Демон с гитарой (38 фото)
По техническим причинам пишу с небольшим опозданием
Российский гитарист, композитор и поэт Юрий Леонидович Наумов родился 3 мая 1962 года в Свердловске. Детство провёл в Ташкенте и Душанбе. Там, ещё в мае 1968 года, 6-летний Юра впервые услышал песни The Beatles, и буквально заболел музыкой. «От магнитофона меня было не оттащить», — вспоминал он позднее. И уже в 8 лет впервые сам взял гитару в руки.
А в октябре 1970 года семья Наумовых переехала в Новосибирск, где будущий музыкант закончил школу.
30 января 1974 года отец подарил Юрию гитару, и 12 годам Наумов уже прилично её освоил, на слух исполняя битловские хиты, а в 1978 году стал участником школьной группы, на бас-гитаре в которой играл учившийся 2-я классами младше Дмитрий Селиванов (подробнее — здесь: "Он истёк надеждой и всем, чем мог, А все вы остались такими же"), в недалеком будущем — сооснователь Калинова Моста и Промышленной Архитектуры, а также автор очень своеобразных песен.
По окончании школы Юрий поступил в Новосибирский медицинский институт (НГМУ, ныне — Новосибирский государственный медицинский университет) и музыкой в эти годы не занимался, хотя начиная с 1977 года был завсегдатаем репетиций студенческих групп НЭТИ (Новосибирский электротехнический институт, ныне — Новосибирский государственный технический университет/НГТУ), который в ту пору был эпицентром всей рок-н-ролльной жизни Новосибирска, где в разное время познакомился со звукорежиссером Александром Кирилловым (впоследствии директором КМ), Владимиром Бугайцом (лидер Ломбарда — самой знаменитой местной группы), Геннадием Пестуновым (сооснователем Ломбарда, а позже Небесного Электричества) и т. д.
В марте 1982 года, под впечатлением от услышанного в общежитии НЭТИ альбома Зоопарка «Blues de Moscou» и песен Майка Науменко (подробнее — здесь: Майк и его зоопарки), Наумов начал сочинять песни сам, а в январе 1983 года собрал группу Проходной Двор, в которой играли барабанщик Владимир Зотов и гитарист Олег Курохтин. В домашних условиях они записали свой дебютный альбом «Депрессия», получивший довольно шумный резонанс в кругах местных меломанов и творческой интеллигенции.
Почти в одночасье ПД стал одной из самых популярных групп Новосибирска. Некоторое время с ней сотрудничал гитарист Пестунов (Наумов при этом играл на басу). Успех, однако, имел и обратную сторону: его следствием стало давление со стороны местных властей — по всей стране набирала обороты антироковая кампания Минкульта, которая, сильно потеснив самодеятельную рок-сцену в столицах, практически уничтожила её в том же Новосибирске. Под давлением КГБ Наумов был вынужден покинуть мединститут за «распространение декадентских западных ценностей».
Лишённый возможности выступать дома, в первых числах января 1985 года Юрий отправился в Ленинград. Перебравшись в Ленинград, он принял предложение писателя А. Житинского стать его секретарём, чтобы как-то разрешить проблему прописки.
Серия сольных выступлений в 1985-87 гг. (чаще всего в небольших залах или на квартирах друзей) сделала его песни широко известными, а магнитофонные альбомы — где они, как правило, звучат иначе, нежели на концерте, — «Блюз в 1000 дней» (1986), на котором музыкант сам исполнил партии практически всех инструментов, и «Не поддающийся проверке» (1987), где Юрию ассистировал гитарист и клавишник Михаил Секей (позже Александр Невский), упрочили его репутацию. Отмеченный на обложке «Не поддающегося проверке» клавишник Марк Бомштейн (Джунгли) в действительности участия в записи не принимал — он лишь поделился клавишами для записи на к/с «Ленфильм» песни «Театр Станиславского». Альбом был удостоен диплома II степени на представительном конкурсе магнитоальбомов питерского журнала «Аврора».
