Плата за морское господство. Боевая карьера «Могучего Худа» (12 фото)
В 1923 году он вместе с линейным крейсером Repulse в сопровождении лёгких крейсеров отправился в кругосветный круиз. Посетив десятки портов Тихого и Атлантического океанов, они прошли больше 70 000 километров.
«The Mighty Hood» во время кругосветного плавания в Австралии, март 1924 года
В 1929 году начались работы по модернизации корабля, которые длились два года. Во время модернизации был увеличен объём топливных цистерн, установлен командно-дальномерный пост систем управления зенитным огнём. Кроме того, «Худ» оснастили двумя восьмиствольными 40-мм автоматами «Пом-Пом». Торпедные аппараты и боезапас торпед получили противоосколочную защиту. Изменениям подверглось и авиаоборудование. В результате последующих модернизаций зенитное вооружение лишь усиливалось.
И вновь война
К моменту начала Второй мировой войны «Могучий Худ» находился в шотландском Скапа-Флоу и числился в составе эскадры линейных крейсеров. В первые месяцы войны линейный крейсер осуществлял прикрытие конвоев и выходил на дозоры. В конце ноября 1939 года в компании французского линкора Dunkerque («Дюнкерк») и эсминцев «Худ» вышел в патруль в надежде перехватить корабли Кригсмарине. Однако повстречать противника им так и не довелось.
В апреле-мае 1940 года корабль прошёл модернизацию в Плимуте, в ходе которой несколько 140-мм орудий были заменены на 102-мм спаренные установки. Также «Худ» обзавёлся весьма сомнительными ракетными установками UP. Ракета несла фугас, подвешенный на парашюте. Англичане предполагали, что вражеский самолёт при столкновении с тросом парашюта подтянет к себе бомбу и спровоцирует детонацию. На практике такая техника оказалась неэффективной, и эти ракетные установки никогда не применялись.
Пусковая установка UP. На HMS Hood находилось пять подобных установок, одна из которых размещалась на крыше второй башни
Летом 1940 года линейный крейсер с авианосцем Ark Royal в сопровождении эсминцев перешёл в Гибралтар. 25 июня Франция капитулировала. Французский флот перешёл в руки режима Виши, и угроза его объединения с Кригсмарине английским лордам уже не казалась фантастикой. По этой причине Адмиралтейство сформировало соединение «Н» («Force H»), в которое вошли линкоры Valiant и Resolution, два лёгких крейсера и 11 эсминцев.
Английская «Катапульта»
Операция по перехвату французских кораблей под кодовым обозначением «Катапульта» началась 3 июля 1940 года. Попытки адмирала Соммервила решить конфликт мирным путём не увенчались успехом. Первыми загремели английские орудия. Через несколько минут огнём «Худа» был взорван линкор Bretagne («Бретань»). В результате его взрыва погибли 997 французских моряков.
Линкор Bretagne под обстрелом британских кораблей, за несколько минут до гибели
После гибели «Бретани» орудия «Худа» развернулись в сторону линкора Dunkerque («Дюнкерк»). Ещё полгода назад они вместе охотились на германских рейдеров. Первый снаряд «Худа», попавший в «Дюнкерк», угодил в зарядный лоток восьмого орудия, после чего начался небольшой пожар. Второй снаряд прошёл ангар гидросамолётов, попутно перебив электрокабели рулевого привода. Эти два попадания, хотя и нанесли урон французскому линкору, но серьёзно не сказались на боеспособности корабля.
Вскоре «Дюнкерк» получил два попадания 381-мм снарядами. Третий снаряд пробил 225-мм бронепояс и разорвался в отсеке вентиляторов, убив большую часть персонала и вызвав каскад разрушений. В перегрузочном отделении сдетонировали заряды и 130-мм снаряды, и весь дым от пожаров заполнил машинное отделение. В системе подачи также начался пожар, из-за чего были затоплены погреба с 130-мм снарядами.
Четвёртый снаряд «Худа» также пробил главный бронепояс и взорвался после попадания в противоторпедную защиту. Взрыв вызвал пожар в котельном отделении и повредил трубопроводы. Горячий пар и дым заполнили отделение. Резкий скачок давления разрушил дымоходы котлов, и воздух в третьем котельном отделении стал ядовитым. Последние два попадания заметно подорвали боеспособность французского линкора, который продолжал вести огонь по «Худу». «Француз» выпустил около сорока 330-мм снарядов по английском линейному крейсеру, но так и не нанёс серьёзных повреждений. На «Худе» были ранены два человека.
