Оплата по счетам. Гибель крейсера Edinburgh (5 фото)
«… когда вдруг из снежной пелены появился эсминец, нам оставалось только гадать — чей он? — так как силуэты английских и немецких кораблей схожи. Дальше события развивались очень быстро. Эсминец, повернув влево, поднял на мачтах фашистские флаги, дал залп по нашему кораблю и на самом полном ходу устремился к крейсеру. Обогнув его с кормы, он лег на параллельный курс и выпустил торпеды. Ему навстречу спешил английский эсминец. Но было поздно: в тот момент, когда оба эсминца, чуть не протаранив друг друга, отвернули от крейсера — один влево, другой вправо — раздался мощный взрыв — торпеда попала в борт крейсера…» — так описывал последние часы британского крейсера Edinburgh, А. Радугин, член экипажа советского сторожевого корабля, направленного на помощь раненому крейсеру.
Новичок Королевского Флота
Edinburgh был восьмым в серии крейсеров типа Town. Броня доходила до 124 мм, а на вооружении стояли 12 орудий калибром 152 мм — украшение всех кораблей этого типа. Большое число орудий ПВО и торпедные аппараты дополняли образ весьма серьёзного противника. В своём арсенале крейсер также имел мощный радар и новейшие средства управления огнём. Для эффективного противодействия подлодкам на борту находились 3 гидросамолёта Supermarine Walrus и глубинные бомбы. Спущенный на воду в 1938 году, Edinburgh стал одним из лучших лёгких крейсеров в мире на тот период.
Интересный факт: Заложенный на 20 дней позже, Edinburgh вступил в строй на месяц раньше своего систершипа Belfast.
Тактико-технические характеристики Edinburgh
Водоизмещение: 13 175 т
Длина / Ширина / Осадка: 187 / 19.8 / 6.9 м
Энергетическая установка / Мощность: 4 турбозубчатых агрегата Парсонса, 4 трёхколлекторных котла Адмиралтейского типа / 82 500 л.с.
Скорость 32.5 уз
Вооружение:
Главный калибр 4х3 152-мм/50 орудия
Зенитная артиллерия 6х2 102-мм/45, 2х8 40-мм, 8х 12.7-мм
2х3 533-мм ТА
HMS Edinburgh в патруле, 1939 г.
С момента вступления в строй в 1939 году крейсер вошёл в состав Home Fleet (Флот метрополии) и был назначен на патрулирование участка северной Атлантики между Фарерскими островами и Исландией.
На службе Его Величеству
После начала Второй мировой войны ситуация на море стала накаляться. Великобритания объявила войну Германии в связи с нападением последней на Польшу. Королевский Флот и Кригсмарине готовились к затяжной битве на просторах северных морей.
Первым боевым испытанием для крейсера стали авианалёты Люфтваффе на военно-морскую базу в Росайте в октябре 1939 года. После этого Edinburgh получил назначение на охрану конвоев, следовавших в норвежский Нарвик. В ноябре на корабль поступил приказ приступить к поискам немецкого линейного крейсера Scharnhorst, ранее потопившего британский вспомогательный крейсер Rawalpindi. Присутствие рейдера в этом районе угрожало всем конвоям, следовавшим в Норвегию. Двухдневные поиски успехом не увенчались.
В марте 1940 года Edinburgh прошёл плановый ремонт и модернизацию, которые продлились до октября того же года. До 1941 года он был задействован в охране конвоев в Африку.
В мае 1941 года крейсеру довелось поучаствовать в охоте на Bismarck — мощнейший корабль Кригсмарине. Хотя это оказалось лишь погоней за тенью. Летом Edinburgh действовал в двух мальтийских операциях.
HMS Edinburgh в ходе операции в Средиземном море
В декабре 1941 года экипажу крейсера была поручена охрана арктических конвоев в СССР. Он успешно провёл два конвоя, вернувшись в Скапа Флоу 24 марта. Через 2 недели Edinburgh отправился в поход, из которого ему не суждено было вернуться.