25 августа 1985 года на квартире у «главного битломана СССР» Коли Васина (подробнее — здесь: Коля Васин ушел к Джону Леннону и Джорджу Харрисону) Наумов сыграл акустический концерт с фронтменом Алисы Константином «Доктором» Кинчевым (подробнее — здесь: Мы вместе! К юбилею Константина Кинчева), разошедшийся затем на МК под названием «Квартирник у Коли Васина» (1986), на который вошли более 20 композиций, в основном, в исполнении Кости, плюс инструменталы и бек-вокал Юрия. Кинчев играл просто ритм-линию, а Наумов вёл одновременно ритм-, соло- и басовую партию. Всё звучало, как акустический гитарный мини-ансамбль. Известные композиции Алисы сменялись неизвестными. Благодаря необычной гитаре и импровизациям Наумова всё звучало свежо, оригинально и неузнаваемо.
«У Васина было весело, он — тёплый, принимал нас как родных, очень прикалывался к кинческой строчке «Доктор! Я ваш гормональный мутант». Начинали мы трезво и бодро, потом — по ходу Коля выкатил бутыль водки. Я воздержался. Костик с Васиным накатили. И поехало. Мы сыграем с ним номер, они с Васиным пропустят по одной… Понятно, что к концу мы рубились кто в лес, кто по дрова, но было смешно и мило…» — вспоминает Наумов.
« — Вы как-то рассказывали о своем совместном выступлении на квартирнике c Константином Кинчевым. Глядя сейчас на вас обоих, можно только поражаться — не только тому, как по-разному сложились ваши судьбы, но и тому, как вы оба трансформировались со временем. Константин глубоко погрузился в православие, причём с сильным консервативным уклоном, вы же — человек очень открытый и, прежде всего, анализирующий. Как может быть, что люди, вышедшие из одной «колыбели», разлетаются по разным планетам, притом, что вы оба остаётесь в пространстве, которое можно назвать русским роком?
— Дело в том, что рок-н-ролл — очень специфическое искусство. В него впрыгивают в очень юном возрасте, почти подростковом. И здесь, с одной стороны, есть исходная честность и чистота, а с другой, в силу неискушённости, — колоссальная уязвимость. Можно соблазнить, совратить, сменить внутренний ориентир человека. Возьмём Элвиса Пресли. Как-то я услышал ремарку по его поводу о том, что он был гениальным исполнителем в течение первого года своей карьеры и пародией на самого себя в течение всех последующих лет. А начинал он 18-летним щеглом: он чувствовал нужную вибрацию, и весь был её воплощением. А дальше начал работать печатный денежный станок, и капля по капле — вот голливудский фильм, вот ляльки, вот платиновые пластинки, спой это, спой то, надо нравиться, наращивать аудиторию, вот сказочное богатство – и мальчишка с горящими глазами становится всё дальше и дальше от своей сути. И через 5-7 лет — всё. И не было сделки с дьяволом, когда знаешь, что ты витязь на распутье, и можешь принять решение — сдать себя оптом или остаться при своём. Всё происходит шаг за шагом. Преодоление момента соблазна — сугубо внутренний процесс, извне его может быть не видно. Юными, я и Костя, мы влюбились в рок-н-ролл, который был нам явлен в виде поразительно красивой картинки. Супергруппы 1970-х гг. — для меня это были Led Zeppelin, а Костя был фанатом Black Sabbath — это люди, которые на тот момент занимались любимым делом, не продавая себя. И представьте, мне 14-15 лет, и я вижу богов, с потрясающим хаером, которые играют музыку, в которую они верят на стадионах, омытые всеми золотыми дождями планеты. Иными словами, мы подписались на миф, который был интегральной совокупной голограммой, и мы хотели этого всего! Мы хотели быть честными, и быть королями! Мы видели сияющую картину, голливудскую сказку, только актёры в Голливуде так или иначе игроки на чужом поле, а в рок-н-ролле у музыкантов свой сценарий, как это было в середине 1970-х гг. Но никто нам не рассказывал, что то, то произошло, было восхитительным исключением. На самом деле машина дала сбой, и она не собиралась его давать ещё раз.
