Боевые самолеты. Пе-3 и Пе-3бис. Дважды рожденные вопреки всему (15 фото)
Правда, есть намек на некий луч света в темном царстве, это работа Андрея Морковкина. Когда книга будет закончена, уверен, она доставит удовольствие всем любителям нашей летающей истории.
Мы же поговорим об этом очень противоречивом самолете не так подробно, как у Морковкина, но ссылки на уже готовые главы будут в конце материала, так что, кому интересно, – там много полезной и подробной информации.
Пе-3. Тяжелый истребитель
Мало для кого является секретом информация, что предтечей был истребитель «100», который планировался как высотный перехватчик. Однако вышло так, что истребитель срочно переделали в пикирующий бомбардировщик, и на вооружение самолет пошел как Пе-2.
Однако летом 1941 года, когда немцы оказались в состоянии наносить воздушные удары по Москве, о самолете-предтече вспомнили снова.
Немцы были отнюдь не дураки, и прекрасно понимали, что налет на Москву днем – это самоубийство. ПВО Москвы они оценили очень быстро. А вот ночью можно было попробовать навязать бой на своих условиях.
Первый налет закончился мягко говоря, не очень успешно. Во-первых, ущерб был минимален, во-вторых, потеря 20 или 22 самолетов – это крутовато для такой операции, так как задействовано было около двух сотен самолетов.
Но дальше Люфтваффе начало работать маленькими группками, и начались сложности у наших.
Группу в 6-9 самолетов обнаружить намного сложнее, чем толпу в несколько сотен, это понятно. Одиночному бомбардировщику проще выскочить из луча прожектора, а истребителям сложнее его найти.
Учитывая, что полноценных «ночников» у нас вообще не было, задача оказалась весьма непростой. Зачастую обычные истребители вообще не успевали набрать высоту и догнать бомбардировщик.
Логичным решением стало если не создание ночного истребителя, что в 1941 году было просто нереально по ряду причин, то хотя бы барражирующего перехватчика, который в состоянии был бы прикрыть определенный район на длительное время и атаковать бомбардировщики в случае их появления.
Вот тут и вспомнили, что Пе-2 изначально-то был именно таким самолетом.
И 2 августа 1941 г. решением Государственного комитета обороны конструкторской группе В. М. Петлякова была поставлена задача создания тяжелого истребителя. Срок выполнения… 6 августа 1941 г.
Все правильно, на переделку пикирующего бомбардировщика обратно в тяжелый истребитель отводилось 4 дня.
Но как обычно, с задачей партии и правительства в КБ Петлякова справились. А если бы не справились, думаю, все снова оказались бы в очередной «шараге». Созданной специально по такому случаю.
Но учитывая, что враг был уже на подступах к столице, никого не пришлось подгонять.
Чертежей не делали, все доработки велись по месту. Боевой колхоз. Основная цель доработок сводилась к увеличению дальности за счет облегчения конструкции и увеличения количества топлива, и усилению вооружения.
Увеличить количество топлива на 700 л удалось за счет установки дополнительных баков: одного в бомбоотсеке и двух на месте кабины стрелка. Овальные бортовые иллюминаторы и верхний люк зашили, убрали нижнюю пулеметную установку. Но нижний люк оставили.
Для облегчения конструкции демонтировали электрическую систему управления сбрасывания бомб, сняли тормозные решетки под консолями, радиополукомпас. Из бомбодержателей оставили только четыре – два внешних и два в мотогондолах. Заменили радиостанцию бомбардировщика РСБ-бис на истребительный вариант РСИ-4.
Касаемо замены радиостанции, существует несколько мнений. Морковкин считает, что все правильно, так как Пе-3 не был истребителем дальнего сопровождения, то дальнобойная радиостанция и радиополукомпас ему были не нужны. Об этом можно у него прочитать.
Совершенно с ним не согласен. Самолету была поставлена дальность полета 2000+ км, соответственно, боевой радиус получался где-то в районе 700-800 км.
Дальность связи самолета с землей при помощи РСИ-4 составляла максимум 100-110 км, а с другими самолетами и того меньше — 50-60 км. Плюс облегчение конструкции за счет снятия радиополукомпаса.