Конвой QP-11
6 апреля 1942 года крейсер вышел в море, присоединившись к конвою PQ-14. В составе конвоя было 24 грузовых судна, а в группе охранения — 9 кораблей во главе с Edinburgh. После длительного и весьма напряжённого перехода, 19 апреля в Мурманск прибыли 7 транспортов и 8 кораблей, включая крейсер.
28 апреля Edinburgh возглавил группу охраны конвоя QP-11, отправлявшегося в обратном направлении. Двадцать пять кораблей устремились в ледяные воды Баренцевого моря. Мало кто знал, что флагман конвоя сам стал транспортом на время этого перехода. Накануне выхода, в строгой секретности, на борт крейсера подняли 93 ящика, содержавших более 5 тонн золота в слитках. Золотом СССР оплачивал поставки в рамках контракта с Великобританией и США.
Интересный факт: Оценочная стоимость золотого груза, перевозимого Edinburgh, — чуть более $5,5 млн по курсу 1942 года, а на данный момент он стоил бы чуть менее 17,5 млрд рублей.
Практически сразу после выхода в открытое море конвой был обнаружен немецкой разведывательной авиацией. И также по данным разведки курсом на Мурманск шёл другой конвой. Командование кригсмарине решило не упускать шанс уничтожить два конвоя одним ударом. В срочном порядке была сформирована оперативная группа из 7 подлодок, уже находящихся в достаточной близости от конвоя QP-11. С норвежских баз были дополнительно высланы 3 немецких эсминца.
Утром, 30 апреля, конвой был обнаружен одной из подлодок оперативной группы. Субмарина U-88 произвела торпедный залп, но ни одна «рыбка» не достигла цели. На Edinburgh объявили тревогу, но командующий конвоем контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер приказал командиру корабля выйти из группы, увеличить скорость и идти собственным курсом. Можно представить удивление моряков конвоя, когда самый грозный защитник их судов и жизней совершил манёвр и стал уходить прочь.
Именно этот манёвр стал для Edinburgh роковым. Совершив его, корабль вышел на встречный курс с U-456 капитан-лейтенанта Тайхерта. Командир подлодки долго маневрировал, но в итоге занял выгодную позицию, выпустил три торпеды, две из которых поразили крейсер и нанесли ему тяжелейшие повреждения. Первая ударила в правый борт, прямо под мостиком, а вторая в корму, повредив винты правого борта и уничтожив руль. На помощь крейсеру бросились несколько кораблей охранения, включая советские эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный», и сумели отогнать U-456, не дав ей добить корабль.
Корма HMS Edinburgh после попадания торпеды
Последние часы
Скорость Edinburgh упала до 6 уз, и крейсер фактически был неуправляем. Было принято срочное решение отбуксировать его в Мурманск, который был уже в 400 км от местоположения крейсера. Для этого советская сторона выделила несколько буксиров и сторожевых судов. А в это же время конвой был атакован немецкими эсминцами, но результатом стало потопление только одного парохода. Затем, получив новые указания, они отправились на поиски крейсера.
Edinburg был обнаружен утром, 2 мая, в сопровождении эсминцев Foresight, Forester и нескольких тральщиков. На подходе были советские буксиры и сторожевые корабли. В 6:17 немцы атаковали британское соединение. В результате были повреждены оба эсминца англичан и все эсминцы Германии (один из них, Z-7 Hermann Schoemann, позднее был затоплен экипажем). В этой схватке Edinburgh получил третье попадание в левый борт, точно напротив первого. Стал нарастать крен, крейсер полностью потерял ход.
Последние минуты «золотого» крейсера
Спустя несколько часов стало понятно, что отбуксировать Edinburgh в Мурманск не представляется возможным. Было принято решение об оставлении корабля и его затоплении. Экипаж крейсера приняли на борт эсминцы сопровождения, один из которых, гудком отдав честь кораблю, торпедировал Edinburgh.
Так закончилась история одного из самых лучших крейсеров Великобритании времён Второй мировой войны. Но не история его груза. В 1981 году 90% золота было поднято, разделено между Великобританией и СССР на основании страховых документов.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.