Машина музыкальной индустрии дала сбой. Никто не предполагал, что The Beatles, которых машина заглотила в 1963-64 году, изнутри взорвут её желудок к 1967 году. Что в эту зияющую дыру ринутся настоящие художники, и это станет целой эпохой... Вся эта сказочная халява длилась примерно 8 лет, как раз где-то до конца 1976 года. Мы на этом исключении выросли, как на правиле, мы не знали, что из этой мясорубки выпала лопасть, и вместо фарша пошло настоящее рок-н-ролльное мясо. Мы-то думали, что так и должно быть! Вашему поколению в 10 раз сложнее, вас растят уже отформатированными. Хотя мыслящему человеку при огромном желании можно и сейчас в этом мутном потоке прорваться к чистому роднику. Но если ты сегодня будешь ориентироваться на дорожные указатели, они тебя приведут к фуфлу. А в 1975 году указатели показывали в нужную сторону. Такого не было раньше и, наверное, не будет…
— Какое-то время.
— Да! Но нам обломилось. Для Кости это прошло более болезненно, чем для меня, поскольку он так или иначе привязан на элемент массового успеха. Тут возникает ситуация: когда ты начинающий, никому неизвестный художник, у тебя неслыханная степень свободы. Никто ничего от тебя не ждёт, и тебя могут полюбить с нуля, просто за честное выражение твоего духа. И от того, насколько ты свободен на старте, ты задаёшь систему координат для своей дальнейшей артистической судьбы. А дальше начинается интересная история. Ты написал хит, или 2, или 5, или 10, и возникает определённое гравитационное поле вокруг твоего искусства, к которому начинают подтягиваться люди. Они улавливают вибрацию, которая созвучна их душам. С этого момента мир снаружи начинает вмешиваться. Хотя это, как правило, не произносится вслух, но подспудный посыл таков: «Раз уж мы тебя любим — за тобой должок, будь добр, мы ждём». Складывается армия «инвесторов», которая, вкладывая в твои «акции», то есть, покупая твои альбомы, приходя на твои концерты, беря у тебя автографы, протягивают к тебе эти верёвки. И если ты их завяжешь за себя, то окажешься втянутым в причудливую орбиту негласных обязательств» (из интервью Ю. Наумова Анне Никитиной, «Звуки.Ru»).
В 1986 году Юрий принял участие в постановке «Мизантропа» по пьесе Ж.-Б. Мольера на сцене театра на Таганке (реж. Борис Юхананов), для которого им было специально написано несколько музыкальных композиций.
А на V Ленинградском рок-фестивале в июне 1987 года музыкант получил специальный приз «За чистоту и искренность».
«Касательно ленинградской рок-тусовки и её влияния на меня... На меня оказал влияние Майк Науменко, я считаю его гением российского рок-н-ролла. Он открыл мне магию рок-н-ролла в русском языке. Но для меня он — не часть тусовки, а совершенно отдельная и целокупная художественная единица. Что же касается тусовки — это был весьма интересный социальный феномен, прикольный и, пожалуй, неповторимый. Он не повлиял на меня творчески, но предоставил пищу для наблюдений и размышлений...» (из интервью Ю. Наумова для сайта «Немного светлее»).
Зимой того же года на питерском филиале ВФГЗ «Мелодия» приступили к записи песен для совместного альбома Наумова с близким ему по духу Александром «СашБашем» Башлачёвым (подробнее — здесь: 27 из 60-и – Время Колокольчиков (Часть 1)). На пластинке каждому из них отводилось по стороне.
«С Сашкой получилось так — 1-2-3 спички и дальше пошли просто пороховые склады — один больше другого. По-моему, к 1986 году, написав свои главные песни, это была одна громадная выгоревшая зияющая рана изнутри. Это страшный, безумный кайф, резко вспыхнувший и вырвавшийся «Егоркиными былинами», «Ванюшей» и всем остальным, после которого… Это же не за 30 лет сотворено — за каких-то 3 года концентрированной сверхжизни. Все остальное — чаепития на ночных кухнях с друзьями и все остальное — это уже не жизнь, это недожизнь, тебе уже просто нечем жить, ты все уже сжёг к е…й матери! Либо ты пытаешься зализывать раны х… знает сколько лет, либо ты просто превращаешься в 60-килограммовое тело, которое хлопают по плечу и говорят: «Сашка, ты клёвые песни пишешь», а внутри тебя — могила, ты спалил за 3 года то, что тебе, может быть, было отпущено на 100 лет. Но то, как ты был счастлив в своем безумии, со всем остальным рядом, б…ь, не стоит. Всё остальное — мясное существование, и около того. При тебе остался интеллект, ты можешь любить литературу, реагировать на хорошую музыку, понимать, что этот — балбес, а этот — получше, но все разно это — х…ня по сравнению с тем, что в тебе творилось, пока спички в тебе горели! (из интервью Ю. Наумова Галине Пилипенко, журнал «Ура! Бум-Бум!» №5 за 1989, Ростов-на-Дону).
СашБаш
«— Высоцкий лучше уловил время?
— Башлачёв уловил его лучше всех нас. И, между прочим, был изощренный художник. И язык его понимала, дай бог, 1/4 часть. Остальные сработали по извечной российской инерции: раз все заговорили, так, может, мы, дураки, чего-то недопоняли? Это просто плебейская наша черта — невозможность адекватно воспринять художника, и жаловаться в нашей стране на это — всё равно что ругать плохую погоду.
Когда я услышал его впервые, было ясно, что художник гигантский, но это было уже в ту пору, когда изменить, повлиять на меня уже было нельзя. Уже готовились миниатюры «Рожден, Чтобы Играть», «Карл», я выходил на свою эстетику, на аллитерационные ходы» (из интервью Ю. Наумова журналу «Ур’лайт», №23 за 1989, Москва).
Годом позже Юрий собрал новую концертную версию ПД, в которую вошли Олег Дегтярёв — бас (ех-Рок-Штат), Владимир Михайлов — клавишные (ех-Искушение) и Борис «Боб» Шавейников — барабаны (ех-Рок-Штат). Дебют состоялся на VI фестивале ЛРК в июне 1988 года и был высоко оценен музыкальной критикой и слушателями.
С уходом в сентябре 1988 года Шавейникова в АукцЫон, за барабанами появился «аквариумист» Пётр Трощенков, а техническую часть концертов обеспечивали звукорежиссёры Вадим «Десс» Сергеев (ех-Набережная Лимпопо) и Вадим Рокицкий, однако со временем группа стала выступать все реже и реже, и Наумов, ощущая некоторую холодность питерской публики, в начале 1989 года вновь распустил группу.
Года с 1986 года Юрий начал пользоваться всё большим успехом в Москве: по его подсчётам, именно там он сыграл 2/3 всех своих «квартирников», поэтому центр его творческой активности сместился постепенно в столицу.
В 1988 году вышел альбом «Перекати-поле», на котором с Наумовым играли пианист Секей и гитарист Игорь «Чума» Чумычкин (позднее Алиса (подробнее — здесь: «То ли про любовь, то ли про беду»)). Альбом был нелегально записан и сведён за 4 ночи в студии Иосифа Кобзона в Москве — благодаря знакомству Чумы с ночным сторожем студии.
В январе 1990 года Наумов показал любопытную программу на фестивале «Рок-акустика» в Череповце, а в мае Десс с помощью Рокицкого записал до сих пор не опубликованный акустический альбом «Нет дороги назад», состоящий из 19 песен.
А осенью того же года Юрий внезапно уехал в США, на родину блюза. Обосновался в Нью-Йорке. Вопреки мнению скептиков, предрекавших ему карьеру таксиста, Наумов продолжал зарабатывать на жизнь исключительно музыкой. Появляются композиции на английском языке. Проходят концерты во многих городах США, а также в Лондоне, Амстердаме, Иерусалиме, Берлине, Бергене.
«У меня к Америке очень тёплое отношение. И когда изнутри видишь ту цену, которую американцы платят за успех, поневоле проникаешься сочувствием. Сопоставляя её с Россией, я сделал забавное открытие: Россия маниакальная страна, которая косит под депрессивную, а Америка — наоборот. В России мало шансов быть победителем, оставаясь достойным человеком, за редчайшим исключением. В Америке игровое поле заточено иначе, и сочувствие лузерам минимальное, ведь каждому дали неплохие карты в руки. Но «виннеру» приходится так напрягаться, что по окончании рабочего дня он снимает с лица натянутую улыбку и тащится к психотерапевту, который за $150 в час поговорит с ним по душам, выслушает, как того «всё достало», выпишет ему прозак и скажет, что всё будет о'кей. Вечером в Штатах с лица «виннера» улыбка сползает, а в России вечером после 100 грамм на лице «лузера» она, напротив, расцветает. Мне повезло. Приехав в 1990 году в Штаты, я успел застать конец той самой рок-н-ролльной Америки, на которую ребёнком пускал слюни. Я ещё зацепил ту вибрацию в воздухе. А после она растворилась (из интервью А. Никитиной).
После иммиграции Наумов был награждён журналами «Guitar World» и «New Yorker» титулом «человек-группа», — тот, который без аккомпанемента и звуковых накладок звучит на записях, как «3 одновременно играющих гитариста».
В 1993 году Юрий побеждает на конкурсе гитаристов в Нью-Йорке и становится обладателем главного приза конкурса — гитары Fender Stratocaster.
На родине ровно 4 года о нём практически не было ничего известно, и люди стали забывать о музыканте. И вдруг — 27 апреля 1994 года гастроли в московском ДК им. Горбунова. Аншлаги. Закулисные сплетни.
Выпущенная затем фирмой «FeeLee-Рекордз» пиратская запись (организовавшая концерт и располагавшая записью «FeeLee» приняла решение о публикации, оповестив об этом музыканта уже задним числом) на CD запись концерта в «Горбушке» под названием «Московский Буги» (выпущен ещё и на МК студией «ЗеКо»), за которую Юрий не получил ни копейки, в 2000 году была переиздана самим музыкантом в новой редакции, со своим оформлением и под собственным же лэйблом «ЮН».
Значимость этого релиза понимал всяк, кто знал о неизбывном с советских врёмен синдроме отношения к уехавшему, как к умершему — мол, теперь можем не церемониться. Отсюда и бесчисленные пиратские кассеты, и отвратный пиратский диск с расплющенным звуком — мол, автор далеко, не приедет, не взыщет. Но приехал. Но не взыскивать, а петь.
В 1995 году вышел первый в запланированной им серии альбомов-настроений «Violet («Фиолетовый альбом)», записанный в Штатах с помощью Игоря Абуладзе и американского ударника Рэя Гиэла. На шаблонные вопросы бесчисленных репортеров о причине названия Юрий отвечал почти в ключе ослика Иа-Иа из сказки про Винни Пуха, нечто в духе «мой любимый цвет, мой любимый размер».
С тех пор Юрий регулярно, несколько раз в год, начал ездить с гастролями в Москву и Новосибирск, выступая, как правило, в небольших залах перед хранящими ему верность почитателями.
«Одно дело, когда артист изначально заточен под стадион, а другое — когда он делает шаг из клуба на крупную площадку. Во втором случае надо пройти внутреннюю эволюцию и решить, каким быть для этих людей. И непонятно, что им всё-таки нужно, ведь нет прямой коммуникации. Есть молчание, и есть допущение, что это молчание может обозначать, и как правило, оно следующее: раз не хлопают, значит, им это не нужно» (из интервью А. Никитиной).
С момента отъезда Наумов выступил в 15 городах Америки, а также в Англии, Норвегии, Голландии, Германии, Израиле. Участвовал в 1994 году в фестивале Ben & Jerry Rock Festival в американском Вермонте и в 1996 году в норвежском блюз-фетивале Bergen Blues festival.
В 1997 году в Питере был выпущен (опять же без ведома музыканта) альбом «Гадкий утёнок», включавший записи новосибирского периода, в том числе с первым составом ПД (Наумов — бас, Пестунов — гитара, Зотов — барабаны).
В 1998 году музыкант дал концерт в Хайфе (Израиль), который прошёл при полном аншлаге. Люди, знакомые с творчеством Наумова, приехали со всех городов страны.
В том же году на CD был переиздан «Блюз в 1000 дней».
Весной 2001 года музыкант освежил свою дискографию, выпустив инструментальный альбом «Гитарные истории» (2001). Позже на CD была переиздана вся его ранняя дискография (за исключением «Депрессии»): «Не поддающийся проверке» (2002), «Перекати-поле» (2003). В 2004 году появилась новая редакция альбома «Violet» — с иным оформлением и бонус-треками.
