Русская матрица
Тема та же - виртуальная реальность. Только если в Матрице нас встречает мир постапокалипсиса, то произведение Сергея Лукьяненко описывает "недалёкое будущее", то есть фактически нашу с вами современность.
Чем произведение нашего фантаста круче импортного блокбастера? Практически всем. Сюжет сложнее и гораздо интереснее, персонажи глубже, они испытывают настоящие чувства и эмоции, ... проработанность мира чётче...
Его герои живут, почти как мы, решают схожие с нашими насущные проблемы, они близки нам ментально и духовно. Они словно соседи по лестничной площадке или друзья детства, которых мы не видели очень давно и вдруг встретили случайно...
Поэтому миры Лукьяненко - живые и выпуклые, в отличие от картонных миров Голливуда и западных авторов. В них мы словно видим себя и своих знакомых. А ещё прекрасно понятны мотивы героев, почему они действуют так, а не иначе. Ну и конечно - их чувства.
Как всегда у Лукьяненко - ставятся нравственные и философские вопросы, на которые нет однозначных ответов и герои находят неожиданные решения.
Ну и юмор хорош. Да, мне нравится юмор психиатра. Наверняка это показатель того, что с моей кукухой что-то не в порядке, но с этим уже ничего не поделаешь.
Не поймите неправильно - я не говорю, что Матрица плоха. Оригинальная трилогия - это уже классика фантастики. Но Матрица - это чистый экшн. Действо, движуха, спецэффекты. Смотреть приятно, но чисто для развлечения.
А вот "Глубина" Лукьяненко по настоящему глубока. В ней достаточно скрытых смыслов и причин, чтобы задуматься.
И тут Лукьяненко, как и большинство настоящих фантастов, обладает даром предвиденья. То есть ставит важные вопросы и предсказывает проблемы по поводу того, что ещё только входит или даже только планирует появится в нашей жизни.
Смотрите, 1997 год. Интернет уже существует, но до современных масштабов и возможностей ему ой как далеко. Виртуальная реальность, в которой люди смогут существовать почти как в реале - лишь фантазия или проект очень далёко будущего.
Но уже тогда ряд фантастов задумывается, что нам принесут эти новые возможности, как отразятся на нашей жизни и какие проблемы могут принести. И нужно сказать, что большинству из них удаётся верно ответить на эти вопросы, предсказав в своих произведениях многие явления и проблемы, которые мы уже имеем сейчас, или зарождение которых уже видны невооружённым глазом.
Вот и Лукьяненко в своей "Глубине" чётко их прописывает. В частности: оторванность от реальной жизни, одиночество в сети, десоциализация, психические расстройства, неадекватность поведения в реале после ощущения "всемогущества" и вседозволенности в виртуальности, интернет-зависимость, киберпреступность, утрата социальных навыков значительной частью общества...
Но всё это описано походя и ловко вплетено в основное повествование.
Цикл состоит из трёх книг: Лабиринт отражений, Фальшивые зеркала и Прозрачные витражи. Первые две книги посвящены приключениям главного героя Леонида. Третья - продолжение цикла, но с другим героями и проблемами. Потому мне она была неинтересна и я её не читал. Но, возможно, кому-то она и понравится.
Теперь о сюжете
Русский программист Дмитрий Дибенко, сам того не подозревая, создал гипно-программу, которая заставляет большинство людей воспринимать виртуальный мир как реальность.
Используя данное изобретение ведущие производители компьютеров и програмного обеспечения создают виртуальный город - Диптаун, благодаря чему пользователи интернета стали посещать не сайты, а неотличимые от реальных дома, рестораны, клубы и прочие заведения, на любой вкус.
Новую реальность назвали "Глубина" (по-английски - deep, отсюда - Диптаун, город в Глубине).
На большинство людей программа Дибенко действовала безупречно, они полностью погружались в выдуманную реальность, воспринимали её, как настоящую, и не могли свободно покинуть её. Только через место входа, либо по таймеру, либо при посторонней помощи.
Но над неким, небольшим, процентом людей программа не имела полной власти. Они могли погружаться в глубину, но не были её пленниками. Их мозг воспринимал "глубину" именно как виртуальность, потому они могли её легко покинуть, а также видели слабые места программ, потому обладали сверхспособностями в этом виртуальном мире.
Из назвали "дайверами".
Главный герой первой и второй книги - дайвер Леонид. По ходу действия он узнаёт тёмные стороны глубины, находит свою любовь и встречает внеземной разум, который и даёт ему такие сверхвозможности по управлению "глубиной", по сравнению с которым все его прежние умения - детский лепет. Да и Нео из Матрицы нервно курит в сторонке.
Вторая книга огорошивает сразу. "Глубина" изменилась. Дайверы потеряли большинство своих способностей. Единственное, что теперь они могут - не воспринимать её всерьёз, не погружаться в неё полностью. Почему так произошло - никто не знает.
Кроме того в "глубине" возникли две очень серьёзные проблемы. Кто-то разработал оружие, способное убивать из виртуальности в реале. А ещё появился тёмный дайвер, который по прежнему владеет всеми способностями дайверов.
Вокруг этого и закручиваются события второй книги.
Любителям фантастики советую почитать. Если вдруг ещё незнакомы. Книги действительно интересные и захватывающие.
P.S.
Я очень надеюсь, что данные произведения Сергея Лукьяненко когда-нибудь экранизируют. Но только не те (или им подобные), кто снимал "Ночной дозор", "Черновик" или "Запрещённую реальность", поскольку эти "художники" превратили талантливые романы в унылый киношный ширпотреб.
- Анджей Сапковский: как он создал «Ведьмака», почему не любит видеоигры и что его связывает с Россией
- За что Крупская ополчилась на Корнея Чуковского
- Необычные поступки известных писателей
- Нобелевский лауреат, интеллигент и графоман о недосягаемой Высоте
- Несостоявшаяся балерина: кому из знаменитостей серьёзно подпортила карьеру Агния Барто?