Боевые самолеты. Мелкий и вредный, но очень полезный (14 фото)
И наш сегодняшний герой являл собой довольно интересное явление в мире гидросамолетов. Но об этом мы поговорим чуть ниже, а пока стоит сказать несколько слов о том, для чего вообще он был нужен.
В 30-е годы прошлого века во всех флотах с той или иной долей успеха шли попытки создания такой вещи, как РЛС, локатор, радар. Называть можно как угодно, по факту создать РЛС получилось, что, собственно, и приговорило разведывательные гидросамолеты как класс.
Но пока работы шли, каждый крупный корабль (от легкого крейсера и выше) оборудовался чем? Правильно, катапультой и гидросамолетами.
В то время это была единственная полезная концепция разведки. Самолет, поднявшийся даже на километр, значительно облегчал работу наблюдателей по поиску противника. Вообще, самолет на флоте (авианосцы не берем) именно так и рассматривался — как универсальное средство разведки.
Соответственно, это должен был быть небольшой самолет, но с приличным временем полета. Экипаж должен был обнаружить противника, связаться со своими кораблями, навести их на врагов, а затем корректировать артиллерийской огонь по противнику.
Естественно, самолет должен был хоть как-то защитить себя в случае противодействия авиации противника, вполне естественно, что у противника на кораблях имелись абсолютно аналогичные самолеты. С теми же задачами.
Так появился отдельный класс гидросамолетов – катапультные универсалы. Они могли быть разведчиками, корректировщиками, некоторые даже истребить могли другой самолет или замучить подводную лодку бомбами.
Взлетать они должны были с катапульты, а после выполнения задания приводняться рядом с кораблем-носителем и ждать, пока самолет поднимут на борт корабля.
Наш герой мог все. В отличие от многих своих одноклассников. И это делало его, пожалуй, лучшим самолетом в классе.
Но немцы вообще легких путей не искали, а шли своими. В итоге приходили иногда туда, куда никто больше не смог дойти. А порой у них получалось что-то не совсем понятное. Но наш случай как раз из первой папки.
Вообще, путь немецкие катапультные самолеты прошли своеобразный.
Первым катапультником с претензией на долгую службу стал рожденный Хейнкелем Не.60.
Это был биплан, который можно считать попыткой совместить дружбу и с водой, и с воздухом. На самом деле нет, летал Не.60 очень ниже среднего что по скорости, что по дальности, был весьма сложен в управлении и – главное – неустойчив в воздухе.
С водой дружбы тоже не вышло. Приставка «гидро» упорно отклеивалась и тонула, увлекая самолет за собой. В общем, достоинств у самолета не оказалось, кроме, пожалуй, того, что противник вряд ли мог захватить его в плен. «Хейнкель» тонул очень быстро при малейшем волнении.
В общем, в Кригсмарине почему-то захотели многоразовый гидросамолет.
Хейнкель самолет построил, но Не.114 тоже «не зашел».
Летал он всего на 30 км/ч быстрее предшественника, а управлялся примерно так же. Вооружение так же состояло из оборонительного пулемета MG.15 и двух бомб по 50 кг.
И тогда Министерство авиации (не удивляемся, к тому времени Геринг подгреб под себя все летающее) объявило конкурс. На замещение вакантной должности катапультного самолета на всех кораблях Кригсмарине.
Свои проекты представили фирмы «Арадо», «Дорнье», «Фокке-Вульф» и «Гота». Обиженные «Хейнкели» участия не принимали.
И в итоге победил самолет фирмы «Арадо». Флотские возрадовались и заказали на пробу четыре самолета. Правда, успех был слегка подпорчен мнением старых консерваторов в морском министерстве, которые считали, что катапультный самолет просто обязан быть бипланом.
Потому взяли и построили еще пару бипланов от «Фокке-Вульфа», FW-62. Просто больше бипланов никто не предложил.
Испытания двух машин показали огромное преимущество самолета «Арадо», и он пошел в серию. Он был быстрее, маневреннее, дольше «висел», а главное – был просто находкой в плане вооружения.