Честно говоря, как планировалось наводить и корректировать такой ночной истребитель, мне не совсем понятно. На деле получалось какое-то слепое тыкание в пространстве в надежде на засвет противника прожектористами.
Усиление вооружения получилось номинальным. А точнее – минимальным. Добавили один пулемет БК в носовой части и один ШКАС в неподвижной хвостовой установке (вместо стрелка теперь были бензобаки).
В итоге самолет имел наступательного вооружения два пулемета БК (боекомплект 150 патронов на ствол) и один ШКАС (750 патронов) и оборонительного два ШКАСА, один из которых обслуживался штурманом, а второй был неподвижно закреплен.
В итоге самолет остался в той же весовой категории, что и Пе-2, правда, несколько увеличилась дальность (2150 км) и скорость (530 км/ч на высоте 5000 м).
Но в целом самолет вышел сильно так себе. Для 1941 года – особенно. Тот же чахлый и немощный «Мессершмитт» Bf.110С с моторами DB601A оказался сильнее Пе-3. При практически одинаковой дальности, скорости полета у земли (445 км/ч) и времени набора высоты 5000 м (8,5-9 мин), 110-й был на 1350 кг легче и обладал лучшей маневренностью в горизонтальной плоскости.
Вооружение у Bf.110С было по массе секундного залпа раза в полтора мощнее за счет 20-мм пушки и четырех пулеметов калибра 7,92-мм.
А с осени 1941 года, когда в небе появился Bf.110E с более мощными моторами DB601E, то 110-й стал быстрее во всех диапазонах высот.
Сравнивать же с более старым по времени разработки американским Р-38 вообще печально. Батарея из 20-мм пушки и четырех пулеметов 12,7-мм, более высокая скорость и – броня! Которой у Пе-3 не было вообще.
Тут уместно снова вспомнить созданный Петляковым ВИ-100, «Сотку», на базе которого был сделан бомбардировщик Пе-2. ВИ-100 изначально имел наступательного вооружения 2 пушки ШВАК 20-мм с боезапасом 300 снарядов на ствол и 2 пулемета ШКАС 7,62-мм с боезапасом 900 патронов.
Пе-3 выглядит на его фоне весьма блекло. Но это плата за быструю переделку. Ведь Пе-3 делали на базе Пе-2, а не ВИ-100, а для пикирующего бомбардировщика как раз большая площадь остекления носовой части, которая обеспечивала удобство в ориентировании и прицеливании, была весьма важна.
Естественно, спешка и 4 дня на все просто не позволяли перепроектировать носовую часть самолета и разметить там более мощное вооружение. Испытатели из НИИ ВВС отметили в отчетах именно эти недостатки: слабое вооружение, отсутствие бронирования, слабую радиостанцию.
Рекомендовалось установить одну 20-мм пушку ШВАК, а пулемет у штурмана калибра 7,62-мм заменить на крупнокалиберный Березина.
Но это было еще не все.
При отстреле наступательных пулеметов выяснилось, что плексигласовый носок фюзеляжа не выдерживает давления дульных газов и разрушается. Гильзы, вылетающие при стрельбе в воздухе, бьют по передней обшивке крыла и нижней поверхности фюзеляжа. А при ночных стрельбах пламя выстрелов слепит экипаж, и сетка прицела становится не видна, приходилось целиться по трассерам.
Изменения были внесены моментально. На стволы пулеметов установили пламегасители, плексигласовый носок заменили на алюминиевый. Гильзы начали собирать вместе со звеньями в специальные ящики-гильзосборники.
Были изготовлены шторки на нижнее остекление, поскольку выяснилось, что прожектора слепят экипаж. На Пе-3 впервые в СССР установили и опробовали ультрафиолетовое освещение в кабине экипажа и фосфоресцирующие составы на шкалах приборов.
А вот вооружение, к сожалению, оставили без изменения. И бронирование, точнее, его отсутствие.
Но самолет был нужен, так что со слезами, но в серию его запустили.
