«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» Репина, или история о вандализме (5 фото)
Репин задумал картину после другой памятной даты – 1 марта 1881 года, когда народовольцы убили императора Александра II. Бурное время – новый властитель, повсеместные казни и ссылки, да и как то в целом неспокойно. Репин хотел отобразить свои впечатления от происходящего вокруг. Однажды его занесло на концерт Римского-Корсакова, и во время акта «Месть» его осенило – это будет Иван Грозный с сыном.
Илья Репин – «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», 1885
Как вы догадались, точная дата – это день смерти Ивана, старшего сына царя. Правда ли Иван Грозный убил своего сына или это исторически миф достоверно неизвестно. Есть версии за и против, их мы разбирать не будем. Лучше рассмотрим картину))
Композиция занятная. Хитрый Репин сперва акцентирует внимание зрителя на царевиче, и только потом мы видим обезумевшего старика в черном, покрытом кровью своего сына. В ужасе от своего поступка он смотрит невидящими глазами вперед. Кстати, тут очень яркое сопоставление – страшный и сумасшедший царь и кроткий царевич, прямиком с иконы. В его взгляде смирение, прощение родителя и бесконечная любовь.
Тем временем из виска хлыщет алая кровь, и вернуть припадок ярости Грозного уже нельзя. Вокруг та еще обстановочка – перевернутый трон, брошенный железный жезл, орудие убийства, и всюду эти красные ковры, задающие стиль всей комнате.
Несмотря на начальную задумку изобразить толпу людей на картине, позже он реши сфокусировать внимание на двух персонажах:
Писал картину Репин тяжело. Бросал, возвращался к ней снова, боялся ее и прятал. Когда показывал уже готовую работу своим друганам, 5 минут стояло молчание, пока Крамской не начал хвалить художника. Полотно действительно производит какое-то гнетущее впечатление.
Но не только его. В 1913 году недалекий старообрядец с криками «довольно смертей, довольно крови!» три раза полоснул ножом картину, нанеся тяжкие телесные холсту. К счастью, тогда смогли отреставрировать полотно без особых потерь. Восстанавливать картину приезжал сам Репин, однако спустя 28 лет он совершенно поменял свою технику и взгляды на живопись, поэтому поверх испорченного фрагмента написал кусок в новом стиле.
Когда это увидел Игорь Грабарь (управляющий Третьяковки), он охренел и ужаснулся - работа теперь совсем другая. И дерзкий управленец стер новый фрагмент Репина, позвал реставратора и вместе с ним сделал заливку - наложил акварель, подходящую по цвету, и все это укрепил лаком. Репин подмены не заметил))
Три пореза, чуть не уничтожившие картину:
Вроде все хорошо обошлось, некоторые даже подзаработали - в 1913 году в Питере скупили все открытки с картиной, а в регионах продажи увеличились вдове-втрое. Любой пиар хорош, не правда ли?))
Сто лет картина жила и радовала зрителей. Ну, кроме фанатиков - было много петиций, мол картина позорит честь страны, честь царей, христиан и т.д.
Но в 2018 году другой безумец взял стойку ограждения и несколько раз долбанул по картине, порвав холст в трех местах. Парень поехал в места не столь отдаленные, а полотно реставрируют до сих пор.
Вот так выглядела картина после трех ударов очередного вандала:
Вот уж действительно сильная работа. И знаковая – впервые изобразили правителя в неприглядном виде, впервые сработала цензура в живописи – император Александр III лично запретил показывать картину в публичных местах, и только через 3 месяца уговоров отозвал запрет. И впервые столько балбесов хотели уничтожить картину из Третьяковки.
Но разве могут вандалы и императоры помешать нам оценить шедевр?
- Швейцарский художник нарисовал в Альпах картину площадью три тысячи квадратных метров
- Городские зарисовки, которые вы ещё не видели
- Мини-Моне: 16-летний импрессионист покорил рынок современного искусства
- Египетский студент за 10 месяцев нарисовал Нью-Йорк в мельчайших деталях
- Дизайнер наглядно показал уникальность стилей легендарных художников, объединив 4 их картины в одну