В тени паруса. История спасения экипажа Щ-421 (5 фото)
Подводная лодка Щ-403 серии Х. К этой же серии относилась и Щ-421
22 июня 1941 года Щ-421 вышла в свой первый, но безрезультатный поход. 2 ноября того же года состоялось боевое крещение подлодки, когда она атаковала вражеское грузовое судно. Спустя неделю Лунин увидел в перископ транспорт и эскортный эсминец. Вскоре миноносец обнаружил «Щуку» и бросился в погоню. Несмотря на глубинную бомбардировку, подлодка осталась невредимой. Уже на следующий день она атаковала грузовое судно, после чего вернулась на базу.
В очередном боевом походе Щ-421 едва не погибла. Днём 5 февраля 1942 года в норвежском Порсангер-фьорде Лунин обнаружил немецкий конвой. Германский пароход Konsul Schulte направлялся в Киркенес в сопровождении сторожевых кораблей и моторных ботов. Лодка, пройдя мотоботы, дала по немецкому судну залп из трёх торпед. Однако из-за сильной зыби на воде она не смогла удержаться на глубине и её подбросило вверх.
Прозвучал мощный взрыв: одна торпеда угодила в Konsul Schulte. Повреждения были фатальными, и германский пароход ушёл на дно. За советской субмариной началась погоня. Сторожевые корабли сбросили на Щ-421 два десятка бомб, взрывная волна которых нанесла ей ощутимые повреждения. В центральный пост начала поступать вода, был затоплен артиллерийский погреб, топливные цистерны были повреждены. В таком состоянии подлодка в условиях шторма возвращалась на базу — 8 февраля 1942 года она прибыла в город Полярный. Ныне в этом городе расположен крупнейший пункт базирования Северного флота ВМФ России.
Капитан-лейтенант Фёдор Алексеевич Видяев. Подводная лодка Щ-422 под его командованием пропала без вести в июле 1943 года
28 февраля командиром Щ-421 был назначен капитан-лейтенант Фёдор Алексеевич Видяев, который у Лунина занимал должность старпома. 19 марта 1942 года под его командованием «Щука» вышла в свой последний шестой поход. На девятый день похода в районе Лаксе-фьорда субмарина атаковала транспорт и два сторожевых корабля. Не ясно, была ли атака успешной, но после торпедного залпа за советской подлодкой началась двухчасовая безуспешная погоня.
3 апреля за образцовую боевую службу Щ-421 была награждена орденом Красного Знамени. Но ей так и не посчастливилось поднять Краснознамённый флаг. 8 апреля субмарина находилась близ мыса Нордкап, на севере захваченной немецкими войсками Норвегии. В 20:58 прогремел взрыв: «Щука» задела антенну немецкой мины.
Детонация 40-килограммовой мины полностью разрушила кормовую часть. Гребные винты были оторваны взрывом, и подлодка полностью потеряла ход. Множество приборов и механизмов были выведены из строя, в отсеки стала поступать вода. Против советских подводников играла и стихия — неуправляемую субмарину сносило к берегам оккупированной Норвегии. Экипаж находился, казалось бы, в безвыходном положении.
После взрыва незамедлительно началась борьба за живучесть. Шесть подводников два часа откачивали воду из изолированного седьмого отсека. Заделав пробоины, они фактически спасли лодку от гибели. В 23:25 Видяев обратился к командованию Северного флота и запросил помощь. На подмогу выдвинулись две «Катюши» — подлодки К-22 и К-2.
Любые попытки вернуть ход субмарине терпели неудачу. Щ-421 подходила к норвежским берегам, и, чтобы «Щука» не досталась врагу, подводники заминировали торпеды.
Картина художника-мариниста Александра Юрьевича Заикина «Встреча подводных лодок К-22 и Щ-421»
Выход из сложившейся ситуации предложил старпом Алексей Каутский. Он, будучи мальчишкой, слышал о том, как российские подводники в Чёрном море обманывали турецкую береговую артиллерию фальшивым парусом. Действительно, в истории флота были эпизоды «парусных» субмарин: в Первую мировую войну подводники таким образом маскировались под рыбацкие судна. Видяев сразу же понял посыл Каутского и приказал сшить два паруса из дизельных чехлов.
Краснофлотцы подняли перископы и зацепили за них сшитые полотна. Подводная лодка буквально подняла паруса. Благодаря этому подводники выиграли время. Они надеялись вовсе остановить подлодку, но их размер не позволял субмарине идти по ветру. Так, к утру следующего дня, они заметили норвежский берег. Экипаж готовился подорвать лодку.
К-22, прибывшая на место взрыва первой, не сумела обнаружить аварийную субмарину и начала поиски. Около полудня «Катюша», наконец, встретила «Щуку». Командир К-22 Виктор Николаевич Котельников решил взять подлодку под парусом на буксир. Однако из-за шторма буксировочные тросы не выдерживали нагрузки и лопались. В небе показался вражеский самолёт, и времени на эвакуацию подлодки не оставалось. Попрощавшись со своим кораблём, краснофлотцы Щ-421 были подняты на борт К-22. Повреждённая субмарина была потоплена торпедой «Катюши».
Члены экипажа Щ-421
10 апреля К-22 прибыла на базу в Полярном. Отважные и находчивые подводники были награждены медалями «За боевые заслуги». Капитан-лейтенант Фёдор Видяев стал командиром подводной лодки Щ-422.
В шести боевых походах краснознамённая Щ-421 совершила восемь торпедных атак и потопила германский транспорт Konsul Schulte.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
- Притаившийся на "галерке" пассажир обокрал водителя маршрутки
- "И так сойдет!": коммунальщик решил сэкономить на вывозе снега и сбросил его на припаркованные авто
- "Я тебе лицо раздеру": мать девочки, высаженной из автобуса, решила разобраться с кондуктором
- Киевлянка дважды врезалась в одно и то же авто, потому что волновалась
- "Отправимся в сафари через бетонные джунгли": навигатор "2ГИС" заговорил голосом Наколая Дроздова