Разрабатывалась и тактика применения Пе-3. Самолет начал поступать на вооружение частей, где летный состав был обучен использованию Пе-2 (95-й сбап, например), соответственно, летчики представляли, чего можно ждать от истребителя на базе Пе-2.
Предлагались различные способы боевого применения Пе-3 — от барражирования парами в качестве своеобразных наблюдательных пунктов, уничтожающих отдельные вражеские машины и немедленно вызывающих подкрепление в случае подхода крупных групп самолетов противника, до лидирования и наведения по радио одномоторных истребителей. Если позволит радиостанция, естественно.
Счет побед на Пе-3 открыл 3 октября 1941 года летчик 95-го иап (переименованный 95-й сбап) старший лейтенант Фортовов, который сбил Ju.88.
В том же 95-м иап в полевых условиях доработали вооружение Пе-3, и несколько машин получили 20-мм пушку ШВАК и пулемет БТ вместо ШКАСа у штурмана. Были случаи полевого переоборудования самолетов в разведчики, путем установки на них аэрофотоаппаратов АФА-Б.
Пе-3 несли службу в системе ПВО Москвы вплоть до марта 1942 г. Любопытно, что воду из радиаторов не сливали даже в самые морозные ночи, поскольку полк считался истребительным, и команда «на взлет» могла поступить в любую минуту.
Однако, стоило только отбросить немцев от Москвы, и Пе-3 начали заниматься бомбардировками вражеских войск, благо, бомбодержатели на внешней подвеске не демонтировались.
Фактически же к 1943 году все пе-3, оставшиеся в строю, были переведены в учебные самолеты и отданы в авиашколы, готовившие кадры для Пе-2. Единично применялись разведчики с аэрофотоаппаратами.
ЛТХ Пе-3
Размах крыла, м: 17,13
Длина, м: 12,67
Высота, м: 3,93
Площадь крыла, м2: 40,80
Масса, кг
— пустого самолета: 5 730
— взлетная: 7 860
Двигатель: 2 х М-105Р х 1050 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 442
— на высоте: 535
Практическая дальность, км: 2 150
Боевой радиус действия, км: 1 500
Максимальная скороподъемность, м/мин: 556
Практический потолок, м: 8 600
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— два 12,7-мм пулемета БК и один 7,62-мм пулемет ШКАС наступательное;
— два 7,62-мм пулемета ШКАС оборонительное;
— бомбовая нагрузка — 2 х 250-кг под фюзеляжем и 2х100 под мотогондолами
Пе-3бис
Что такое «бис»? Есть мнение, что это от английской аббревиатуры «Best Item in Slot (Best in Slot)» — что означает «лучшая вещь по характеристикам».
Вроде логично так, однако большинство склоняется к тому, что «бис» — это русская транскрипция слова «bis», которое обозначает «вторую версию». На латинском bis — дважды.
Применялась эта маркировка для обозначения новой версии существующего изделия, если по какой-то причине не вводят обозначение новой модели.
Истребитель Пе-3бис родился по итогам обращения командира 95-го иап полковника Пестова и комэска того же полка капитана Жатькова напрямую к секретарю ЦК ВКП(б) Маленкову с критикой самолета Пе-3.
Как коммунист коммунисту.
Жатьков весьма подробно расписал все недостатки Пе-3, продублировав доклад экспертов НИИ ВВС. Полковник Пестов критиковал полное отсутствие защиты от оборонительного огня самолетов противника.
По мнению летчиков, на истребитель следовало срочно установить бронезащиту носовой части, пушку ШВАК и заменить верхнюю установку штурмана со ШКАСом на турель с крупнокалиберным пулеметом БТ.
Свое обращение Жатьков закончил словами: «Летчики наши готовы воевать на любой машине, в том числе и на этой, но нам слишком дороги сейчас люди и машины, и за малую кровь противника нет смысла жертвовать».
Наверное, стоит заметить, что войну «критикан» Жатьков закончил подполковником, командиром авиаполка.
Маленков, вместо того, чтобы посадить, запытать и расстрелять Жатькова и Пестова, критикующих советскую технику, потребовал от командования ВВС срочно разобраться в ситуации и доложить.