Повреждения линкора Dunkerque после битвы в Мерс-эль-Кебире
Через неделю соединение «Н» и «Худ» предприняли попытку обстрела итальянского аэродрома на Сардинии для отвлечения внимания противника от конвоев. Однако на подходе к острову эскадра подверглась налёту итальянских бомбардировщиков и от обстрела пришлось отказаться.
«Остановить “Бисмарк”»
19 апреля 1941 года разведка доложила о выходе сильнейшего линкора Кригсмарине Bismarck («Бисмарк») и тяжёлого крейсера Prinz Eugen («Принц Ойген»). 21 мая стало ясно, что немцы направляются на перехват конвоев. На следующий день было сформировано соединение, в состав которого вошли линейный крейсер «Худ», базировавшийся в Скапа-Флоу, линкор Prince of Wales («Принc оф Уэлс») и 6 эсминцев. Командовал эскадрой вице-адмирал Ланселот Холланд.
Вид на линкор Bismarck с борта крейсера Prinz Eugen
23 мая германская эскадра была обнаружена в Датском проливе двумя английскими крейсерами. Благодаря новому радиолокационному оборудованию они отслеживали движение германского линкора, и его координаты были известны эскадре Холланда. Но британцы, которые хотели сократить дистанцию, вскоре потеряли контакт с «Бисмарком». Холланд задействовал эсминцы, но немцы изменили курс, и группа миноносцев не встретила противника.
В 3 часа ночи 24 мая «Бисмарк» был вновь обнаружен. «Худ» и «Принс оф Уэлс», находившиеся в 65 километрах от германских кораблей, развернулись и на скорости 28 узлов направились в сторону противника. Ситуация осложнилась тем, что обе эскадры шли параллельным курсом. Это в свою очередь означало бой на большом расстоянии, к которому «Худ» был не приспособлен.
Карта-схема движения германской (красный) и английской (жёлтый) эскадр
«Железный канцлер» против «Могучего Худа»
В 05:34 «Принc оф Уэлс» обнаружил противника на расстоянии 31,5 километра. Перед вице-адмиралом Холландом встал выбор: продолжать наблюдение, ожидая прибытия подкрепления, или атаковать. Через пару минут командующий отдал приказ на сближение.
Линкор Bismarck в кильватерном строю. Съёмка сделана с кормы крейсера Prinz Eugen. Как видно, крейсер идёт во главе строя
В 05:52 началась артиллерийская дуэль. Из-за неисправного носового радара «Бисмарк» шёл позади «Принца Ойгена». А так как силуэты немецких кораблей были похожи, «Худ» открыл огонь по германскому крейсеру. «Принс оф Уэлс», верно опознав немецкий линкор, сразу открыл огонь главным калибром по «Бисмарку». После залпа у него вышло из строя орудие носовой башни. А вскоре отказала и вся носовая башня.
«Худ» продолжал сокращать дистанцию. Гюнтер Лютьенс, командовавший германской эскадрой, приказал открыть пристрелочный огонь. Немцы задействовали все орудия и после пристрелки открыли огонь на поражение. «Принц Ойген» добился прямого попадания по линейному крейсеру. Снаряд угодил в район 102-мм орудий и вызвал сильный пожар, который спровоцировал детонацию снарядов и ракет. Повреждения оказались серьёзными, но не фатальными.
Bismarck ведёт огонь по крейсеру HMS Hood. Кадры из кинохроники, снятой кинооператором
Рейхсминистерства пропаганды с борта Prinz Eugen
Вице-адмирал Холланд приказал повернуть влево, чтобы задействовать кормовые орудия. «Бисмарк» дал пятый залп по маневрирующему «Худу» с дистанции 16 километров. Один снаряд (по данным некоторых очевидцев, два) попал в среднюю часть корабля, между грот-мачтой и задней трубой, и разорвался внутри.
В районе грот-мачты поднялся столб огня, после чего произошёл довольно странный взрыв чудовищной силы. Корабль разломило пополам в районе кормового котельного отделения. Казалось бы, взрыв, причинивший такие разрушения, должен был оглушить всех очевидцев. Однако матросы линкора «Принс оф Уэлс» его даже не услышали.
