Самолеты — ганшипы (10 фото + 1 видео)
Оказывается есть целое направление самолетов поддержки — ГАНШИПЫ
Вот небольшая история применения таких самолетов.
Идея ставить на отслужившие свой век транспортные самолеты мощное скорострельное вооружение оказалась неожиданно плодотворной.
Вьетконговцы называли его «огнедышащим самолетом», американская пресса — «волшебным драконом», военные — «летающей канонеркой». А в истории он останется как самый необычный боевой самолет поддержки…
Одно из прилепившихся к нему ласковых прозвищ имеет целую историю, связанную с умершей в конце прошлой недели американской певицей Мэри Трэверс (Mary Allin Travers, 1936–2009). В 1963 году поп-группа «Питер, Пол энд Мэри» записала быстро ставшую популярной песенку «Волшебный дракончик по имени Пых» («Puff, The Magic Dragon»).
А год спустя её вспомнил военный корреспондент газеты «Stars and Stripes», издаваемой министерством обороны США (US Department of Defense), когда опорный пункт американцев в дельте Меконга, где он как раз находился по заданию редакции, осадили вьетконговцы.
Как правило, в таких ситуациях надеяться оставалось только на авиацию. И той ночью она не подвела. Огромный транспортный самолет извергал на позиции партизан сплошной поток трассирующих снарядов. Тут-то корреспондент и вспомнил про волшебного дракончика.
По имени Пых
А в действительности это был старенький военно-транспортный самолет Douglas C-47, ветеран Второй мировой войны, модернизированный в полевых условиях. На его борту установили три подвесных оружейных контейнера со скорострельными шестиствольными пулеметами «Minigun» (калибр 7,62 мм, скорострельность 6000 выстрелов в минуту), плюс прицел, позаимствованный у штурмовика А-1. Все вооружение было смонтировано так, чтобы вести стрельбу не по курсу движения, а перпендикулярно ему. Таким образом, самолет при заходе на цель «ложился на крыло» и нарезал круги вокруг точки обстрела, а бортовые орудия в это время поливали землю настоящим свинцовым дождем.
При скорострельности от пятидесяти до ста выстрелов в секунду три «минигана» с высоты в 900 м за 5 с. стрельбы обеспечивали почти полное уничтожение ничем не защищенной живой силы противника на площади размером с футбольное поле.
Впоследствии, американцы среди трофейных документов обнаружили предписание, запрещающее обстреливать ганшип «дабы не приводить дракона в ярость». Самодовольные янки решили, что дикие вьетнамские крестьяне принимали самолет поддержки за мифическое чудовище. Но дело скорее просто в том, что экипаж ганшипа не имел права открывать огонь до получения специального разрешения. За исключением тех случаев, когда самолет обстреливали с земли. Поэтому даже пара выстрелов в сторону ганшипа могли вызвать в ответ ужасающий шквал огня бортовой артиллерии.
Корабль Ганна
Устоявшееся название самолета поддержки, основное вооружение которого ориентировано перпендикулярно курсу — ганшип (англ. Gunship — канонерская лодка). Забавно, что впервые такую концепцию предложил ещё в 1943 году майор ВВС Пол Ганн (Paul Irvin «Pappy» Gunn, 1899–1957).
Он практически самовольно довооружил несколько штурмовиков А-20, установив вдоль борта четыре пулемета винтовочного калибра. Усовершенствование оказалось весьма удачным и хорошо себя зарекомендовало в операциях против слабо защищенных средствами ПВО кораблей японского торгового флота. Несколько позже изобретательный майор занялся уже тяжелыми бомбардировщиками B-25. На них он установил одиннадцать бортовых пулеметов.
Излюбленным делом майора ВВС США Пола Ганна было модифицировать летную технику и довооружать её. На бомбардировщике В-25 он установил, кроме штатных, ещё более десяти пулеметов. Фото: USAF/DoD
Эти самолеты добились ещё большего успеха: в марте 1943 года они разгромили целый японский конвой из двенадцати транспортных и десяти боевых кораблей. Благодаря этому на кустарные поделки майора наконец обратили внимание, и ударные варианты бомбардировщиков (получившие индексы B-25G/H/J и А-26В соответственно) пошли в серию.
А как вам вот такой советский самолет?
Вот еще интересный вариант:
Вернемся впрочем к ганшипам.
