Могли ли бедные люди до революции есть мясо (8 фото)
Работник мог легко отказаться от куска говядины в пользу в рюмки водки, но Энгельгардт также уточнил, что "не согласится заменить водкой жир или гречневую кашу".
Для того, чтобы прокормить в зимнее время скотину нужно колоссальное количество труда и выращивать корову в больших количествах невыгодно при тогдашних ценах. Корову держали ради навоза и молока, а на мясо пускали редко, чаще всего от старости.
Основным мясным продуктом для русского крестьянина было сало. Его использовали в качестве добавки к каше, растопленным. Также был ещё вариант с солониной, которую тоже ценили именно за жирность, а не за мясную составляющую.
В городе было всё совсем иначе. Диета там определялась не нуждами хозяйства, а тем, на сколько был наполнен кошелёк и относительная дешевизна мяса превращалась из недостатка в большое достоинство.
Мясо хорошего качество обычному человеку было не по карману, вырезку с окороками ели люди зажиточные. Но было чем поживиться и городскому бедняку. В повести "Судьба дворцового гренадёра" один из персонажей, который был крепостным художником, говорит: "А коли пятак случится, то сряду с лотка перехвачу печёнки аль рубца…" Это был наиболее распространённый вариант общественного питания - торговля с лотка. Так продавали булки, пирожки и разные дешёвые мясные продукты. В больших городах были "обжорные ряды", где были не только лоточники, но и велась торговля с прилавков.
Основными поставщиками мясного товара для этих обжорных рядов и лоточников были "гусачники" - они специализировались на требухе и ливере. Заплатив за то, что осталось от коровы после разделки мясником, примерно 3-4 рубля (цены 1880-х годов), они при помощи определённых, часто мерзко выглядевших, манипуляций превращали всё мало-мальски съедобное в еду для бедняков.
Журналист и краевед Анатолий Бахтиаров описывал это так: "По вечерам к гусачнику приходят торговки из обжорного ряда - с маленькими тележками, на которых утверждены деревянные ящики для склада мясных продуктов, а спереди тележки приделана палка для возницы. Закупив провизию, торговки везут её на себе домой, где в русской печи, в огромных чугунах, изготовляют хлёбово для обжорного ряда". Через этот рынок по примерным подсчётам краеведа, проходило около пяти тысяч человек в день.
"Разношёрстная голытьба покупает незатейливые продукты на 2 и даже на 1 копейку и посыпает солью, которая при этом полагается даром. На другом конце стола, запасшись копейки на 2 хлебом, гость садится за стол и получает какую-нибудь незамысловатую похлёбку, в которой по пословице "крупина за крупиной гоняется с дубиной".
Можно было приобрести кусок вываренного мяса или ливера, смазать его бесплатной горчицей и съесть, в прикуску с ломтём хлеба за копейку. Можно было попросить покрошить мясо в чашку и налить туда бульон. Как бы то ни было, за пятачок в таком обжорном ряду можно было вполне сытно поесть, пусть и без претензий.
Пять копеек в конце 19-го века... Чернорабочий в день получал примерно 40 копеек, дворник - 60 копеек, но у него были левые доходы и часто немалые, полицейский зарабатывал 75 копеек, но брал мзду с тех же извозчиков, лоточников и прочих. Чиновник самых низших чинов табели о рангах - примерно рубль (смотря какое ведомство), промышленный рабочий - от 60 копеек на ткацкой фабрике, а на механическом заводе до двух рублей. Бутыль "казённой" могла стоить от 40 до 60 копеек. Так что мясо могло быть доступно даже самому бедному человеку, но это было очень плохое мясо.