды сразу бросилась за борт. Офицеры сумели восстановить порядок, но люди, вставшие к орудиям, не обнаружили боеприпасов — элеваторы подачи снарядов не действовали.
Наконец на «Жемчуге» собрались с силами и, доставив боеприпасы к орудиям, открыли редкий огонь. В ответ с немецкого крейсера выпустили вторую торпеду, которая вызвала детонацию порохового погреба. Корпус русского крейсера разломился и носом ушел в воду. Через 15 секунд на поверхности осталась только верхушка мачты.
Крейсер "Эмден", не получив повреждений, вышел из гавани и, потопив по пути французский миноносец, растаял в темноте.
В результате нападения погибло 88 человек. 9 офицеров и 113 нижних чинов получили ранения разной степени тяжести. По словам свидетелей, прибежавший на берег командир корабля, метался по пристани и пытался сорвать с себя погоны.
Следственная комиссия возложила вину за случившееся на капитана И.А.Черкасова и старшего офицера Н.В.Кулибина.
Впоследствии военно-морской суд за халатное отношение к службе приговорил барона Черкасова к исключению из военно-морской службы, лишению дворянства, всех прав и преимуществ и отдаче в исправительно-арестантское отделение гражданского ведомства на 3,5 года. В ходе утверждения решения суда, приговор был заменен на разжалование в матросы и отправку на фронт.
Матрос 2 статьи Черкасов воевал на Кавказском фронте, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. В период гражданской войны Черкасов служил в армии Деникина и обеспечивал эвакуацию войск генерала Врангеля. В 1921 году его пакетбот «Великий князь Константин» первым вошёл в Бизерту, последнее пристанище русского императорского флота. Известно, что барон Черкасов умер во Франции в марте 1942 года.
Старший лейтенант Кулибин Н.В. был лишён орденов, дворянства, разжалован судом в матросы 2-й статьи и направлен для дальнейшего прохождения службы в «ударный батальон» Особой морской бригады, воевавшей на Северо-Западном фронте.
Матрос Кулибин командовал подвижным пулемётным расчётом, выбился в унтер-офицеры и был награждён солдатским Георгиевским крестом. В 1916 году Кулибин был восстановлен в прежнем воинском звании с возвращением орденов, права на пенсию и прочих привилегий.
Проходил службу в бригаде траления Балтийского флота. В 1917 году во время беспорядков был тяжело ранен матросом. Больше года пролежал в госпитале без движения. Скончался от последствий ранения в 1918 году.