Тест-драйв из СССР: "Копейка" 1973 года выпуска (37 фото)
1966 год открыл второе дыхание советского автопрома, когда итальянцы и советское Министерство внешней торговли подписали в Москве соглашение о строительстве на территории СССР завода, где было суждено появляться на свет современным на то время легковым автомобилям. Так начиналась история Волжского автомобильного завода, первой серийной моделью которого в 1970-х стала «копейка». Если более официально — ВАЗ-2101. До открытия сайта Onliner.by тогда оставалось несколько десятков лет, поэтому провести тест-драйв бюджетного седана у нас не было возможности. Мы решили «переместиться во времени», чтобы испытать новенький на тот момент автомобиль.
Итак, 1973 год. Леонид Гайдай представляет широкой публике фильм «Иван Васильевич меняет профессию», а в Великобритании Роджер Уотерс с Дэвидом Гилмором заканчивают работу над своим легендарным альбомом The Dark Side of the Moon. В это время в Тольятти сходит с конвейера наш тестовый автомобиль. Выпускать «копейку» начали три года назад, но именно 1973-й стал пиковым по объему производства седана, который с небольшими изменениями собирали аж до 2012 года.
Ни для кого не секрет, что в основе первой вазовской модели лежит компактный итальянский седан Fiat 124 (выпускался с 1966-го и даже стал «Автомобилем года в Европе»). «Русифицированная» версия машины, несмотря на внешнее сходство, получила несколько сотен (!) доработок. Советские инженеры раскритиковали половину узлов 124-го и заявили, что в таком виде автомобиль нельзя будет нормально эксплуатировать на просторах СССР. Для того чтобы ВАЗ-2101 спокойно справлялся с одной из двух главных проблем России, его оснастили усиленной передней подвеской и полностью пересмотренной задней. Изменения коснулись тормозных механизмов, коробки передач, двигателя, салона и др. Некоторые доработки, кстати, итальянцы позже применили на обновленном Fiat 124.
Внешне «ноль первая» отличается от итальянского собрата бамперами, дверными ручками и наружным зеркалом заднего вида, которое в 124-м отсутствовало. На тест нам попала машина, которая за четыре с лишним десятка лет была слегка доработана. Так, на нашей «копейке» можно заметить два наружных зеркальца заднего вида (квадратной формы), расположенных на дверях. В 1973-м на автомобиль устанавливали одно зеркало (круглое) и крепилось оно к крылу. Сегодня без двух зеркал ездить по городу невозможно, поэтому один из бывших владельцев немного проапгрейдил машину.
Новодел есть и в салоне — здесь появилась центральная консоль с современной магнитолой, читающей MP3 (формат, который на 20 лет младше самого автомобиля). Из двух колонок (у ног переднего пассажира и сзади) патриотично поет Юрий Антонов, и мы заводим мотор. Ключ зажигания — слева. Как у Porsche или спортивных Alfa Romeo. Легкое вздрагивание, и под капотом зашевелился 1,2-литровый мотор, перепробовавший за свою жизнь больше сортов бензина, чем вы коктейлей на Зыбицкой.
Сейчас сложно судить, сколько «лошадей» разбежалось из тех 64-х, которые движок развивал в 1973-м. Машина едет вперед и назад — и это уже хорошо. Причем едет неожиданно бодро — разогнаться до законопослушных 60 км/ч вместе с потоком современных автомобилей не составит труда. По нынешним меркам коробка передач, конечно, не отличается четкостью работы. Люфты такие, что, подергав рычаг влево-вправо, не поймешь, ты на передаче или на нейтралке. Педаль газа довольно короткоходная, тогда как сцепление не менее информативное, чем у какого-нибудь Golf II. Наибольшее нарекание вызвала тормозная система — педаль очень ватная и рассчитать тормозной путь непросто. Даже если тормозишь в пол, машина замедляется неохотно. Но и разгон до сотни занимает секунд 20—25. Разгоняться до более высоких скоростей опасно.
Первое, на что обращаешь внимание, сидя за рулем «копейки», — это обзорность. Вот реально — как в аквариуме. Большие, практически вертикальные стекла создают эффект, напоминающий езду на кабриолете. Сидишь словно голышом и видишь все вокруг. К наружным зеркалам заднего вида придется привыкнуть — они слишком маленькие и заметно увеличивают картинку. При перестроении или во время парковки проще обернуться. Бывший владелец «Жигулей» установил в салон большое панорамное зеркало заднего вида, и, наловчившись, можно пользоваться исключительно им.
Несколько слов о посадке на водительском месте. Единственное, что здесь можно отрегулировать, — это кресло. Оно двигается взад-вперед. Все! Остальное регулируй в своем теле. Но на самом деле особого ортопедического дискомфорта за рулем «копейки» не испытываешь. Не хватает разве что подголовника, отсутствие которого еще и крайне опасная вещь. Но из песни слов не выкинешь, а родные вазовские кресла не оснастишь удобным выступом для головы. Как не оснастишь клавишами управления магнитолой и старый руль, не имеющий никаких усилителей.
На рулевой колонке — два рычажка. Оба слева. Один отвечает за поворотники, второй — за светотехнику. Дворники активируются клавишей слева от руля. Порадовала «груша» омывайки. Давишь на нее, и словно из шприца на лобовое стекло попадает жидкость. Даже мотор не нужно заводить. Сама жидкость хранится в мешочке под капотом. Объем совсем маленький. На относительно неплохо сохранившемся экземпляре ВАЗ-2101 еще есть родная телескопическая антенна, достать которую можно лишь с помощью специального ключика, идущего в комплекте с машиной. Все очень лампово и душевно.
Говорить про управляемость «копейки» сложно. Конечно, у автомобиля огромные крены и абсолютно неинформативный руль. Но в те времена, когда модель только начинали выпускать, у машин была одна цель — исправно ехать вперед, назад, влево и вправо. С этим «ноль первая» справляется. Кстати, подвеска не такая уж жесткая, как могут подумать люди, не ездившие на классических «Жигулях». При наличии опыта на ВАЗ-2101 можно «дать угла» не хуже, чем на BMW E30. Но на практике такие «давания» часто заканчиваются в столбе. Лучше не рисковать. Конструкции этого автомобиля уже более полувека.
«Копейка», да еще и в таком хорошем состоянии, — настоящая машина времени. Здесь остался и тот неповторимый запах советского автопрома, и рабочие треугольные форточки в передних дверях, и родные кресла, сидя на которых многие наши соотечественники совершали свои первые в жизни автопутешествия. Если же взглянуть на советский автопром объективно, отбросив всю сентиментальность и ностальгию, то мы увидим, что по-настоящему хороших машин в СССР и не было. Все модели уступали американским и европейским конкурентам, и люди покупали их из-за отсутствия выбора. И «копейка» в этой истории остается одним из лучших легковых автомобилей, когда-либо выпускавшихся на территории Союза. Недаром машина получила титул «Лучшего российского автомобиля ХХ века». Спасибо итальянцам за эту чудную модель, ставшую целой эпохой для советских автолюбителей!
Нынешний владелец машины Никита. Он вдвое младше своего автомобиля: