Что стоит за отменой переноса сборки Lada 4x4 на главный конвейер (7 фото)
Lada 4x4, которую до сих пор многие ВАЗовцы называют исключительно «старой Нивой», меняет «место прописки». Из 62-го корпуса производство экс-Нивы должны были перенести на третью нитку главного конвейера.
Вчера «АвтоВАЗ» распространил пресс-релиз, из которого следует, что вышеупомянутый перенос временно отменяется. Попробуем пояснить, что за этим стоит и почему это важно для СП GM-«АвтоВАЗ».
62-й корпус — почти ровесник самого ВАЗа, он был введён в строй в 1976 году для производства Нивы первого поколения.
На тот момент оборудование 62-го корпуса было вполне прогрессивным и, что нехарактерно для отечественного автопрома, компактным. Фактически в одном цехе сосредоточились все основные операции — сварка кузова, окраска и сборка. Причём окрасочный комплекс сделали двухэтажным!
Увы, на сегодняшний день производственная линия Нивы устарела безнадёжно, модернизировать её под иную модель нет никакого экономического смысла, гораздо дешевле будет всё свезти на свалку и смонтировать конвейеры заново. 62-й корпус продолжает функционировать только потому, что на старую Ниву есть спрос, и как минимум до 2018 года она останется в производстве.
Нет смысла в модернизации существующего оборудования ещё и потому, что у завода имеются более современные незагруженные мощности. Речь о так называемой третьей нитке главного конвейера. Раньше на ней собирались модификации ВАЗ-2110, но в 2014 году линию модернизировали под производство Лада Веста. Смонтировали новый сборочный конвейер, доработали окрасочный комплекс. Сейчас эта ветка выглядит даже современнее, чем та, где собирают машины на французской платформе BO. Сейчас там собирается Приора.
Однако в середине 2015 года руководством «АвтоВАЗа» было принято одиозное решение о выпуске Весты в Ижевске. Это фактически оголило третью нитку конвейера, ведь выпуск Приоры постепенно сворачивается. За весь 2015 год завод сделал 28 507 Приор, это при том, что линия рассчитана на 220 000 автомобилей.
Недозагрузка современного конвейера — это прямые убытки. Как минимум по коэффициенту загрузки одного работника: фактически то же самое количество рабочих способно собирать в десять раз больше автомобилей. Окрасочный комплекс, работающий не в полную силу, но регулярно требующий обслуживания, тоже не повышает КПД использования линии. Да и вообще обидно: качество изготовления автомобилей на третьей нитке сейчас очень высоко, не использовать эти возможности просто глупо.
Именно таким соображением руководствовался Бу Андерссон, когда решил загрузить третью нитку конвейера моделями с «внешних» производств — из ОПП (длиннобазная Нива) и ВИС-Авто (пикапы на базе Гранты и той же длиннобазной Нивы). Но Андерссон не принял во внимание экономику этого проекта: сам перенос из ОПП и с ВИС-Авто обошёлся бы дороже преференций, получаемых от загрузки третьей линии. Так и вышло: ОПП частично разобрали на металлолом, длиннобазную Ниву «прописали» на главном конвейере, но объём выпуска этой модели столь мал, что весь экономический эффект ушёл в глубокий «минус». А до моделей ВИС-Авто вообще не дошли: Андерссон покинул завод.
И вот, уже при новом президенте ОАО «АвтоВАЗ», появилась информация о переносе сборки старой Нивы на третью нитку. Что при этом будет с 62-м корпусом — не формулировалось даже на уровне слухов. Просто велено было подготовить перенос в летние заводские «каникулы», с 23 июня.
Старая Нива с её 35 000 в год, конечно, подспорье для третьей нитки, да и качество машины неизбежно улучшилось бы. Но даже с воплощением этой идеи КПД новой линии составит примерно одну треть. При этом сам перенос старой Нивы тоже затратен, равно как и демонтаж оборудования 62-го корпуса.
Всё это было бы оправдано только при одном условии: 62-й корпус начали готовить под новый проект. Причём такой, какой нельзя запустить на той же третьей ветке. Так что грядущая (правда, непонятно, когда) Нива-3, она же Lada 4х4 New Generation, из рассуждений выпадает, она проектируется под сборку как раз на обсуждаемом недозагруженном конвейере.
В качестве нового проекта для 62-го корпуса могла выступать только... Chevrolet Niva-2!
Собственно говоря, вопрос организации производства Chevrolet Niva-2 упирается в две проблемы: нет денег и нет места. Вот как раз насчёт места мы с вами сейчас и говорим. У GM-«АвтоВАЗ» наибольшая «засада» — с размещением сварочного комплекса, купленного в Южной Корее. После остановки строительства корпусов в ОЭЗ Тольятти СП стало рассматривать предложенный «АвтоВАЗом» вариант загрузки мощностей так до конца и не ликвидированного опытно-промышленного производства (прессы и окраска там сохранились). Более того, уже заключён договор с прессовым производством ВАЗа на изготовление крупногабаритной штамповки и лицевых деталей. Пресс-формы сделаны, их надо только «перепривязать» к «АвтоВАЗовским» прессам. И такая работа уже началась. Но, как известно, несколько дней тому назад «АвтоВАЗ» в одностороннем порядке отказался от сотрудничества с СП по размещению сварки на своей территории. Это случилось ровно тогда, когда стало известно, что СП нашло-таки деньги на продолжение проекта Chevrolet Niva-2.
У GM-«АвтоВАЗ» сейчас только один вариант размещения нового завода: на собственной территории. Точнее, не на собственной, а арендуемой у того же «АвтоВАЗа». Речь идёт о корпусе Т30, площадью примерно 8 тыс. кв. метров. Но для нового завода нужно минимум 18 тыс. кв. метров — 12 на сварку и 6 на логистику. Как они там всё разместят — непонятно.
Тут мы вспоминаем, что 62-й корпус готовился к освобождению. И про то, что на ОПП хотели делать сварку. И вдруг: СП находит деньги на проект, а «АвтоВАЗ» разрывает предварительные договорённости. Не нужно иметь высшее философское образование, чтобы додумать ранее витавший слух: у «АвтоВАЗа» были свои виды на проект Chevrolet Niva-2 и он умело пользовался цейтнотом, в который попало СП. Мы не говорим, что «АвтоВАЗ» хотел напрямую оттяпать у СП эту модель, конечно, нет. Всё могло быть изящнее — увеличение доли «АвтоВАЗа» в СП до контрольной, совместная доводка «ШНивы»-2 до возможности использования ВАЗовских агрегатов и т.п. Но в итоге всё равно это привело бы к тотальному контролю «АвтоВАЗа» над проектом.
А теперь — не приведёт. И остаётся только саботировать усилия СП, в рамках правового поля, конечно, не нарушая Закон об акционерных обществах.
Смех смехом, но если эта версия верна, то получается, что Меркушкин невольно поработал на американцев, поучаствовав в поиске финансирования для GM-«АвтоВАЗ» (тут уместно оговориться, что это исключительно авторское мнение, дабы оно не стало предметом разбирательства в Роскомнадзоре). Но у «АвтоВАЗа» остаётся ещё столько рычагов влияния на GM-«АвтоВАЗ», что даже решение финансового вопроса не гарантирует Chevrolet Niva-2 быструю и успешную постановку на конвейер.