Питерским же поклонникам Наумова долго приходилось сидеть на голодном пайке: организовать концерты музыканта на его «второй родине» никак не удавалось. Лишь в начале 2002 года объединенными усилиями газеты «Известия», портала www.rock-n-roll.ru и других заинтересованных лиц, дело стронулось с мертвой точки, а 17 апреля Юрий впервые с конца 1980-х гг. выступил в Питере на сцене КЗ «Петербургский» у Финляндского вокзала. С тех пор Наумов начал посещать Питер чаще: в том же зале он играл в октябре 2002 года и в апреле 2004 года, а 8 октября 2005 года дал большой концерт во дворце Белосельских-Белозерских.
В октябре 2004 года музыкант выпустил сборник концертных записей «Рожден чтоб играть. Ч.1». Вторая часть увидела свет в апреле 2005 года.
Творчество Наумова, как поэтическая манера, так и гитарная техника, оказало значительное влияние на многих мыслящих в том же ключе музыкантов, среди которых можно отметить питерских гитаристов и певцов Алексея «Поля» Полякова, Кирилла Комарова и москвича Сергея Калугина (подробнее — здесь: Праведник, организовавший «Оргию»).
Его популярность переросла в славу уникального блюзового гитариста, внесшего понятие «русский блюз» в историю советского рок-н-ролла.
« — Когда о Вас пишут, то порой употребляют словосочетания «русский блюз», что мне представляется оксюмороном…
— Ничего подобного. Вот навскидку: Россия – грустная страна или весёлая?
— Грустная.
— Вот! Сразу же был дан ответ! Даже воды в русских реках медлительнее, чем в американских, по наблюдениям тех же американцев. Несмотря на всю эмоциональную динамику, чувство грусти, печали — превалентное. Эта предтеча блюза разлита в воздухе страны. Всё, что осталось — преломить её в звучащую вибрацию. И я могу уловить эту боль и печаль и конвертировать их в звук — мне это дано. При том, нет никаких гарантий, что люди сходу в это врубятся. Но Россия, как страна медленная, преподносит мне урок стоицизма: успевать не торопясь. Я теперь вижу смысл в том, чтобы прожить долгую жизнь. Тогда я смогу оформить в некий звуковой пласт то, что с точки зрения гитарной музыки является абсолютно русским искусством. И даже если это никогда не будет популярным, с точки зрения посыла это будет жизнестойким искусством. У России есть лицензия на подлинное величие. Но в людях сильно подавлено волевое начало. И лучшее, что я могу как художник — это напомнить людям об их человеческом достоинстве. Это одна их тех миссий, что я могу исполнить» (из интервью А. Никитиной).
В 2008 появляется фильм-концерт «Рок как будто блюз» — полностью созданный самим Маэстро. Далее — переиздание магнитоальбомов 1980-х гг. с цифровым ремастерингом и бонус-треками.
В 2011 году Юрий выполнил мастеринг альбома «Lucidus» русско-американской певицы, мультиинструменталистки Алисы Апрелевой. В роли продюсера, композитора и аранжировщика принимает участие в проекте Вадима Астрахана «Высоцкий на английском». Альбом увидел свет весной 2012 года.
В течение последних 23 лет со времени распада ПД Наумов выступал сольно. А с 2010 года начал экспериментировать с разными музыкантами, в основном — в однократных проектах и концертах. С 2012 года началось постоянное сотрудничество с профессиональным мультиинструменталистом Игорем Трусовым, присоединившимся к Юрию в качестве сценического перкуссиониста, ознаменовавшее собой рождение в конце 2013 года дуэта ЮНИТ.
«— Каким образом вы добились такой удивительной техники игры на гитаре? Правда ли, что для того чтобы добиться чего-то серьёзного нужно уделять инструменту не менее 6 часов в день?
— После ряда безуспешных попыток создать группу я решил попытаться донести ансамблевый звук посредством единственной гитары. Для этого пришлось переосмыслить целый ряд звуковых подходов, придумать новые методики звукоизвлечения, исследовать возможности альтернативных строёв. Необычная задача настаивала на необычных решениях. Так родился мой стиль.
