Варвара Арсеньева: «дурнушка» Петра Великого (3 фото)
В тени этих персон находилась и Варвара Арсеньева, фаворитка царя и свояченица Меншикова. Именно от неё сподвижник Петра нередко получал дельные советы, а сам государь неоднократно отзывался о Варваре как об умной и проницательной женщине.
Многие современники считали Арсеньеву дурнушкой, и внешность действительно не входила в перечень её достоинств. Однако у Варвары Михайловны была масса прочих преимуществ. Как сложилась жизнь этой женщины?
Происхождение Варвары Михайловны
Варвара Арсеньева родилась в 1676 году в семье якутского воеводы Михаила Арсеньева. Род, к которому принадлежала будущая любовница Петра I, образовался в конце XIV века. Его основателем стал знатный татарин, выходец из Орды Ослан-Мурза Челебей. Он обосновался в Москве и стал зваться Прокопием.
Через много поколений у его потомка, Михаила Арсеньева, родилось две дочери - Дарья и Варвара. Первая девушка стала супругой Александра Меншикова, сподвижника Петра I. Именно благодаря ей Варвара познакомилась с Александром, а затем и с самим государем.
Несмотря на то, что Варвара Михайловна не выделялась внешними данными среди придворных дам, она завоевала привязанность и уважение государя и его второй супруги, Екатерины I.
Она отличалась живым умом, быстротой мысли и образованностью. Кроме того, умение поддержать разговор, способность разбираться в сложных государственных вопросах вызывали уважение государя. Впрочем, встреча и начало отношений с царём были весьма необычными - хотя и в духе самого Петра Великого.
Отношения с царём и Меншиковым
В работах биографа Константина Валишевского приводятся слова Вильбуа:
“Петр любил все необыкновенное. За обедом он сказал Варваре: “Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви“. И тут же при всех повалил её на диван и исполнил своё обещание”.
Более того, отношения между Александром Меншиковым, Петром и сёстрами Арсеньевыми могли носить весьма неоднозначный характер. В те времена нравы общества (и положение царя) позволяли всевозможные излишества и даже расхождение с моральными нормами. Существует предположение, что периодически Петр I и Меншиков менялись любовницей и супругой.
Подобные предположения поддерживает и историк Валишевский:
“Петр и Меншиков, по-видимому, то и дело сменяли друг друга или делили права, которые должны бы исключать всякий дележ. В их отсутствие им отправляли послания, переполненные общими воспоминаниями и нежными призывами, то с той, то с другой стороны”.
Пора надежд
Однако сам Александр Меншиков, осведомлённый о любовной связи Варвары с царём, возлагал на свояченицу большие надежды. Он понимал, что если сумеет сделать Варвару Михайловну царицей, то укрепит своё положение так, как никогда прежде. Он сам стал бы относиться к царскому роду, став зятем Петра.
В значительной степени эти надежды подкреплялись стремлением Варвары к новым знаниям и прекрасным воспитанием женщины. Она много времени проводила за “книжным учением”, стремилась разобраться во всех особенностях придворной жизни и политических вопросах.
Сам Меншиков неоднократно пользовался советами свояченицы. Она проживала во дворце светлейшего князя в отдельных палатах. Меншиков полагал, что Варвара Михайловна должна постоянно находиться рядом, поскольку крайне ценил её таланты.
Александру Меншикову так и не удалось сделать свояченицу царицей. Более того, как часто бывает у фаворитов, проблемы в жизни сподвижника Петра и его свояченицы начались после смерти государя. Теперь они уже не могли восстановить прежнюю власть, а новый правитель не оказывал им покровительства.
Времена изгнания
Однако Меншиков не переставал бороться. Теперь уже он хотел связать узами брака нового императора, Петра II, и свою дочь Марию Меншикову. Варвара Арсеньева была приставлена обер-гофмейстериной к невесте государя. Вот только Меншиков не сумел устоять в борьбе с Долгоруковыми, что также мечтали о власти. Победа оказалась на их стороне, а прежние соратники Петра Великого, попали в опалу.
В 1727 году Варвару Михайловну отправляют в ссылку. К тому моменту она владела немалым состоянием, несколькими деревнями и крупными земельными наделами. Уже по дороге к местам изгнания сестёр Арсеньевых настигли люди императора. Им был дан новый приказ - Арсеньеву отвезти в Успенский монастырь, где она должна была принять постриг.
В ссылке
Как поговаривали современники, Андрей Остерман, оказавшийся у вершины власти, крайне опасался ума и предприимчивого нрава Варвары Михайловны. И, на мой взгляд, не зря.
Даже приняв постриг и ведя скромную монастырскую жизнь, Арсеньева не переставала писать письма царевнам Екатерине и Прасковье, племянницам Петра I. Но, несмотря на столь активный и деятельный подход, все попытки выйти из заточения были напрасными.
В 1728 году было дано новое указание, решившее участь Варвары Арсеньевой:
“послать в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и там её постричь при унтер-офицере, который её повезёт, и велеть ей там по тому же быть несходно, а игуменье смотреть над нею, чтобы никто, ни к ней, ни от неё не ездил и писем она не писала”.
Насильно приняв постриг, Варвара Михайловна Арсеньева стала Варсонофией. Но в статусе монахини она прожила совсем недолго, уйдя из жизни в 1730 году. Последние годы её прошли тихо и незаметно. Вероятно, именно поэтому имя этой женщины история часто оставляет в тени.
Однако не стоит забывать, что ей выпало стать не просто любовницей, а истинной фавориткой Петра Великого. Своенравный царь до конца своих дней ценил советы и мудрые наставления Варвары.