Золотые ворота (11 фото + 1 видео)
Название произошло от золотого купола церкви Благовещенья, которая находилась над основным строением ворот. Еще одна версия гласит о том, что название дано в честь Золотых ворот в Константинополе. Эта достопримечательность Киева – одна из малого количества сооружений Киевской Руси, сохранившихся до сегодняшних дней. Памятник внесен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Ворота построил князь Ярослав Мудрый примерно в один период с Софийским собором, о чем упоминается в летописях за 1037 год. В 1240 году воротам был нанесен серьезный ущерб при осаде и взятии Киева войсками хана Батыя. По заметкам путешественников XVI-XVII вв. и рисункам художника Абрагама Ван Вестерфельда за 1651 год можно сделать вывод, что в это время состояние Золотых ворот было почти полностью разрушенным.
Ворота были сделаны из камня. Строительство выполнено по технологии смешанной кладки, которая применялась ещё в Древнем Риме. Процесс подразумевал наложение камней, которые разделяли выравнивающие вставки плинфы. Эта особенность кладки видна на фактуре стен.
Золотые ворота служили частью оборонного сооружения и парадным въездом в город. Они выглядели в форме широкой арки с боевой площадкой в центре, в верхней части которой находилась белокаменная церковь Блоговещенья. Она указывала каждому въезжающему, что Киев — христианский город. Это удивительное строение древнерусских зодчих приводило в восторг современников и устрашало врагов. Золотые ворота носили также триумфальный характер – предназначались для въезда в город при церемониях, встречали иностранных послов и именитых гостей, провожали воинов на защиту Родины, под сводами ворот проходили княжеские дружины, возвращавшиеся из походов. Из-за расположения в южной стороне столицы Руси ворота первоначально назывались «Южными».
Золотые ворота были главными среди сооружённых князем Ярославом Мудрым помимо Лядских (район Площади Независимости) и Львовских (сторона нынешней Львовской площади) ворот. Киев тех дней окружали высокие земляные валы с глубокими рвами.
Со стороны пустыря перед воротами был прорыт ров шириной около 15 м и глубиной приблизительно 8 м. Местоположение рва в данный момент просматривается между перепадами уровней Золотоворотского проезда.
Золотые ворота оставались одним из входов на территорию города до XVIII века, но время постепенно превращало строение в руины. В 1832 году начался процесс частичного сохранения культурной ценности. В 1970-х неподалеку от остатков сооружения построили павильон, в котором разместили маленький музей с тематическим наполнением о Золотых воротах. После реконструкции на основании древних рисунков музей был перемещен во внутреннее помещение. Сейчас музей существует в этом же месте.
Современные Золотые ворота состоят из крепостной башни с проездом шириной до 7,5 м. Внутренняя часть проезда оснащена мощными пилястрами с опертыми на них арками свода. Стены, сохранившиеся до наших дней, достигают высоты 9,5 м. Церковь над воротами восстановлена в виде четырёхстенного одноглавого храма с утопленными в толщину стен апсидами, которые не выступают в объёмной части фасада. В декоре использован кирпичный орнамент, характерный для архитектуры тех времен.
Новые конструкции павильона сооружены над сохранившейся оригинальной кладкой. Основная часть – это башня с зубцами высотой 14 метров. С внешней стороны фасада башня имеет еще один выступ, так называемую «малую башню». Проезд ворот закрывается с одной стороны деревянной решеткой, окованной металлическими накладками, которую можно поднять с помощью подъемника, с другой — воротами со створками. Эти элементы скопированы по образцу древних врат Новгорода и Суздаля. При реконструкции памятника воссоздали присоединенные к башне части валов.
С Золотыми воротами Киева связана польская легенда. Она гласит, что на мече Щербце – атрибуте воинственности и силы польских королей – возникло углубление, когда король Болеслав Храбрый ударил им по киевским Золотым Воротам при въезде в город в 1018 году.
Во время археологических исследований в Золотых Воротах найдены кусочки смальты, фресковая штукатурка. Это указывает на то, что в древности церковь была украшена фресками и мозаикой.
В сквере у музея расположен памятник Ярославу Мудрому, держащему в своих руках уменьшенную копию Софийского собора. Выполнен из бронзы скульптором Иваном Кавалеридзе в 1997 году.