Обсуждать и сравнивать гидропланы той войны в массе мы станем в самое ближайшее время, сейчас же стоит сказать, что у Ar.196 в своем классе конкурентов в плане вооружения особо не наблюдалось. Небольшие самолеты, где вес шел на укрепление конструкции, ради длительности и дальности полета жертвовали в первую очередь именно вооружением.
А у «Арадо» получился довольно жуткий монстр, вооружение которого состояло из двух 20-мм пушек MG-FF и курсового пулемета MG.17, который устанавливался справа от двигателя в носу. Плюс пулемет MG.15, который оборонял самолет в заднем секторе. Плюс две бомбы SC 50 по 50 кг.
В общем, этот «маленький катапультный разведчик» мог по силе залпа запросто навалять любому истребителю того времени. В 1937 году он выглядел весьма… импозантно в плане ТТХ. Да, скорость не была его сильным местом, так что от этого самолета можно было просто удрать, но если он догнал, вот тут действительно начинались проблемы.
Боекомплект был весьма серьезным. 120 снарядов на каждую пушку, 500 патронов для курсового пулемета, 525 для оборонительного.
Первые серийные Ar.196А-0 (10 шт.) выпускались без узлов для запуска с катапульты, потому они пошли в разведывательные части Люфтваффе в Вильгельмсхафене и Киле. А уже вторая серия, Ar.196А-1, которая состояла из 20 машин, уже пошла непосредственно на корабли. Самолеты были оборудованы необходимыми устройствами для взлета с катапульт.
Первым кораблем, на котором Ar.196 заступил на службу, стал рейдер «Адмирал граф Шпее».
Следом новые гидросамолеты получил тяжелый крейсер «Дойчланд». Затем настала очередь линкоров «Шарнхорста» и «Гнейзенау», тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и «Принц Ойген».
Последними самолеты получили линкоры «Тирпитц» и «Бисмарк».
На палубе "Гнейзенау".
Так решили разместить катапульту на "Шарнхорсте".
Катапульта линкора "Бисмарк".
«Бисмарк» и «Тирпитц» получили по 6 самолетов.
«Шарнхорст» и «Гнейзенау» — по 4 единицы.
Тяжелые крейсера типа «Дойчланд» и «Хиппер» — по 2 самолета.
К тому времени самолеты первой серии уже были облетаны и получили высокую оценку летчиков. И береговая патрульная служба заказала себе еще самолетов в максимальной оружейной комплектации. И не прогадала.
Ar.196А-2, попавшие в части береговой обороны, исправно патрулировали воды Северного моря. А 5 мая 1940 года произошел эпохальный случай, когда два Ar.196А-2 захватили подводную лодку Ее Величества «Тюлень». Подлодка ставила мины в проливе Каттегат, но наскочила на свою же мину (бог шельму метит иногда) и была вынуждена всплыть. Тут ее и обнаружили два патрульных «Арадо», которые тут же начали обрабатывать лодку бомбами и снарядами.
Британцы предпочли сдаться.
Катапультные самолеты тоже вполне нормально выполняли свои задачи. Все 11 судов, которые потопил в своем единственном походе «Адмирал граф Шпее», были обнаружены именно с помощью разведчиков «Арадо».
И как не вспомнить эпический слив операции «Страна чудес», когда из-за того, что вышли из строя оба самолета на «Адмирале Шеере», немцы упустили практически безоружный, но очень важный (для нас) конвой.
Летчики гидросамолетов с «Бисмарка» пытались перехватить разведчика «Каталина», который обнаружил линкор и крейсер «Принц Ойген». Однако «Каталине» удалось уйти, так как скорость фактически была равна скорости «Арадо». А через два дня «Бисмарк» потопили.
Весь 1941 год гидросамолеты береговой охраны, базировавшиеся в районе Бискайского залива, вели постоянные бои с британцами. Получился своеобразный круговорот: британские «Уитли» и (с 1942 года) «Веллингтоны» охотились за немецкими подводными лодками. «Арадо» перехватывали британские патрульные самолеты и осложняли им жизнь. По мере появления у британцев «Бофайтеров» и «Москито» проблемы начали появляться уже у экипажей «Арадо». Пришлось выделять на сопровождение разведчиков 190-е «Фокке-Вульфы».
