Гран-При России 1914 года (3 фото)
Рассказывает Сергей Беднарук.
Как известно, отправной точкой в истории автомобильного спорта является 1884 год, когда состоялись состязания на скорость между Парижем и Руаном. 14 лет спустя первая "гонка моторов", как её окрестили, прошла в Российской империи – прошедшие поздней осенью 1898-го в окрестностях Санкт-Петербурга соревнования получили название "I Кубок общества велосипедной езды".
Победителем заезда стал Павел Беляев, выступавший на своём трицикле Clement с бензиновым двигателем De Dion-Bouton мощностью в 1,75 л.с. В качестве приза ему вручили специальный золотой жетон с выгравированной надписью: "Первый приз за первую в России гонку моторов"
Именно Санкт-Петербург, тогдашнюю столицу, можно назвать центром автоспорта в дореволюционной России. В 1902-м был основан Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб. Именно СПАК выступил организатором первых международных автомобильных соревнований в нашей стране, состоявшихся в 1913-м. Их победителем стал Григорий Суворин на немецком Benz с кузовом от отечественного "Руссо-Балта".
Вопреки информации некоторых современных источников, придать той гонке статус Большого Приза в Санкт-Петербургском Автомобиль-Клубе не решились, хотя впоследствии об этом пришлось жалеть, ибо по составу участников и уровню организации гонка ничуть не уступала зарубежным Гран При, которые к тому времени уже проводилось во многих странах (первая в истории гонка с таким статусом прошла в 1906-м во Франции).
Зато в следующем году организаторы уже с полным правом подали заявку на проведение гонки Гран При – и 18 мая 1914 года близ тогдашней столицы Российской империи состоялся Большой Приз Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (в те времена соревнованиям давалось название не страны, а местного организатора). Соревнования прошли под покровительством князя Сергея Михайловича.
Самый первый Большой Приз
Дистанцию запланировали в 12 кругов общей протяженностью около 384 км, но губернатор не разрешил на столь длительный срок перекрывать дороги общего пользования, поэтому её сократили до семи кругов (224 км).
Трасса представляла собой большой четырехугольник между Красным Селом, Лиговым и станцией Александрово. Все примыкающие дороги огородили шлагбаумами, было выставлено оцепление из военных и полиции. В поворотах насыпали большие кучи песка, которые служили смягчающим барьером безопасности.
На особо опасных участках дежурили кареты "скорой помощи" с докторами и фельдшерами. Через каждые полторы версты располагались судьи с сигнальными флажками. Связь на трассе обеспечивала большая группа мотоциклистов. Для зрителей соорудили трибуны, организовали стоянки для экипажей гостей, работал буфет.
Увы, состав участников получился не очень представительным, как годом ранее – большинство именитых гонщиков предпочли готовиться к скорому Гран При АКФ во Франции. Кроме того, некоторых отпугнули высокие стартовые взносы (немалые по тем временам 300 рублей, причём изначально эта сумма была еще на 100 рублей больше). В итоге на гонку заявилось 15 участников, из которых на старт вышло только 12. Среди них оказалось лишь двое иностранцев. При этом в 1913-м "посещаемость" была выше: 21 заявка и 18 стартовавших, включая шестерых гостей из-за рубежа.
В двенадцать часов участников пригласили на старт. На расстановку ушло ещё пятнадцать минут, и в четверть первого первый автомобиль отправился на дистанцию. Старт давал командор клуба Николай Григорьевич Кузнецов – ударом флага по капоту.
Гонщики отправлялись на дистанцию с раздельного старта. Результаты подсчитывались с учетом трех параметров, наиболее значимым из которых был зачет по времени прохождения всей дистанции. Также брались в расчет регулярность хода и отдача двигателя, которая высчитывалась по сложной формуле.
С первого же круга основная борьба развернулась между двумя иностранными участниками – немцем Вилли Шоллем, фирменным гонщиком завода Карла Бенца в Мангейме, и итальянцем Бериа д’Аржентиной на Aquila Italiana. В сражение с ними сумел вклиниться россиянин Степан Овсянников на английском Vauxhall.
А вот главный фаворит – заводской гонщик отечественного "Руссо-Балта" Иван Иванов – вынужден был сойти уже на первом круге из-за поломки усовершенствованного специально перед домашним Гран При двигателя. Кроме Иванова, до финиша не смогли добраться еще четверо участников.
Гонка длилась около трех часов. В итоге уверенную победу одержал Вилли Шолль – "маленький флегматичный немец", как о нём писал журнал "Автомобиль". Он опередил финишировавшего вторым Овсянникова на восемь минут. Еще в шести минутах позади дистанцию закончил д’Аржентина.
Шолль преодолел семь кругов за 1:48.32,2 со средней скоростью 123,8 км/ч. При этом на своём лучшем круге немец на огромном автомобиле Benz с 15-литровым мотором установил результат 138,14 км/ч. В зачётах на регулярность хода и отдачу двигателя Вилли показал второй результат.
«Его Benz – огромная чисто-гоночная машина – хорошо держала дорогу и замечательно эффектно проходила мимо трибун», – писал журнал "Автомобиль".
Benz победителя Гран При России 1914 года Вилли Шолля:
Ожидание длиною в век
Историк Юрий Мелентьев в своей книге "Автомотострасти Российской империи" привел любопытную цитату из одного репортажа тогдашней прессы: "Гонка, надо сознаться, была организована в смысле охраны дороги вполне образцово и прошла великолепно, при огромном стечении публики, чему способствовала также идеальная для Петербурга погода".
К сожалению, через месяц с небольшим после первого российского Большого Приза прозвучал трагический выстрел в Сараево и началась Первая мировая война, а спустя три года в России грянула революция.
Соревнования 1914 года стали последними крупными автогонкам в Российской империи, а следующего Гран При нашей стране пришлось ждать целых сто лет.