Касательно времени проведённом за инструментом — я не стал бы это сводить к какой-то фигуре: кому-то достаточно получаса, кому-то потребуется 8 часов в сутки. Главное — в другом. Мы можем говорить о подлинном сценическом мастерстве тогда, когда между танцем и танцором, между музыкантом и исполняемой музыкой исчезает граница; когда исполнитель является полноценным воплощением произведения. Чтобы этого достичь, нужно, чтобы тело стало совершенным проводником художественных импульсов. Для того, чтобы тело этому научить и затем поддерживать в надлежащем состоянии, нужно время. Но сколько времени — уже зависит от индивидуальности. Лично мне понадобились многие тысячи часов.
— На одном из концертов вы говорили нечто вроде того, что иногда, экспериментируя с гитарой, открываете для себя новые музыкальные миры. Что вы имели в виду?
— Открыть новый звуковой подход — это как высадиться на новую неведомую планету, со своими законами, ландшафтом, экосистемой. Ты совершаешь прыжок в неизведанное… (из интервью Ю. Наумова Андрею Сафонову, «Journey Without Movement (Путешествие без движения)», Калиниград, 2018).
В 2014 году появилась идея нового рок-симфонического альбома «Эскапист», которую музыкант вынашивал много лет. Это первый альбом артиста, полностью созданный на средства поклонников. В 2014-15 гг. на краудфандинговой платформе Planeta.ru был запущен проект в поддержку финансирования записи диска. Как только необходимая сумма была собрана, начался активный поиск талантливых рок-симфонических музыкантов. В первую очередь встал вопрос о классном тяжёлом рок-барабанщике и единомышленнике. В 2015 году выбор пал на молодого талантливого московского барабанщика Никиту Павлова, с которым Юрий начинает сотрудничество и образует дуэт NP-Project. Играет серию концертов в России, а затем в 2017-18 гг. записывает все барабанные партии для альбома. Помимо Павлова в записи приняли участие Андрей Березин (виолончель), Ян Максин (виолончель), Олег «Дед Василий» Сакмаров (флейта), Надежда Мейксон (скрипка), Борис Плотников (губная гармоника) и Ксения Федулова (электрогитара). Все сложные симфонические партии для «Эскаписта», музыка и тексты песен сочинены и аранжированы Наумовым.
Юрий Наумов — музыкант, неофициально носящий титул лучшего блюзового гитариста России, стал живой легендой, благодаря своей виртуозности и глубине музыкальных композиций.
Во время его выступления в зале стоит гробовая тишина, воздух наэлектризован серьёзными психоделическими композициями, иногда разбавленными заводными буги. Между песнями аудитория взрывается аплодисментами. Но с первыми же звуками следующей песни, зал вновь погружается в фиолетовые краски «Ночи на хай-вэйе», музыка пружинит по крышам «Поролонового города», медленно поднимается в «Космос», к звёздам, и снова устремляется на землю за мрачным «Катафалком», в «Блюз о недобитом времени». Под конец, как всегда по традиции, «Сказка о Карле, Короле Рок-н-Ролла», замечательный инструментал «Нью-Йорк, 5-я Авеню», где из сплава блюза и буги выплывают и еврейские «Семь-Сорок» и «Мурка», а завершается вечер концертным номером «Театр Станиславского». Иногда Юрий позволяет себе исполнить песню Майка «Седьмая Глава», которая звучит по-своему, по-наумовски, и нисколько не уступает оригиналу чувственностью и проникновенностью.
Гитарист он уникальный. Как писали американские журналы — так никто не играет. Уникального исполнителя выделяет самобытная техника игры, оригинальность звучания, свои собственные 26 гитарных строев. Его специальная гитара, на которую установлены 9 струн, опущенных на 4 тона вниз, сделана известным скрипичным мастером Сергеем Ноздриным. Плюс аккорды и гармонии, ранее невиданные в стандартном блюзе, точное и чистое извлечение звука, плотность которого усилена спецэффектами, а виртуозная игра даёт понятие о том, что перед вами действительно человек-группа. Ритм, соло, бас — всё в одном инструменте.
