Мартин Смит - автодизайнер, имени которого никто не знает (7 фото)
Каждый рестайл, каждое новое поколение и каждая новая модель, помимо привлечения новых почитателей и положительных отзывов, вызывает бурю негодования у ретроградов и блюстителей классических, полюбившихся форм. Одни дизайнеры не способны идти на компромиссы и рубят корни без сожалений, другие чтут традиции прошлых поколений и предлагают нео-ретро, третьи стараются найти золотую середину и создать автомобиль, способный вызвать положительную реакцию как у постоянных клиентов марки, так и у автомобилистов, находящихся на распутье.
А сегодня будет рассказ о создателе основополагающей, на сегодняшний день, концепции дизайна автомобилей Ford – Кинетики. Её создатель, Мартин Смит, родился в Англии в 1949 году и с самого детства знал, чем хочет заниматься. Учась в школе, он написал письмо дизайнеру компании Mini Алеку Исигонису, с вопросом как ему стать автомобильным дизайнером, и получил одобряющее ответное письмо с советами на будущее. Для воплощения своей мечты Мартин выучился на инженера в Ливерпульском университете, а затем окончил Лондонский Королевский колледж искусств со степенью магистра.
Первый опыт Смит получил в Porsche в 1973 году, затем работал в компании Ogle Design, где занимался дизайном коммерческого транспорта до 1977 года. В 1977 он успел поработать на Audi, затем на BMW, однако быстро вернулся в «четыре кольца», где и проработал все 80-е и большую часть 90-х годов. Среди важных достижений Мартина Смита можно выделить мускулистые формы Audi Quattro, до неузнаваемости изменившие внешность куда более скромной гражданской Audi Coupe. Затем, заняв должность главы дизайн-студии Audi в головном офисе, он приложил руку к созданию уже легендарных Audi 80 1986 года и Audi 100 1982 года. Мартин Смит настаивал на лучшей аэродинамике и более округлых формах, нежели у вовсе прямоугольных предшественников, а также сохранения фирменного стиля у этих двух автомобилей разного класса.
Еще одной знаковой работой Смита стал концепт-кар Audi Avus quattro 1991 года. Полностью алюминиевый спорткар с 12 цилиндровым W-образным двигателем наделал шуму на международном Токийском автосалоне. Последней работой для Audi стал салон Audi TT, в тот момент Мартин Смит был руководителем отдела дизайна интерьера.
В 1997 году Смит перешел в Opel, где получил должность директора по проектированию компактных автомобилей, а в 2002 году получил повышение до исполнительного директора по дизайну, где отвечал уже за внешность каждого нового автомобиля Opel. Благодаря Мартину Смиту невнятные и скучные Opel ушли в историю, и им на смену пришли Insignia Concept 2003 года, задавший новое направление в дизайне каждой модели Opel; Astra 2004 года, Zafira 2004, Corsa 2006 и паркетник Antara.
Но все эти модели вышли уже без него. В 2004 году Смита коварно переманили в европейское подразделение Ford на должность исполнительного директора по дизайну, где подчинялся он только вице-президенту головного офиса, с которым уже успел поработать над разными моделями Audi. Чуть позже к их команде присоединился «бежавший» из Opel вслед за шефом Стефан Ламм, получивший должность главного дизайнера кузовов. В таком составе они поставили себе чёткую задачу, которой планировали следовать, и ничто им не могло помешать. Именно эти люди и сформулировали философию Кинетического дизайна, или Энергии движения.
Первой ласточкой был Ford SAV Concept, а ярким представителем, как вы помните, стал Ford Iosis о котором я уже рассказывал, а также Iosis X и Verve. Основной идеей Кинетического дизайна стали острые углы и объёмные поверхности, придающие ощущение динамики даже стоящему неподвижно автомобилю. Следуя этой концепции, были разработаны серийные Ford S-MAX 2006 года, Ford Galaxy 2006-го, Ford Mondeo 2007-го и Ford Kuga 2008-го. С 2010 года принята новая стратегия – Один Ford, в соответствии с которой автомобили марки Ford должны выглядеть как минимум похожими по всему миру, и Focus 2010-го создан в соответствии с новым вектором.
Вероятно, подобные задачи были поставлены еще раньше, чем об этом было публично сообщено, так как с 2006 года Мартин Смит также отвечал за дизайн автомобилей Ford в Австралии, Китае и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Представленный же в 2011 году Ford Evos одновременно указал на развитие философии Кинетического дизайна и задал всем подразделениям концерна Ford новый вектор в рамках другой философии — Один Ford.
В 2014 году этот незаурядный и талантливый человек оставил свой пост в связи с пришедшим пенсионным возрастом, а ему на смену, из головного офиса, пришел Джоэл Пиасковски, руководивший отделом стратегического развития.
Мартин Смит никогда не отличался публичностью, но известно кое-что о его личных автомобильных пристрастиях. Сам он владеет красным Ferrari F430 Scuderia, и лишь по той причине, что ему не хватило денег на F458. Также он владеет Austin Healey и классическим Jaguar, а из всех Ford он выбрал Focus RS500.
Ну, и немного о современных авто: BMW со временем начали исправляться, особенно 7-я серия; Audi A5 Sportback и A7 выглядят великолепно; Porsche Panamera уродлива; любой Aston Martin становится великолепным спустя 30 лет; новый Bentley Continental не отличается от старого; Volkswagen Jetta слишком прост и незатейлив на фоне стильного Mondeo; хороши Skoda Yeti и Roomster.
За 41 год работы этот человек внёс столь огромный вклад в автомобильный дизайн, что, вероятно, еще наши внуки будут встречать на улицах автомобили, к созданию которых приложил руку Мартин Смит.