Небесный тихоход
Как только американцы ввязались в войну во Вьетнаме, командование ВВС США сразу же столкнулось с проблемой эффективности применения авиации. В условиях партизанской войны и густой «зеленки» индокитайских джунглей реактивные истребители и штурмовики из-за своей высокой скорости с большим трудом могли атаковать даже уже обнаруженные малоразмерные цели. Кроме того, такие самолеты не отличались большим радиусом действия и, вдобавок, требовали наличия крупных аэродромов с твердым покрытием (коих во Вьетнаме не так уж и много). Все эти факторы сводили действия авиации к кратковременным стычкам с вьетнамскими МиГами, а «работа» по наземным целям свелась к варварским ковровым бомбардировкам (в том числе напалмовыми бомбами). В результате пехота оставалась практически без поддержки, так как самолеты или прилетали поздно (большие расстояния до цели плюс длительная предполетная подготовка), или бомбили пустые джунгли, или жгли напалмом и своих и чужих.
Войскам требовался самолет, способный, во-первых, длительное время находиться в воздухе, патрулируя территорию и выискивая цели, во-вторых, обладающий мощным бортовым вооружением и солидным запасом боеприпасов, и, в-третьих, не испытывающий проблем при заходе на цель.
Тут то и вспомнили про ганшипы. Капитан Рональд Терри (Ronald W. Terry), служивший в испытательном центре базы ВВС в Райт-Паттерсоне (Wright-Patterson Air Force Base), вновь предложил концепцию размещения бортовых орудий перпендикулярно оси самолета. В 1961 году группа инженеров тщательно изучила проблему такой установки мощного вооружения на самолет, и в 1962 году было сформулировано предварительное техническое предложение.
Впрочем, командование ВВС отнеслось к идее без должного энтузиазма. Это видно по тому, что для экспериментов выделили только старый транспортник С-131, которому, в принципе, уже прочили карьеру металлолома. И даже после серии успешных летных испытаний отношение к проекту оставалось скептическим.
Тем не менее в октябре 1964 года капитан Терри с остальными членами испытательной команды отправились во Вьетнам для проведения испытаний уже в боевых условиях. Для этого им опять выделили предназначенный для списания транспортник C-47. Уже в полевых условиях, на авиабазе в Бьенхоа (Biên Hòa Air Base), на самолет установили три подвесных контейнера с пулеметами «миниган» — два в иллюминаторах левого борта и ещё один в проеме грузовой двери. Для нового ганшипа на месте было сформировано два экипажа для посменного дежурства. Капитан Терри, закончив работы по переоборудованию самолета и инструктаж, отправился обратно в Штаты для продолжения работ по созданию новых летающих линкоров.
Итак, довооруженный самолет получил новый индекс FC-47 (Fighter/Cargo-47 — истребитель/грузовоз). Но вскоре его пришлось поменять: такое название уязвило воздушную элиту — американских летчиков-истребителей, — и они принялись строчить коллективные протесты командованию, в которых заявляли что «недопустимо старый утюг C-47» ставить в один ряд с их «суперсовременными Фантомами». В результате, индекс поменяли на AC-47 (Attack/Cargo-47 — штурмовик/грузовоз).
Призрачная эскадрилья
В конце 1964 года командование ВВС США наконец-то соизволило обратить внимание на новую боевую единицу и сформировало первую эскадрилью ганшипов.
Подготовительная работа к этому торжественному событию прошла более чем комично. Однажды вечером в командном центре будущей эскадрильи, представлявшем собой убогую хижину, где из оборудования был только письменный стол и телефон, раздался звонок из штаба 7-й воздушной армии: «Какой позывной и символ вы хотели бы выбрать для своей части?». Вопрос застал личный состав подразделения врасплох. Дежурный офицер (вероятно, замученный подколками пилотов-истребителей) ответил примерно следующее: «Позывной для этого ржавого привидения? Да поцелуй меня в зад!». На том конце трубки вежливо ответили: «О’кей, пусть будет Spooky». После этого случая имя «Спуки» закрепилось за всеми самолетами AC-47.
Вскоре, однако, эскадрилья перестала быть призрачной. В конце 1964-го и первую половину 1965 года в небе Вьетнама летал только «Puff», причем нагрузка на экипажи была просто колоссальная. Ганшип мотался по всей стране от Нья Чанга на севере до дельты Меконга на юге, обеспечивая поддержку сухопутных войск и выполняя задачи по уничтожению конвоев и воинских подразделений партизан. В мае 1965 года к эскадрилье присоединился второй ганшип, также переоборудованный в местных условиях, а командование ВВС США, убедившись в эффективности самолетов данного типа, организовало подготовку экипажей в Канзасе, рассчитывая в скором времени ещё увеличить количество «Спуки».
«Тропка кривенька, тропка зла»
Действия ганшипов во Вьетнаме были, в первое время, весьма успешны. Впечатляющая огневая мощь; нестандартное расположение вооружения, позволяющее вести обстрел, ни на минуту не теряя цель из виду; низкая скорость, облегчающая атаку; дальний радиус действия и большой боекомплект — все эти качества сделали «Спуки» просто незаменимыми.
