Листочки, строчки, точки: что не так со стихотворением Маяковского «Исчерпывающая картина весны»? (3 фото)
«Листочки.
После строчек лис —
точки». Именно так охарактеризовал в 1913 году видение весны Владимир Маяковский. В печать стихотворение попало впервые в альманахе «Дохлая луна». И, если не вдаваться в подробности, то может показаться, что настоящее произведение представляет собой ярчайший пример преобладания формы над содержанием. То есть особого смысла в нем нет: ну, сказал, что первое взбрело в голову, и сказал. Прочитали и забыли. Но в случае с Маяковским ничего не бывало просто так, и в каждое из слов, включая заголовок, был заложен определенный смысл.
Заголовок
С помощью заголовка, состоящего из трех слов, автор пытается представить произведение зрителю-читателю в форме полотна. Необходимо заострить внимание на том, что Владимир Владимирович имел прямое отношение к живописи. Дело в том, что двумя годами ранее, он, вдохновившись модной в то время художницей Евгенией Ланг, начал учиться рисованию. Сперва он ходил на подготовительные курсы в Строгановку, затем поступил в Москву, в училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы Маяковский свел знакомство с поэтом и художником Давидом Бурлюком и погрузился в модную в то время идею футуризма, одним из основоположников которого Бурлюк и являлся. Можно сказать, что первым словом заголовка автор обозначил масштабы рассматриваемого явления. Логично, что он мыслит масштабно и всеобъемлюще и старается максимально полно раскрыть тему, к которой обратился.
Анализ содержания
В состоящем из пяти слов стихотворении превалируют имена существительные. Их преобладание свойственно всему творчеству Маяковского в целом. Благодаря существительным он передает информацию легко, емко и при этом лаконично. Первое предложение стихотворения – это одно слово. Услышав или прочитав его, можно легко нарисовать в воображении картину весны: оживающая после зимнего сна природа, лопающиеся клейкие почки, из которых только начали робко проклевываться первые листики. Во втором предложении появляются животные – лисы, и, пробираясь по пока еще покрытой снегом земле, они оставляют похожие на точки следы. Это значит, что снежное покрывало все еще укутывает землю. Но снега уже мало, и весна постепенно вступает в свои законные права.
Впрочем, это не единственная версия анализа стихотворения. Многие поклонники творчества Маяковского выдвигали собственные. Одна из них, наиболее жизнеспособная, гласит, что под листочками автор подразумевал листы бумаги. Он постоянно носил с собой блокноты, записывая в них мысли, идеи, тезисы, заметки. Поэт не особенно полагался на память, поэтому таким способом всегда фиксировал наиболее удачные, по его мнению, рифмы, шутки, темы для будущих произведений.
В первых блокнотах Маяковского есть зарисовки, оригинальные карикатуры. Если первое предложение подводит к листам бумаги, логично будет предположить, что далее автор ведет речь про рукописные строчки, в которых, если включить фантазию, можно увидеть росчерк петляющего по земле лисьего следа. Тогда точки – это многоточия, выражающие незавершенность, недосказанность и возможность продолжения.
Почему именно весна? Это время года, когда обостряются чувства, и творческие натуры особенно остро ощущают вдохновение. Это логично, поскольку пробуждающаяся, меняющаяся и словно начинающая новую жизнь природа очень этому способствует. Собственно, не особенно важно, какое толкование стихотворения истинно, и что за смысл вложил в него автор. Главное, что каждый читатель может попробовать проанализировать это примитивное, на первый взгляд, произведение, раскрывая для себя все новые грани творчества этого автора и поэзии в целом.