Тут еще от пилотов 40-го СБАП, также приступившего к перевооружению на этот самолет, в адрес КБ завода №39, где выпускали Пе-3, также пришло выражение крайнего неудовольствия.
Так что после рыка Маленкова недостатки следовало устранять, и устранять срочно. Разработку предложений поручили КБ завода №39 и в результате появился опытный усовершенствованный самолет Пе-3бис.
Опытный Пе-3бис отличался от серийного Пе-3 следующим:
— полностью убрали остекление, которое только мешало;
— вместо пулеметов БК в носовой части установили два пулемета УБК (по 250 патронов на ствол) и пушку ШВАК с боезапасом 250 патронов;
— вместо верхней турельной установки штурмана ТСС-1 с пулеметом ШКАС смонтировали подвижную установку с пулеметом УБТ и боекомплектом 180 патронов во вращающейся башне; -- — консоли крыла оснастили автоматическими предкрылками;
— уменьшили длину фонаря кабины пилота, а также переместили вперед почти на полметра противокапотажную раму;
— систему заполнения бензобаков азотом заменили на так называемую систему заполнения баков охлажденными выхлопными газами моторов;
— смонтировали противопрожекторные шторки на все стекла кабины;
— установили противообледенительную систему на винты и лобовое стекло фонаря.
Усилили бронирование: спереди летчика прикрыли отдельными бронеплитами толщиной от 4 до 6,5 мм, бронеспинку сиденья пилота выполнили из стали толщиной 13 мм, забронировали нижний люк кабины экипажа для защиты от случайного выстрела из УБК в момент посадки в самолет.
Общая масса брони возросла до 148 кг, а общая масса Пе-3бис выросла на 180 кг по сравнению с Пе-3.
Скорость на высоте уменьшилась до 527 км/ч, но зато возросла скорость у земли до 448 км/ч. Автоматические предкрылки несколько упростили технику пилотирования, особенно на посадке, ибо Пе-3 унаследовал в этом плане от Пе-2 не лучшие черты.
Что можно сказать о самолете? Он был, он воевал. Выпустили Пе-3 и Пе-3 бис в общем около 360 единиц, так что по большому счету, это капля в море для истребителя.
Тем более, что Пе-3 воевал в основном не в этом качестве. Только около 50 машин использовались как истребители, остальные воевали разведчиками, бомбардировщиками, корректировщиками, учебными самолетами.
К концу лета 1944 года в частях ВВС РККА числилось не более 30 экземпляров Пе-3 разных вариантов, и ни один полк не был вооружён ими полностью.
В основном самолёты применялись для визуальной и фотографической разведки. По-прежнему Пе-3 использовались ВВС СФ (95-й ИАП, 28-я ОРАЭ).
Здесь, возможно, ценнее работы, которые производились в Иркутске по доведению машины до ума. Пе-3 так и не довели, признаем, но многие вещи, которые были применены впервые, продолжили работать на других самолетах.
ЛТХ Пе-3бис
Размах крыла, м: 17,13
Длина, м: 12,67
Высота, м: 3,93
Площадь крыла, кв. м: 40,80
Масса, кг
— пустого самолета: 5 815
— взлетная: 7 870
Двигатель: 2 х М-105РА х 1050 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 448
— на высоте: 527
Практическая дальность, км: 2 000
Практический потолок, м: 8 800
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— одна 20-мм пушка ШВАК и два 12,7-мм пулемета УБК наступательное;
— один 12,7-мм пулемет УБК и один 7,62-мм пулемет ШКАС оборонительное;
— бомбовая нагрузка — 2 х 250-кг под фюзеляжем и 2 х 100 под мотогондолами
- Пассажира пожизненно отстранили от полетов за скандал на борту
- Дни когда наши мамы и бабушки были стюардессами
- Пассажир запечатлел поломку двигателя самолета во время полета
- Дебошир начал сходить с ума и скончался после того, как его сняли с рейса Red Wings
- Опасный заход самолётов на посадку на греческом острове Скиатос