Обломки линейного крейсера засыпали соседний линкор. Те, кто наблюдал эту трагедию, заметили взлетевшее на воздух 15-дюймовое орудие главного калибра с куском башни.
Схема боя в Датском проливе 24 мая 1941 года
Со слов выжившего сигнальщика Теда Бриггса, после взрыва рулевой сообщил, что корабль потерял управляемость. Тогда командир корабля, капитан первого ранга Ральф Керр, приказал перейти на резервное управление. Он не знал, что кормовая часть корабля к тому моменту уже отсутствовала. Нос начал быстро набирать воду. Бриггс, оказавшись в воде, увидел, как носовые орудия открыли огонь. К этому времени носовая часть находилась практически в вертикальном положении. Вероятно, экипаж башни в отчаянии от осознания неминуемой гибели сделал свой последний залп.
Крейсер затонул близ берегов Гренландии, в точке с координатами 63.20° с. ш., 31.50° з. д., унеся с собой 1415 человек. Вице-адмирал Холланд погиб вместе со своим флагманом. Удалось спастись лишь трём морякам, которых подобрал подошедший через два часа эсминец. «Счастливчиками» оказались уже ранее упомянутый сигнальщик Тед Бриггс, молодой матрос Роберт Тилбурн и гардемарин Уильям Дандас.
Фото, сделанное с крейсера Prinz Eugen. Справа отмечен столб дыма от разорванного линейного крейсера HMS Hood
Линкор «Принс оф Уэлс» также получил серьёзные повреждения, и, добившись трёх попаданий по «Бисмарку», вышел из боя. Германский линкор погиб в сражении с английской эскадрой 27 мая с поднятым флагом.
Ирония судьбы и случайность
Адмиралтейство получило трагическую новость в 9 часов утра того же дня. Известие о гибели символа Королевского флота потрясло тысячи моряков и граждан. Английская пресса назвала итоги сражения в Датском проливе «тяжёлым бедствием». Германские газеты с толикой самовосхваления отмечали, что «Могучий Худ» был потоплен через 8 минут после начала боя.
«Худ» повторил судьбу трёх линейных крейсеров, которые погибли в Ютландском сражении, хотя обстоятельства их гибели по иронии судьбы и стали причиной пересмотра первоначального проекта нового линейного крейсера . Для морских лордов и офицеров эта потеря означала, что меры, которые были приняты для предотвращения подобных случаев, были недостаточны.
Члены экипажа линейного крейсера, абсолютное большинство которых погибли 24 мая 1941 года
Британская пресса, а именно газета The Times, опубликовала письмо, в котором отмечалось, что вся вина лежит на морских лордах. Отчасти это так — кораблестроительная программа не предусматривала крупномасштабных модернизаций «Худа». По этой причине линейный крейсер к началу Второй мировой войны проигрывал потенциальным противникам по бронированию и вооружению.
Трагичный финал боя в Датском проливе стал результатом множества факторов. Английские корабли вступили в бой без поддержки эсминцев сопровождения в крайне невыгодном положении — для сокращения дистанции им пришлось развернуться носами, из-за чего «Худ» не сумел реализовать кормовые орудия. Германские рейдеры смогли задействовать все стволы, тем самым получили преимущество в огневой мощи, что, возможно, стало решающим фактором.
Таким образом, один из сильнейших кораблей Королевского флота стал жертвой обстоятельств, которые, однако, до сих пор до конца не выяснены. Существуют десятки теорий, имеющих как вполне обоснованные доводы, так и недостатки. Некоторые версии случившегося уже нельзя доказать или опровергнуть. Точно известно лишь одно — попадания «Бисмарка» по «Худу» были.
Подробности трагедии были описаны очевидцами, чьи показания порой противоречат друг другу. Это не удивительно: в пылу сражения, когда рядом в один миг погибает 1400 человек, человеческий разум не способен объективно оценивать обстановку. Множество вопросов так и остались без ответа.
Обломки «Могучего Худа» находятся на глубине 2800 метров. В 2015 году был поднят судовой колокол, который стал экспонатом в Национальном музее Королевского флота в Портсмуте.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.