Боевая карьера самого невезучего эсминца вмс сша uss William D. Porter (6 фото)
Фрэд Эдвардс, лейтенант-коммандер ВМС США: «Я всегда полагал, что эсминцы типа “Флетчер” выиграли войну… они были сердцем и душой малого флота».
Но не все из них стали известными благодаря своим заслугам. Боевая карьера эсминца William D. Porter («Уильям Д. Портер»), получившего имя в честь офицера Гражданской войны, запомнилась чередой неудачных событий, которые лишь чудом не обернулись катастрофой.
Корабль был заложен 7 мая 1942 года на верфи Consolidated Steel Corporation в штате Техас. Вступил в строй 6 июля 1943 года под командованием лейтенант-коммандера Уилфреда Уолтера. Эсминец получил наспех сформированный экипаж, состоящий из молодых матросов. Затем «Вилли Ди», как его прозвали моряки, отправился в Норфолк, где проходили учебные манёвры.
USS William D. Porter, июль 1943 года
В начале ноября эсминец получил своё первое задание. Оно имело чрезвычайную важность и заключалось в сопровождении линкора Iowa («Айова»), на борту которого находился президент США Франклин Делано Рузвельт. В делегацию также входили высшие офицеры и начальники штабов. Президент направлялся в Тегеран, где должна была состояться встреча лидеров союзных держав.
При отплытии с «Вилли Ди» произошёл небольшой инцидент. Не успев полностью поднять якорь, эсминец цепью сорвал палубное оборудование рядом стоящего корабля. Не дожидаясь разбирательств и мелкого ремонта, «Уильям Д. Портер» в срочном порядке покинул порт и направился на задание, оставив после себя неизгладимое впечатление.
Линкор USS Iowa
«Это сделали мы»
«Вилли Ди» присоединился к конвою президента 12 ноября 1943 года. Корабли сопровождения и сама «Айова» соблюдали полное радиомолчание, опасаясь подводных лодок Кригсмарине.
На следующий день конвой попал в сильный шторм. В борт «Вилли Ди» ударила 5-метровая волна и сорвала глубинную бомбу. Под водой произошёл взрыв. Эсминцы эскорта решили, что ордер атаковала подводная лодка, и подняли тревогу. Конвой бросился врассыпную на поиски субмарины. Корабли охранения, охваченные паникой, не следовали инструкциям и потеряли координацию. «Айове» с трудом удалось избежать тарана.
Хаос продолжался до тех пор, пока сигнальщик «Вилли Ди» не сообщил: «Это сделали мы». Командованию всё же удалось навести порядок в строю. Конвой лёг на прежний курс, посчитав данное происшествие неприятной случайностью.
Между тем шторм усиливался. Через несколько часов с борта «Уильяма Д. Портера» поступил сигнал о потере хода: огромная волна повредила трубу, и вода устремилась в машинное отделение. Волной также смыло моряка, который стоял на вахте. К сожалению, в условиях сильного шторма спасти матроса было невозможно. Эсминец покинул строй, и начался срочный ремонт. «Вилли Ди» было приказано каждый час докладывать о своём состоянии, нарушая радиомолчание.
Атака на президента
После устранения повреждений эсминец сумел догнать конвой. А 14 ноября адмирал Эрнест Джозеф Кинг, зная, что президент обожает военно-морской флот, решил продемонстрировать мощь линкора «Айова». Для учебного отражения воздушной атаки были выпущены шары — мишени для зенитчиков. Огонь открыли более сотни зенитных орудий. «Уильям Д. Портер» также принял участие в стрельбах. Под аплодисменты делегации все «цели» были уничтожены.
USS William D. Porter, сентябрь 1943 года
Вторым эпизодом учений стала торпедная атака в исполнении эсминцев сопровождения. Целью стала «Айова», которая по плану должна была совершить манёвр уклонения. «Вилли Ди» занял позицию для атаки.
Во время учений, перед стрельбой, из торпедных аппаратов извлекают стартовые заряды. Однако торпедист Лоутон Доусон попросту забыл снять заряд со второй трубы. Никто не проверил аппараты на безопасность. Командир эсминца Уилфред Уолтер дал приказ произвести залп. Боевая торпеда вышла из аппарата и устремилась в сторону линкора.
Поняв, что «Айова» в опасности, Уолтер приказал просемафорить линкору о надвигающейся торпеде. Но сигнальщик, ввиду своей неопытности, два раза дал неверный сигнал. В этой практически безвыходной ситуации капитан Уолтер, понимая всю ответственность, нарушил приказ о радиомолчании. Радист «Вилли Ди» сообщил «Айове» о торпеде по правому борту. На линкоре поднялась тревога, и корабль совершил резкий поворот влево. Коляска Франклина Рузвельта чуть не упала за борт.
Однако неопытность экипажа «Вилли Ди» и спасла «Айову». Торпедисты неправильно рассчитали расстояние и скорость, в результате торпеда прошла в 300 метрах от носа линкора. После этого инцидента адмирал Кинг потерял самообладание и приказал развернуть орудия линкора на «Уильям Д. Портер». Но президент не позволил уничтожить «проклятый» корабль.
Эсминец вернулся в США, где было проведено расследование. Военный трибунал признал торпедиста виновным. За халатность и безответственность Лоутон Доусон получил 14 лет каторжных работ. Но Франклин Рузвельт пожалел нерадивого матроса и отменил приговор. Командир эсминца Уилфред Уолтер получил выговор за то, что промахнулся в самых благоприятных условиях для торпедной атаки.
После этого случая «Уильям Д. Портер», чуть не убивший президента от демократической партии, получил новое неофициальное прозвище — «Тупой республиканец». При каждой встрече с эсминцем корабли ВМС США телеграфировали ироничное: «Не стреляйте, мы республиканцы!».
Служба в Тихом океане
В конце 1943 года «Вилли Ди» отправился в тихий океан, где служили все эсминцы типа «Флетчер». Во время дозора в акватории Алеутских островов корабль вновь попал в шторм. Эсминец получил серьёзные повреждения, после чего встал на ремонт.
USS William D. Porter у Алеутских островов вместе с другими эсминцами, июнь 1944 года
Весь последующий год «Уильям Д. Портер» в составе соединения TF94 выступал в качестве противолодочного эскорта. 30 мая 1944 года командиром корабля стал Чарльз Кейес. За полгода службы близ Алеутских островов эсминец совершил 3 похода на Курильские острова.
Незадолго до возвращения в США для перебазирования произошёл несанкционированный залп главного калибра эсминца. Одна из версий случившегося гласит, что пьяный матрос выстрелил из орудия в честь своего возвращения из увольнения. Но эта история вызывает сомнения и, вероятнее всего, является флотской легендой.
В начале 1945 года «Уильям Д. Портер» был переброшен в залив Сан-Педро, где его соединение было атаковано японской авиацией. Американские корабли успешно отбили атаку. 1 апреля 1945 года началась операция «Айсберг» — вторжение на Окинаву. Главной задачей «Вилли Ди» была артиллерийская поддержка наземных сил. За месяц боёв он израсходовал больше восьми тысяч 127-мм снарядов. В мае эсминец, оснащённый радаром, предупреждал об обнаружении вражеских самолётов и координировал действия истребителей-перехватчиков.
Но неудачи продолжали преследовать «Вилли Ди». Во время одного из авианалётов зенитчики случайно открыли огонь по USS Luce, повредив надстройки.
Утром 10 июня 1945 года японский бомбардировщик Aichi D3A «Val» под прикрытием облаков сумел приблизиться к эсминцу. Зенитчики заметили самолёт-камикадзе и смогли сбить его, но было слишком поздно.
Накренившийся USS William D. Porter. Экипаж эвакуировался на десантный корабль
После того, как бомбардировщик скрылся под водой, сдетонировал заряд. Подводный взрыв был настолько мощным, что #корабль подбросило вверх. Энергетическая установка вышла из строя, и начался пожар. Борьба за живучесть продолжалась несколько часов, но все усилия оказались напрасными. Экипаж покинул эсминец, и через несколько минут «Вилли Ди» опрокинулся и ушёл на дно. К счастью, никто из членов команды не пострадал.
Срочная необходимость в огромном количестве кораблей не позволяла должным образом обучать экипаж. Это и стало причиной неудач эсминца. Несмотря на злой рок, «Уильям Д. Портер» был удостоен четырёх боевых звёзд за службу во Второй мировой войне.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.