"Спартак". 1960 год. Кирк Дуглас (14 фото)
Но история расставила все по своим местам: в наши дни «Спартак» признан шедевром мирового кинематографа, а картина Уильяма Уайлдера — просто хорошо сделанным голливудским фильмом-пеплумом. Во многом это заслуга Стэнли Кубрика, ленты которого сегодня приобрели культовый статус почти у всех киноманов и критиков. Каждую его работу стараются разгадать, найти в ней скрытый смысл и полунамеки. В «Спартаке», если верить киноведам, также полно чисто кубриковских ребусов (впрочем, сам режиссер не причислял эту работу к своим авторским лентам). Куда важнее то, какой эффект произвела картина, когда вышла в прокат.
"Спартак" считается началом восхождения на голливудский Олимп Стэнли Кубрика. Тем не менее, сам тогда еще 30-летний начинающий режиссер от фильма всячески открещивался. Все дело в том, что Стэнли сильно беспокоило то, что он не мог контролировать процесс съемок ОТ и ДО. Ведь в фильм его привел со-продюсер и по совместительству исполнитель главной роли Кирк Дуглас после своего конфликта с режиссером Энтони Манном, который на тот момент уже успел отснять несколько эпизодов.
Опытного Манна попросту заменили на молодого Кубрика. Конечно, это ударило по самолюбию. Но для самого Стэнли конфликты на съемках только начинались...
Шел 1960 год. Эра маккартизма подходила к концу, вот-вот грянут бурные шестидесятые. И самым ярким сигналом грядущих перемен стал — да-да, фильм «Спартак», экранизация одноименного романа Говарда Фаста. Ведь его сценаристом выступил писатель из «Черного списка Голливуда» Далтон Трамбо. Его имя, появившееся в титрах картины, стало первым официальным признанием опального писателя с 1947 года. До этого с ним и здороваться на улице боялись! Его участие в проекте означало де-факто прекращение действия «черного списка». А если добавить к этому сам сюжет ленты и ее «революционный пафос», то примерно понимаешь, с каким облегчением вздохнули голливудские сценаристы и режиссеры. Стало можно так снимать!
Кубрик и Дуглас работали вместе над фильмом "Тропы славы" и успели подружиться. Кирк высоко оценивал способности Кубрика, но на съемках "Спартака" все изменилось. Они начали конфликтовать и расстались фактически врагами. Дуглас говорил об этом так:
- Это настоящий садист. Он ни во что не ставит актеров. За год он выжал из меня все соки, делая порою по 50 дублей одного эпизода.
Поскольку Дуглас имел в Голливуде большой вес, Стэнли ничего не оставалось, как уехать работать в Англию. Голливуд отказывался привлекать к съемкам конфликтного и своенравного режиссера.
Кстати, «Спартак» в странах соцлагеря собрал едва ли не большую аудиторию, чем у себя на родине. Советские киночиновники поняли посыл ленты. Еще бы! Ведь Спартак в ленте Кубрика устанавливает у себя в отряде (а затем и в армии) почти коммунистические порядки. Общая еда, имущество, общее стремление к свободе. Тема свободы — фундаментальная для современного социума — главный лейтмотив всего фильма.
А римляне предстают перед зрителем хитрыми и алчными до славы и денег эксплуататорами. Их полководцы смахивают на диктаторов, только не в античном, а в современном понимании этого слова. Но весь этот революционный пафос смотрелся бы глупо без качественной режиссуры, превосходной актерской игры, отличных костюмов и визуальных эффектов. А всего этого в картине Кубрика было в избытке.
Для Кирка Дугласа роль Спартака стала одной из лучших его работ (образ взбунтовавшегося гладиатора потом еще долго ассоциировался именно с ним). Но не менее интересными были персонажи, созданные актерами второго плана. Так, Питер Устинов был удостоен «Оскара» за роль Лентула Батиата. А как блестяще сыграли Лоуренс Оливье (Красс) и Чарльз Лоутон (Гракх)!
Несколько слов о художнике-постановщике «Спартака». Им выступил знаменитый голливудский мастер Александр Голицын. За свою работу он получил очередной «Оскар». Всего Голицын за свою долгую кинокарьеру принял участие в создании 329 фильмов, а в его копилке — три награды Американской киноакадемии.
При рекордном в 1960 году бюджете в 12 миллионов долларов фильм себя с лихвой окупил. Но критики все-таки заметили провалы в сценарии, о которых никак не могли договориться Кубрик и Трамбо. Свои четыре Оскара фильм получил, но среди нет ни одного главного - ни за лучший фильм, ни за лучшую режиссуру и даже Кирка Дугласа критики обошли вниманием.
В 1991 году фильм восстановили и вот тогда уже признали тот факт, что для 1960 года технически это был кинематографический прорыв. Как, впрочем, и многие фильмы Кубрика.