Кроме того, вьетконговцы, не обладавшие серьезными средствами ПВО, обычно при первом же залпе ганшипа предпочитали скрыться в джунглях. Но к январю 1966 года ситуация в корне изменилась. Во-первых, эскадрилью привлекли к блокаде знаменитой «тропы Хо Ши Мина» — пути, по которому из Китая вьетнамским партизанам поступало оружие. Военная мощь американцев, базирующаяся на техническом превосходстве, стала быстро обесцениваться после начала поставок советских вооружений.
Естественно, командование США пожелало как можно быстрее перерезать эту стратегическую артерию. На выполнение этой задачи вновь кинули ганшипы. Самолеты должны были непрерывно патрулировать «тропу» и немедленно уничтожать любой появившийся в зоне видимости конвой. Однако отряды НФО (Национального фронта освобождения) уже обзавелись значительным количеством советских автоматических зенитных пушек С-60 (калибр 57 мм) и 61-К (калибр 37 мм), в том числе и с радиолокационным наведением.
Для такого оружия тихоходный, громоздкий «Спуки», что ночью, что днем был самой лакомой мишенью. За короткое время над «тропой» были сбиты шесть АС-47. Тем не менее командование ВВС США продолжало отправлять «Спуки» на патрулирование. В конце Вьетнамской войны 4-я эскадрилья ганшипов стала своеобразным рекордсменом по отношению количества потерь к количеству боевых вылетов.
В поисках новых решений
Тем временем командование ВВС США срочно искало замену базовому самолету С-47. Он уже не удовлетворял военных ни по летно-техническим характеристикам, ни по вместимости. Было опробовано множество вариантов, но одним из наиболее успешных стал ганшип АС-119G Shadow («Тень»). По вооружению он недалеко ушел от своего предка: на нем устанавливалось четыре «минигана» вместо трех.
Однако «Shadow» также оснащались совершенной навигационной системой, инфракрасными приборами ночного видения, бортовой ЭВМ и системой «Black Crow» («Черный ворон»), засекавшей электромагнитные импульсы зажигания работающего автомобильного двигателя. Кабину пилотов наконец-то прикрыли броней, хотя против зенитных орудий она все равно защищала не лучше фольги от шоколадки. Всего таких самолетов в войска поступило двадцать шесть штук.
Ещё через год эскадрилья пополнилась двадцатью шестью машинами, уже существенно отличавшимися по уровню вооруженности. Ганшипы AC-119K Stinger («Жалящий») оснащались таким же комплексом оборудования, что и «Тени», и к нему добавились радиолокационная система обнаружения движущихся целей, лазерный дальномер и мощный прожектор.
Кроме того, на «Стингерах», помимо четырех «миниганов», установили в специальных амбразурах два скорострельных орудия M61 Vulcan (калибр 20 мм, скорострельность 6000 выстрелов в минуту). Новые ганшипы предназначались специально для ночного патрулирования «тропы Хо Ши Мина», чем и объясняется усиление вооружения. 20-миллиметровые снаряды с легкостью прошивали любой грузовик и крушили слабо бронированную военную технику.
Летучий линкор
В работах по программе «Ганшип-2» изначально предполагалось использовать самый крупный транспортный самолет ВВС США C-130 Hercules. Однако «Геркулесы» требовались и в качестве транспортников, поэтому командование долго не желало выделять самолеты на переоборудование. В конце концов они все же расщедрились на С-130, тоже изрядно потрепанный жизнью. Под руководством все того же Рональда В. Терри, уже ставшего майором, самолет должен был превратиться из канонерки в настоящий воздушный линкор. На него установили четыре пулемета «миниган» и четыре пушки «вулкан» плюс система ночного видения, бортовая ЭВМ, радиолокационная станция и два мощных прожектора. Летные испытания начались летом 1967 года, а осенью его уже перегнали во Вьетнам.
9 ноября состоялось первое боевое крещение «Супер-спуки», или «Вулкан экспресс» (так ласково именовал свой самолет экипаж). На «тропе Хо Ши Мина» оператор системы наведения обнаружил шесть автомобилей, и уже через пятнадцать минут на их месте остались только пылающие обломки. Удачный дебют стал отправной точкой для потокового производства ганшипов на базе С-130, за которыми отныне закрепилось название «Spectre» («Призрак»).
Техническая начинка самолетов постоянно изменялась. Совершенствовались системы ночного видения и управляющие огнем ЭВМ. В мае 1969 года была сформирована эскадрилья АС-130, состоящая из восьми самолетов (ещё три остались в США для тренировок личного состава).