Юрий по характеру одиночка, независимый и самодостаточный человек. Играя на сцене, никогда не заводил себе директоров и менеджеров. Сам себе хозяин. Даже новый альбом музыкант предпочёл писать дома, а не на студии. Вложив немало денег в профессиональную записывающую аппаратуру, освоив звукозапись, он самостоятельно работает над звуком и аранжировками. Не проходя абсолютно никакой «раскрутки», Юрий всё равно остаётся известным в рок-н-рольных кругах, имеет свою аудиторию, время от времени получает приглашения на телевизионные передачи (был частым гостем «Антропологии» Д. Диброва).
Наумов относится к числу музыкантов, чьё творчество с трудом поддаётся классификации и лежит вне традиционных жанровых рамок. Его песни несут явный отпечаток гитарной культуры белого блюза, однако в той же мере в них присутствуют и отголоски городского романса, и элементы фолк-барокко, и интонации бардовской песни, а тексты обнаруживают мощный поэтический дар автора и нередко построены на виртуозной игре словами и образами. Будучи абсолютным самоучкой, Юрий является подлинным мастером русского психоделического блюза. Наумов часто подвергается разнообразной критике, но при этом в «народе» давно признан королём своего стиля. Гитарист с уникальной техникой звукоизвлечения.
« — Вы себя считаете российским или американским музыкантом?
— Я не утруждаю себя отождествлением по территориальному признаку. Но что касается гражданства, то у меня есть гражданство США. А что касается того, отличается ли российский слушатель от американского? Российский слушатель более чуток к точной и изысканной строфе, американский — к точному и изысканному звукосочетанию и ритму. Но по обе стороны океана люди неравнодушны к драйву, открытости, харизме, артистической самоотдаче, чувству юмора» (из интервью Ю. Наумова журналу «LюMON», Челябинск).
А ещё, в мае 2012 года, в канун 50-летия Маэстро, в московском издательстве «Выргород» вышла книга его текстов «Иная Вечность». Состав сборника и идею текстовой концепции воплотила его пресс-атташе, журналист Ирина Тарабрина. Издание полиграфически прекрасно оформлено, тексты проиллюстрированы картинами художницы Лизы Васильковой по мотивам песен и фотографиями музыканта и его 9-струнной «Baby», сделанными арт-директором Юрия Юлией Дмитриевой.
«…Я не знаю, чем я стал бы заниматься, если бы во всём мире исчезли бы все гитары, все струны и профессиональные гитарные мастера. Но я был бы преисполнен глубоким сочувствием к людям, обречённым жить в таком мире, ибо мир без гитар и струн — это падший мир. Мир, погружённый во тьму…» (из интервью Ю. Наумова для сайта «Немного светлее»).
Дискография Ю. Наумова:
Магнитоальбомы: «Депрессия» (1983), «Блюз в 1000 дней» (1986), «Не поддающийся проверке» (1987), «Перекати-поле» (1988), «Нет дороги назад» (1990), «Московский буги» (1995).
CD: «Violet (Фиолетовый Альбом)» (1996), «Гадкий утёнок» (1997), «Гитарные истории» (2001),
«LUCIDUS» (альбом А. Апрелевой, мастеринг ЮН, 2011), «Two Fates» (2-ой диск из проекта В. Астрахана «Высоцкий на английском», мастеринг и продакшн ЮН, 2012).
Концертные альбомы: «Алиса. Акустика. Ч.2» (1988), «Московский Буги» (1994), «Рождён чтоб играть» (Д.1, 2004), «Рождён чтоб играть» (Д.2, 2005), «Russian Blues Live» (2007), «Рок как будто блюз» (2008).
DVD: «Рок как будто блюз» (2008).
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
А. Бурлака «Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965-2005», Т.2
http://worldelectricguitar.ru/musician/yuri_naumov_articles.php
http://worldelectricguitar.ru/musician/yuri_naumov_articles_3.php
https://info.wikireading.ru/221628
https://www.spb.kp.ru/daily/26912/3962372/
https://svyazalamuzyka.wordpress.com/2017/07/15/naumov/
http://worldelectricguitar.ru/musician/Yuri_Naumov.php
https://zen.yandex.ru/media/id/60072fe535bbe85855b5bcd9/kinchev-i-naumov-vydaiusciisia-kvartirnik-iz-80h-605d6fb38ca98126165ffd49
http://worldelectricguitar.ru/musician/yuri_naumov_articles_2.php