Круг разомкнулся только после поражения немцев, но в прибрежных водах упокоился не один десяток самолетов.
Отметились «Арадо» Аr.196А-4 с тяжелых крейсеров «Лютцов» и «Принц Ойген» на Восточном фронте, корректируя стрельбу с крейсеров по наступающим советским войскам в Прибалтике.
Кроме «нормальных» боевых кораблей, Ar.196А, в первую очередь благодаря своей компактности, прописались на палубах вспомогательных крейсеров «Орион», «Комет», «Атлантис», «Тор», «Михель». И, соответственно, выполняли функции разведывательных самолетов для рейдеров Третьего рейха.
Вообще, Ar-196А оказался на редкость сбалансированным самолетом, потому его применяли на всех кораблях, от линкора до вспомогательного крейсера, переоборудованного из гражданского корабля.
Ar.196А стал последним и наиболее массовым поплавковым самолетом люфтваффе. Было выпущено всего 526 самолетов, но, учитывая его узкую специализацию, цифра вполне себе приличная. Для сравнения, КОР-1/Бе-2, аналогичный самолет в ВМФ СССР, был выпущен серией в 13 машин.
А вот «Арадо» можно было встретить где угодно, на всем театре военных действий Второй мировой войны. Атлантика, Северное море, Балтика, Средиземное и Черное моря. Даже на Востоке, в малайзийском Пенанге, существовал «Восточно-азиатский отдел», который должен был оказывать помощь и поддержку рейдерам и подводным лодкам Германии. В распоряжении отдела было два самолета Ar.196А.
В общем, прозвище «Глаза Кригсмарине» Ar.196А получил совершенно не зря. Появление этого самолета над конвоем союзников в любом месте Мирового океана могло означать только одно: неприятности начинаются по полной программе. И надо ждать атаки в самое ближайшее время.
То, что фактически без изменений самолет прослужил всю войну, свидетельствует о многом. В первую очередь – об удачной конструкции машины.
Понятно, что во второй половине войны, начиная с 1944 года, Ar.196А устарел. Слишком далеко шагнули истребители всех стран, а повальное освоение странами РЛС и постройка авианосцев просто низвели Ar.196А на дно.
Появление РЛС и авианосцев поставило крест на самой концепции боевого применения гидропланов. Любой, самый захудалый самолет, стартовавший с авианосца, по своим характеристикам наголову превосходил небольшие гидропланы катапультного старта.
Гидросамолет вообще перестал быть актуален. И Ar.196А не стал исключением. Но это был весьма выдающийся и полезный самолет, в первую очередь как разведывательный самолет.
Кстати, на базе Ar.196 в начале работ был создан спортивный гидросамолет для гонок на Кубок Шнейдера. Но, увидев, какие ЛТХ имеет новый разведчик, в Люфтваффе приняли решение не выпускать спортивный самолет на гонки, дабы не рассекретить данные нового морского разведчика.
ЛТХ Ar.196А-3:
Размах крыла, м: 12,44.
Длина, м: 10,96.
Высота, м: 4,45.
Площадь крыла, м2: 28,30.
Масса, кг:
— пустого самолета: 2 335;
— нормальная взлетная: 3 303.
Двигатель: 1 х ВМW-132К х 960 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 320.
Крейсерская скорость, км/ч: 268.
Практическая дальность, км: 800.
Максимальная скороподъемность, м/мин: 415.
Практический потолок, м: 7 000.
Экипаж, чел.: 2.
Вооружение:
— две крыльевые 20-мм пушки МG-FF (120 снарядов на ствол);
— один синхронный 7,9-мм пулемет МG-17 (500 патронов);
— один 7,9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке (525 патронов);
— две 50-кг бомбы на крыльевых подвесках ЕТС-50.
- Без 100 грамм не разобраться: 30 мест, где без огромного опыта никак не справиться
- Авиапассажир решил выйти из самолета на высоте 12 километров
- В НАСА выяснили, как выглядит крушение самолета снаружи и изнутри
- Победа на фюзеляже: когда спешишь похвастаться поверженным врагом
- Летчица из Красноярска назвала приметы, которым следуют пилоты России