Ещё один ганшип, девятый по счету, отогнали на базу Райт-Паттерсон для дальнейших экспериментов, в соответствии с программой «Surprise Package». Самолет получился, действительно, с сюрпризом. Бортовое оборудование пополнилось телевизионной системой, способной работать в условиях низкой освещенности, аналоговую ЭВМ заменили на цифровую и добавили лазерный целеуказатель для наведения ракет. Кроме того, из четырех «миниганов» два демонтировали, заменив их на пару орудий «Bofors» (калибр 40 мм, скорострельность 120 выстрелов в минуту).
На этом инженеры авиабазы в Райт-Паттерсоне не остановились. В 1971 году появилась очередная модификация АС-130, с беспрецедентно мощным для самолета вооружением. На борту были установлены две скорострельные пушки «Вулкан», один 40-мм «Бофорс» и 105-мм армейская гаубица, способная уничтожать также и тяжело бронированную технику. Нововведение оказалось весьма своевременным, так как по «тропе Хо Ши Мина» стали перебрасываться и советские танки. Кроме того дальнобойность гаубицы позволяла уничтожать цель, не входя в зону поражения средств ПВО.
В период с 1970 по 1971 годы ганшипы уничтожили на «тропе Хо Ши Мина» 12741 автомобилей. Правда есть все основания предполагать, что пилоты несколько заврались. Дело в том, что ещё около пяти тысяч грузовиков на свой счет записали пилоты других самолетов. Между тем по данным американской же разведки весь автопарк Вьет-Конга насчитывал около 18000 единиц техники (включая легковые автомобили и мотоциклы). Таким образом, за один сезон все машины были уничтожены, а особо везучие — несколько раз. Между тем грузы в зону боевых действий продолжали исправно поступать.
В состав радиоэлектронного оборудования Ганшипа AC-130U входят:
— Многофункциональная РЛС AN/APG-80 (модификация РЛС, используемой на истребителе F-15). Данная радиолокационная станция обеспечивает картографирование местности, обнаружение и дальнейшее сопровождение подвижных целей, разведку погоды и ориентирование по радиомаякам. Также станция может использоваться для выполнения навигационных задач. Высокая разрешающая способность РЛС при слежении за земной поверхностью достигается при помощи использования синтезированной апертуры антенны, которая размещается на носу самолета с левой стороны.
— Инерциальная навигационная система.
— Оптикоэлектронный индикатор летчика, который отображает боевую обстановку на фоне лобового стекла кабины.
— Аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР.
— 4 бортовых компьютера IBM IP-102, обладающие тройной цифровой шиной данных MIL-STD-1553B
Система индивидуальной защиты Ганшипа AC-130U состоит из:
— станции радиоэлектронного подавления ITT Avionics AN/ALQ-17, расположенной в основании стабилизатора;
— 90 ИК-ловушек и 300 дипольных отражателей MJU7 или 180 M206 в 3-х установках, размещаемых под фюзеляжем;
— ИК-системы AN/AAR-44;
— приемника Loral AN/ALR-56M, служащего для обнаружения радиолокационного облучения.
Постепенно господству американцев в воздухе наступал конец. 31 марта 1972 года АС-130, вооруженный до зубов и напичканный суперсовременной по тем временам электроникой, был сбит зенитной артиллерией. Через два дня полет ещё одного «летучего линкора» пресекла ракета 11Д зенитного ракетного комплекса С-75. 12 мая того же года американцы лицом к лицу столкнулись с ещё более неприятной для них проблемой. Во время обороны Анлока вьетконговцы подбили очередной АС-130 ракетой из простого переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела». Экипаж дотянул машину до авиабазы, но повреждения были столь серьезными, что ганшип ещё не скоро смог вернуться в строй. Отныне американская авиация превратилась из охотников в дичь. Даже одинокий крестьянин в соломенной шляпе мог неожиданно вскинуть на плечо «Стрелу» и выпустить в сторону самолета смертельно опасную ракету.
После Вьетнама ганшипы отметились в операциях в Гренаде, Ираке, Сомали, на Балканах и в Афганистане, да и сегодня им ещё рано на свалку истории. Самолеты этого типа по-прежнему — наиболее эффективное средство поддержки сухопутных сил и борьбы с войсковыми и партизанскими отрядами, не обладающими серьезными средствами противовоздушной обороны.
- Дни когда наши мамы и бабушки были стюардессами
- Самолеты Второй мировой теперь можно рассмотреть во всей красе
- Самолет, который сделал мир меньше: "Боинг-747" отмечает юбилей
- Жертвы авиакатастроф, оставшиеся в живых, несмотря ни на что
- 30 снимков грандиозного скопления техники, снятых с высоты птичьего полета